«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Роль методических объединений и групп профессионального общения в системе непрерывного образования учителя-логопеда

30 сентября, 2007 Рубрика: Круглый стол Боровцова Л.А.

Боровцова Л.А., канд. пед. наук, доцент кафедры «Специальная дошкольная педагогика и психология», Институт психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, г. Тамбов
Вузовское образование дает фундаментальные знания, но чтобы постоянно поддерживать высокий профессиональный уровень, остаться востребованным обществом, учитель-логопед должен стремиться к непрерывному образованию в течение своей педагогической деятельности.
Наиболее действенной и распространенной формой непрерывного образования является участие логопеда в работе методического объединения (МО), которое формируются по территориальному принципу: городское, районное, школьное (дошкольное) с количественным составом от 10 чел. и более. Организует и координирует работу объединения старший логопед. На заседаниях МО, которые проводятся 3-
4 раза в год, решаются следующие задачи:
- повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства;
- овладение современными навыками и приемами диагностики, коррекции и реабилитации детей с нарушениями речи;
- апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями;
- изучение, обобщение и внедрение в практику опыта работы коллег;
- развитие творческой инициативы, индивидуальной самообразовательной деятельности.

В последнее время произошло переосмысление назначения и целей деятельности традиционных методических объединений, что привело к углублению содержания их работы и обновлению форм проведения.
В работе МО активно принимают участие преподаватели вузов, сотрудники Института повышения квалификации работников образования. В связи с этим уровень профессиональных знаний логопедов растет и качественно изменяется.
Обсуждаемые на заседаниях МО темы способствуют формированию современных педагогических позиций в области специальной педагогики и психологии, обогащают коррекционно-логопедическую работу новыми теориями и методиками.
Примерный план работы городского методического объединения логопедов
на учебный год
Тема «Артикуляционная гимнастика как основа формирования
правильного произношения звуков.
Традиционные и нетрадиционные формы ее проведения»
Первое заседание
(октябрь)
1. Специфика методов и приемов формирования движений органов речевого аппарата у детей раннего возраста.
2. Игры и игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей раннего возраста.
3. Использование элементов массажа языка, губ для нормализации мышечного тонуса у детей в раннем возрасте.
Второе заседание
(декабрь)
1. Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:
- биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти);
- «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук);
- путешествия Веселого язычка (комплексы игровых артикуляционных упражнений, связанных лексической темой);
- встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами).
Третье заседание
(февраль)
1. Использование специальных упражнений для языка, губ при проведении активной и пассивной артикуляционной гимнастики с детьми со стертой формой дизартрии.
2. Виды логопедического массажа, применяемые при устранении стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста.
Четвертое заседание
(апрель)
1. Новые сказки о Веселом язычке к комплексам артикуляционных упражнений, вырабатывающих правильный уклад отдельных звуков или группы звуков.
2. Аудио- и видеозаписи сказок о Веселом язычке, их музыкальное сопровождение.
3. Подведение итогов работы методического объединения. Обсуждение задач на новый учебный год.
Формы проведения заседаний методических объединений стали более разнообразными: семинары-практикумы, тренинги, посещение и анализ открытых логопедических занятий, просмотр и обсуждение видеоматериалов, выполнение практических заданий и др.
Однако в образовательной деятельности МО имеются определенные проблемы: при планировании работы не в полной мере учитываются индивидуальные запросы, профессиональные потребности логопеда, его интересы, так как состав объединения неоднороден (разный образовательный уровень, педагогический стаж, потенциальные возможности). Поэтому методические объединения, в состав которых входят большое количество логопедов, расслоились на группы профессионального общения: проблемные и творческие группы, педагогические мастерские, семинары, профессиональные клубы, секции и кружки.
Проблемная группа объединяет логопедов одной темой и одними интересами. Ведущее место в ее работе занимают моделирование и анализ коррекционно-педагогических и психолого-педагогических ситуаций. Анализируя смоделированную проблемную ситуацию, логопеды используют теоретические знания для выработки своих позиций, своего отношения к тому или иному педагогическому факту, результатам коррекционной работы, действиям ребенка, родителей, воспитателей, коллег. В ходе обсуждения идет активный коллективный поиск решения проблемы. Выводы и предложения глубоко аргументируются каждым членом группы. Наибольший интерес у логопедов вызывают те проблемные ситуации, решение которых предполагает использование новых технологий.
Формы предъявления ситуаций разнообразны: письменное их описание; аудио- или видеозапись беседы, занятия, обследования, мероприятия; набор фотографий, отражающих состояние какого-либо факта; фрагменты телепередач и др. Решение ситуативных задач предполагает дискуссию: все варианты решения выносятся на всеобщее обсуждение. При этом совершенствуется умение вести диалог, задавать вопросы, корректно отвечать на них, соблюдать речевой этикет.
Участие логопедов в работе проблемной группы активизирует теоретические знания по логопедии и смежных с ней наук, развивает видение путей решения различных коррекционно-педагогических проблем, способствует научному обоснованию принимаемых решений.
Творческая группа, как правило, объединяет опытных логопедов. Именно здесь происходит передача живого опыта, традиций, апробация новых технологий, выработка рекомендаций для коллег, воспитателей, родителей по организации и содержанию коррекционно-логопедической работы с детьми, активизируется работа каждого члена, объединяются усилия, направленные на совершенствование коррекционно-развивающего обучения. Участие в работе данной группы стимулирует самореализацию и дает возможность логопеду проводить личную самопрезентацию. Такая активная деятельность не позволяет замыкаться в рамках своей профессии, тем самым активизирует процесс развития нераскрытых граней уже зрелой личности, делает жизнь педагога разнообразнее, повышает его статус среди коллег и родителей. Творческий потенциал логопедов, входящих в эту группу, реализуется в создании методических пособий, авторских программ.
Оправдала себя и такая форма повышения квалификации как семинар – цикл заседаний группы логопедов по определенной проблеме (проблемный семинар). Изучаемая проблема может быть связана с модернизацией специального образования, инновационными технологиями, со специальной психологией и обязательно с учетом личных запросов логопедов. Основная цель такого семинара – совершенствование теоретических знаний по специальной педагогике и психологии и включение новых знаний в сложившуюся практику, т.е. реализация теоретических моделей в процесс обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Подобный семинар дает возможность работать всем коллективом над одной проблемой, способствует развитию коллективной творческой и самообразовательной деятельности.
В педагогических мастер-ских работают «мастера» и «подмастерья». Это своего рода кураторство, наставничество логопеда-профессионала по отношению к начинающим специалистам. Главное условие деятельности педагогических мастерских – наличие «мастера» или «мастеров», которые владеют уникальным опытом, новыми методиками, технологиями и умеют щедро делиться своим мастерством с молодыми коллегами, стимулировать и поддерживать их педагогические находки и открытия. Опытные педагоги организуют мастер-классы для начинающих: показ наиболее удачных фрагментов логопедических занятий, серии индивидуальных занятий с детьми или других методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. И те и другие совершенствуют свое профессиональное мастерство: одни презентуют свой опыт, другие систематизируют знания, углубляют, обогащают их за счет новых подходов, которые предлагают «мастера».
В профессиональных клубах логопеды находят полноценное общение, интересных собеседников, заинтересованных профессионалов. Цель создания данных клубов – стимулирование и поддержка педагогического творчества, улучшение информационного обеспечения педагогов, обсуждение достижений коллег, организация полноценного отдыха.
В кружки или секции объ-единяются несколько логопедов на основе взаимного интереса, личной симпатии. Они совместно определяют значимую для них коррекционно-педагогическую или дидактическую проблему. Готовясь к ее обсуждению, проводят поисковую, исследовательскую, творческую работу.
Группы профессионального общения заседают 4-5 раз в год, работают по индивидуальным планам. Источниками получаемой информации для членов группы являются до-клады, дискуссии, практические занятия, тренинги, вы-ставки, обзор специальной литературы, презентации и т.п. Курирует эти группы старший логопед, который назначает (или группы выбирают) руководителей из числа опытных авторитетных логопедов. Последнее заседание, как правило, бывает общим, на нем подводятся итоги работы по повышению профессионального мастерства. Формы его проведения: конференция, круглый стол, педагогическая гостиная и др.
Непрерывное образование дает положительный результат в том случае, если оно органично сочетает коллективные и индивидуальные формы работы, ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Педагог, стремящийся к совершенствованию своего уровня квалификации и профессионального мастерства, постоянно находящийся в творческом поиске, сам созидает себя, приобретая теоретические знания, овладевая эффективными методами и приемами коррекционно-педагогической работы, развивая необходимые профессиональные и личные качества и способности.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М., 1995.
Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование – парадигма ХХI века // Высшее образование в России. 2003. № 5.
Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
Лизинский В.М. О методической работе в школе. М., 2001.
Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. В.К. Тонконогой. М., 1987.
Синицкая Н. Непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. 2004. № 6.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск