Козина И.В., учитель-логопед ДОУ № 2099, Москва
Дети, поступающие в логопедическую группу, проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Полученные данные записываются в речевую карту, которая должна обеспечивать следующие условия:
- качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);
- интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов);
- использование унифицированных критериев оценки выполнения заданий (они сводят к минимуму личностный фактор);
- подбор заданий в соответствии с возрастной нормой (речевые пробы должны быть разными для 5, 6 и
7-летних детей);
- построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
- отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;
- компактность заполнения;
- достаточно большое количество примеров детской речи;
- возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу.
Целью публикации не является подробное представление методики обследования дошкольников с ОНР. Советуем читателю творчески подходить к предлагаемому материалу. Логопед-практик вправе разработать свою схему обследования. Главное, чтобы она удовлетворяла всем современным требованиям.
Речевая карта
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ______
Дата рождения ____________
Откуда поступил ___________
Речевое окружение _________
Домашний адрес, телефон
__________________________
Данные о родителях (ФИО, возраст на момент родов)
Мать ____________________
Отец ____________________
Анамнестические данные
От какой беременности ______
Характер протекания беременности ______________________
Роды ____________________
Перенесенные заболевания
__________________________
Слух ____________________
Зрение __________________
Интеллект _______________
Раннее физическое развитие:
начал держать голову ______ сидеть ______ ползать ________ стоять _______ ходить _______
Раннее речевое развитие:
гуление ______ лепет ______ первые слова ________________
первая фраза ________________
фразовая речь _______________
Особенности артикуляционного
аппарата
Зубы ____________________
Прикус ___________________
Твердое нёбо ______________
Мягкое нёбо ______________
Губы ____________________
Язык ___________________
Параметры обследования
1. Общее звучание речи.
2. Артикуляционная моторика.
3. Звукопроизношение.
4. Слоговая структура слова.
5. Фонематический слух.
6. Языковой анализ и синтез.
7. Грамматический строй.
8. Лексика.
9. Словообразование.
10. Связная речь.
Логопедическое заключение
______________________________
Дата ______ Логопед ______
План
индивидуальной
коррекционной работы
______________________________
Данные о ходе коррекционной работы
______________________________
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Характер протекания беременности - токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды - досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесенные заболевания - пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух - норма (N), снижение слуха.
Зрение - N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Интеллект - соответствует возрасту, ниже нормы.
Раннее физическое развитие - N, с задержкой (начал держать голову - N 2 мес., сидеть - 6 мес., ползать - 5-6 мес.), стоять - 7-8 мес., ходить - 1 год).
Раннее речевое развитие - N, с задержкой (гуление - N
3 мес., лепет - 5 мес., первые слова - 1 год, первая фраза - 2 года, фразовая речь - 3 года).
Особенности артикуляционного
аппарата
Зубы - N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус - N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.
Твердое нёбо - N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо - длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы - N, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык - обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
Моторная сфера
Общая моторика - N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые
исследования
4 года - попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.
5 лет - то же и дополнительно: попрыгать на левой, правой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.
6 лет - то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
Ручная моторика - N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука - левша, амбидекстр, правша.
Рекомендуемые
исследования
4 года - сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак - ладонь).
5 лет - то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак - ребро - ладонь» ведущей рукой.
6 лет - то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом - на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак - ребро - ладонь» левой рукой, одновременно обеими.
Психофизические процессы
Внимание
N (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение.
Восприятие
Зрительное - узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
Тактильное. 4 года - угадывание предмета по контуру. 5, 6 лет - то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
Слуховое - опознание и дифференциация шумов.
Цвет - нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет (4 года - крас ный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; 5 лет - то же и дополнительно: оранжевый, голубой; 6 лет - то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый).
Форма. 4 года - круг, квадрат, овал, треугольник. 5 лет - то же и дополнительно: прямоугольник. 6 лет - то же и дополнительно многоугольник.
Ритм - восприятие, воспроизведение (4 года - - - ., - . -, . - .; 5 лет - . . . -, - . . -, . - - .; 6 лет - - - . . ., . . - - ., . - - - .).
Временные представления - ориентация хорошая, недостаточная, слабая (4 года - части суток, времена года; 5 лет - то же и дополнительно: дни недели; 6 лет - то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций).
Пространство. 4 года - показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади. 5 лет - то же и дополнительно: слева, справа.
6 лет - то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Схема тела. 4 года - показать правую, левую руку, ногу. 5 лет - то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет - то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо.
Разрезные картинки - самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию (4 года - 2-4 части, 5 лет - 3-5, 6 лет - 4-8).
Фигуры из палочек. 4 года - «стульчик» из четырех палочек. 5 лет - «домик» из шести палочек. 6 лет - «лодочка» из семи палочек.
Память
Параметры кратковременной памяти: объем и линейность.
Мышление
Обобщение. 1 уровень - обобщение словом. 2 уровень - группировка по субъективным общим признакам. 3 уровень - родовидовое обобщение. 4 уровень - логический уровень обобщения. N - к 7 годам.
Сериация. 4-5 лет - расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака. 6 лет - соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов.
Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений.
Импрессивная речь
Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Предложно-падежные конструкции. 4 года - в, на, над, под, у, с, по, до. 5 лет - перед, за, около, в, из, на, с. 6 лет - под, из-под, за, из-за.
Глаголы с приставками.
4 года - выходит, переходит, подходит. 5 лет - вылетает, подлетает, залетает. 6 лет - выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.
Выполнение инструкций.
4 года - одно-, двухступенчатые. 5 лет - двух-, трехступенчатые. 6 лет - покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.
Понимание предложений.
4 года - Где мама дочки? Где дочка мамы? 5 лет - Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет - понимание связной речи, логико-грамматических конструкций.
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Разборчивость - N (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих.
Темп - N, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма).
Ритм - N, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
Дыхание - свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.
Голос - N, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).
Оценка
5 - разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме.
4 - разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса.
3 - речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.
2 - разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно прявление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра.
1 - речь понятна только близким.
Артикуляционная моторика
Объем движений - строго ограничен, неполный, полный.
Тонус - N, повышен, понижен.
Подвижность - достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.
Переключаемость, точность движений - достаточная, недостаточная.
Саливация - N, повышенная.
Оценка
5 - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.
4 - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
3 - замедленное и напряженное выполнение.
2 - выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
1 - невыполнение.
Звукопроизношение
N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Оценка
5 - безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
4 - один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
3 - нарушено произношение трех-пяти звуков.
2 - в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков.
1 - искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.
Слоговая структура слова
N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
Оценка
5 - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.
4 - воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
3 - замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2 - искажение слоговой структуры слов.
1 - невоспроизведение.
Фонематический слух
N (сохранный), развит недостаточно, нарушен.
Исследуются звуки:
- звонкие, глухие;
- ротовые, носовые;
- твердые, мягкие;
- переднеязычные, заднеязычные;
- переднеязычные-среднеязычные;
- среднеязычные, заднеязычные;
- губные, переднеязычные;
- губно-губные, губно-зубные;
- свистящие, шипящие;
- переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;
- шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;
- шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;
- свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;
- вибранты смычно проходные ротовые.
Оценка
5 - все задания выполнены верно.
4 - допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 - ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 - часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 - невыполнение.
Языковый анализ и синтез
N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.
Оценка
5 - все задания выполнены верно с первой попытки.
4 - допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 - задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2 - большая часть заданий недоступна.
1 - неверные ответы, отказ от выполнения.
Грамматический строй речи
N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.
Оценка
5 - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 - единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 - большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка).
2 - большинство заданий не выполняются.
1 - невыполнение.
Лексика
N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.
Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
Словообразование
N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.
Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
Связная речь
N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ
4-5 лет
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.
Л.Н. Толстой
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты.
По И.Д. Сытину
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.
И.Д. Сытин
5-6 лет
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, - отвечал ежик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик только вздохнул.
К.Д. Ушинский
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Л.Н. Толстой
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи - будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.
По К.Д. Ушинскому
Оценка
5 - пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
4 - пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
3 - пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
2 - пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
1 - пересказ даже по вопросам недоступен.
Рассказ по серии картин
6-7 лет
Оценка
5 - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4 - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
3 - раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
2 - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
1 - рассказ недоступен.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. М., 2004.
Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб., 2004.
Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб., 2004.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., 2000.