Татаринова И.А., учитель-логопед МОУ СОШ № 9 им. Степанченко, г. Ржевск Тверской обл.
Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ общеразвивающего вида показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.
Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Прослеживается тенденция к уменьшению активного словаря, происходит замена нормативной лексики просторечными и жаргонными словами (которыми изобилует речевая среда детей), упрощаются синтаксические конструкции. Иногда можно наблюдать, что ребенку не хватает слов и умения построить свое высказывание.
В связи с этими и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов. При подготовке к занятиям воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, подбирать материал с учетом программных требований и ориентировкой на зоны ближайшего и перспективного развития ребенка. Для этого воспитателю необходимы специальные знания и умения.
Цель семинаров-практикумов, проводимых с педагогическим коллективом МДОУ, – помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях.
Работа воспитателей была организована по группам. Как показала практика, такая форма более эффективна, так как позволяет рассмотреть большее количество вопросов и активизирует деятельность педагогов; объединяет воспитателей с учетом уровня их педагогической компетентности, стажа работы, возраста воспитанников; помогает обмениваться опытом, высказывать свое суждение, не боясь его ошибочности, и прийти к правильному пониманию и решению проблемы.
Групповая форма организации работы применяется не только при проведении семинаров в нашем детском саду, но и при проведении методических объединений учителей-логопедов города.
Ниже приведена разработка двух семинаров-практикумов для воспитателей ДОУ общеразвивающего вида, на базе которого работает логопедический пункт.
Педагогический семинар-практикум «Некоторые
аспекты формирования
звуковой культуры речи»
ПОДГОТОВКА
За 2-3 недели до проведения семинара в методическом уголке вывешиваются следующие материалы для ознакомления:
•Нормы речевого развития детей разного дошкольного возраста;
•Комплексы артикуляционной гимнастики;
•Список литературы по теме.
Организационный момент
Распределение педагогов на три группы.
Каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом с соответствующей схемой.
1. Артикуляционная гимнастика
Введение в тему (выступление учителя-логопеда):
- что такое артикуляционная гимнастика;
- почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой;
- рекомендации к проведению упражнений.
Задания для работы в группах (на обсуждение каждого задания отводится до 5 мин)
1. Оценка готовности стола к проведению артикуляционной гимнастики (набор предметов на столе предусматривает наличие лишних предметов и отсутствие необходимых).
2. Выбор артикуляционного упражнения и объяснение его для группы: средней, старшей, подготовительной (каждой группе предоставляется список одинаковых упражнений).
3. Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики для группы: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки).
4. Может ли артикуляционная гимнастика навредить ребенку? Почему?
5. Какую ошибку допустил воспитатель?
1-я группа. В средней группе разучиваются упражнения: «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Маляр», «Дятел», «Моторчик».
2-я группа. В старшей группе, где более 50% детей неправильно произносят звук [с], для разминки выбраны следующие упражнения: «Лопатка», «Чашечка», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубки».
3-я группа. В подготовительной группе, где дети правильно, но нечетко произносят все звуки, выбраны следующие упражнения: «Слоник», «Лягушка», «Лопатка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Киска».
Учитель-логопед или специально созданная экспертная группа подводит итог.
2. Развитие фонематической функции речи. Правильное произношение
Введение в тему: выступление учителя-логопеда или воспитателей-экспертов.
Составляющие фонематической функции:
- фонематическое восприятие;
- фонематический анализ и синтез, дифференциация звуков;
- фонематические представления.
Развитие фонематической функции во время физминутки
1. И.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр).
2. И.п. – основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса).
3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.
Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.
Развитие фонематической функции на занятиях по математике
Логопед. Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком [л], положите фишку перед собой.
У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу», – говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Логопед. Сколько слов со звуком [л] вы услышали?
Дети. Восемь.
Логопед. Какие?
Дети отвечают.
Какое слово было самое короткое?
Дети. Стол.
Логопед. Сколько в нем звуков?
Дети. Четыре.
Логопед. В каком слове звуков на один больше, чем в слове «стол»? На один больше, чем в слове «белка»?
Составьте задачи с одним из этих слов.
3. Занятия по развитию речи
Задания по группам (на обсуждение отводится до 5 мин)
Выбор скороговорок
1-я группа. Для разучивания в средней группе.
Тортилла тортами не тор-гует.
Опятки не на пятке.
Болтун болтает, а нытик ноет.
Метатель метал молот, а Митя – молоток.
2-я группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.
Саша шла по шоссе и сосала сушку.
Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали ворон.
3-я группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
Женя не «вагоноуважаемый»
И не «вагоноуважатый»,
А уважаемый
вагоновожатый.
Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.
Я гляжу на бережок -
Не лежит ли пирожок?
Выбор стихотворения
1-я группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звуков [р] и [р'].
2-я группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении [л].
3-я группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука [ш].
* * *
Хорек ходил на елку
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Абсолютно не похож.
Унес хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорек
Своей хлопушкой
Зверей пугает
Словно пушкой.
Г. Сапгир
* * *
Мы снежинки, мы
пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки -
балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в
кружок,
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы,
Но вот уже на чистую
страницу
Вспорхнула пестрой
буковкой синица.
Она звенит, как маленький
звонок.
Как будто первый начался
урок…
А. Горбунова
* * *
Елка в блестках ледяных,
В теплых слезках смоляных.
Свежая, зеленая, солнцем
озаренная.
Е. Благинина
* * *
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
С. Маршак
Блиц-опрос: найди ошибку
1. Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.
2. Воспитатель просит определить место звука [з] в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.
4. Игротека
Внутри каждой группы воспитатели делятся на три подгруппы. Каждая из них идет к месту проведения игры, указанной на жетоне. На месте консультанты разучивают с вновь сформированными группами свою игру, после чего каждая подгруппа возвращается за свой стол, и происходит обмен информацией. Таким образом каждая группа познакомится с тремя играми.
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»
Дети становятся в шеренгу. Водящий сообщает условия игры: «Съедобны те слова, в которых есть звук [ж] (мяч надо ловить), остальные слова несъедобны (мяч ловить нельзя)».
Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.
Игра с предметом
«Звуковая эстафета»
Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук [н] (твердый) стоит в середине слова, например: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.
Настольная игра «Звуковое лото»
ЦЕЛИ
• Активизировать словарь.
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ
Карты для играющих с изображением предметов, в названии которых есть звуки [з], [ж]; синие сигнальные фишки с буквами з, ж.
* * *
Водящий называет слово или показывает картинку молча, игроки закрывают сигнальными фишками названную (показанную) картинку, имеющуюся на карте. После окончания игры воспитатель проверяет правильность выбора фишек.
Подведение итогов
Мониторинг по группам. Оцените, насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? Какая помощь нужна?
Педагогический семинар-практикум «Составление
рассказа по картинке»
ПОДГОТОВКА
В методическом уголке за 2-3 недели до семинара вывешиваются для ознакомления материалы по заявленной теме.
•Учет возрастных особенностей детей при работе с картинкой.
•Виды занятий по картинкам.
•Приемы работы с сюжетными картинками.
Организационный момент
Распределение педагогов на три группы.
Введение в тему (выступление организатора семинара).
Этапы формирования связной речи
Анализируя ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов, можно не только определить составные части связной речи, но и этапы ее формирования.
Подготовительный – расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.
Формирование навыка или обучение составлению рассказов:
- накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;
- работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;
- составление плана рассказа;
- составление рассказа;
- исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.
Самостоятельная речь – умение составлять рассказ без помощи взрослого.
Теоретическая справка об основных направлениях, задачах работы воспитателя по обучению составления рассказа по сюжетным картинам (вы-ступление одного из воспитателей).
Практические задания
Каждая группа получает фрагмент конспекта занятия (картинки выставляются на стенд). Ознакомившись с ним, педагоги должны сказать, какие ошибки были допущены воспитателем, и предложить свой вариант.
Вариант 1. Фрагмент кон-спекта занятия по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).
Почему у месяца
нет платья
(сербская сказка)
Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, – говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, – сказал портной.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, в двое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
* * *
Воспитатель. Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья». Посмотрите, какие я принесла вам картинки, иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее.) А теперь перескажем сказку.
Дети выполняют задание.
После того как ребенок закончил, исправляет его ошибки: «Надо было сказать…».
Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ?
Дети отвечают.
Вариант 2. Фрагмент кон-спекта занятия по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).
Воспитатель. На занятии по изобразительной деятельности (или по рисованию) мы рассматривали матрешку. Вспомните, что особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку.)
Дети. Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.
Воспитатель. Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке.) Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку.) Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.
Дети. Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал.
У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.
Воспитатель. Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам?
Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки.
Вариант 3. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).
Воспитатель. Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Выставляет на доску.) Какое здесь время года?
Дети отвечают.
Какие признаки зимы вы знаете?
Дети. Холодно, идет снег, деревья голые.
Воспитатель. Каких птиц кормят дети?
Дети. Воробья, синичку, ворону.
Воспитатель. Какие еще птицы могут прилететь к кормушке?
Дети. Снегири, галки, голуби.
Воспитатель. Чем дети кормят птиц?
Дети. Крошками.
Воспитатель. Чем еще можно кормить птиц?
Дети. Хлебом, семечками, крупой.
Воспитатель. Почему надо кормить птиц зимой?
Дети. Им холодно и голодно.
Воспитатель. Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.
Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть: прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.
Воспитатель. Послушаем ваши рассказы.
Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца.
На обсуждение задания группам отводится по 10-
15 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.
Подведение итога: составление памятки воспитателю.
Памятка воспитателю по работе над составлением рассказа
по картинке
1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.
2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.
3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.
4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.
5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.
6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).
7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.
8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).
9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.
10. Дети рассказывают поочередно.
11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.
12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.
13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.
Возможные ошибки
Вариант 1
•Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.
•Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
•Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.
•Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по завершении работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
•Порядок опроса детей: сначала «слабые» дети по цепочке, в заключение – «сильный» ребенок полностью. Сначала «сильный» ребенок дает образец пересказа, за ним несколько «слабых» детей, в заключение – «сильный ребенок».
•Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?
Вариант 2
•Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки.
•У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус».
•Обсудить название рассказа. Выяснить: кто же из детей «старший товарищ».
•При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.
•С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.
•В предложениях не отражены причинно-следственные связи.
•Воспитатель не предложил детям образец рассказа.
•Заранее не продумал порядок опроса детей.
•Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картинки.
Вариант 3
•Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.
•Не продуманы вопросы.
•Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
•От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
•Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия, как образец, к которому надо стремиться.
•Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и исправляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце «сильный» ребенок может составить рассказ.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М., 2005.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Косинова Е. Гимнастика для развития речи. М., 2003.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1982.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб., 2005.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.