Жога Л.Н., заведующий; Саяпова Н.Г., старший воспитатель; Овчинникова Е.В., учитель-логопед; Епрева Е.Ю, педагог-психолог ДОУ № 192 ОАО «РЖД», г. Красноярск
В дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи родители и педагоги порой встречаются с проблемой нежелания ребенка выполнять домашние задания логопеда. Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.
Как показывают исследования, основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются между тремя и 13-ю годами жизни и формируются как под воздействием родителей, так и под влиянием среды. Наиболее благоприятна ситуация сочетания ненавязчивого давления родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами.
Для выявления мотивации у ребенка к таким занятиям и понимания средств достижения чистой и правильной речи нами были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Анкетирование было проведено в начале учебного года. Интервью для детей содержало шесть во-
просов, но наиболее информативными были первые два.
1. Для чего нужно учиться произносить звуки правильно, четко?
13 детей ответили: «Чтобы в школе не смеялись»; «В школу не примут»; «В школе ругать будут».
2 ребенка: «Чтобы понимали».
2. Что нужно делать, чтобы научиться говорить правильно и четко?
7 детей ответили: «В наш детский сад пойти».
12 детей: «С логопедом заниматься нужно» (что именно следует делать, они не смогли пояснить).
4 ребенка: «Не знаю».
1 девочка: «Учить стихи, скороговорки».
15 родителей: «Заниматься с логопедом. 1 родитель добавил»: «Делать домашние задания логопеда».
Коллективом детского сада были определены важные условия развития мотивации преодоления своих речевых недостатков у детей с ОНР:
- вынесение экрана «звуковых достижений» детей в группы;
- использование в работе логопедов магнитофона для записи и прослушивания своей речи детьми и видеозаписей для тех же целей в начале и конце учебного года;
- активизация работы родителей над речью детей и своей собственной (привлечение их к различным речевым конкурсам);
- проведение логопедами конкурсов чтецов среди детей несколько раз в год;
- создание детского театра ДОУ, где каждый ребенок сможет реализовать свои возможности.
В театрализованной деятельности важна специфика сценариев спектаклей: главный герой не может правильно произносить некоторые звуки или вообще говорить, по содержанию спектакля он вынужден научиться этому. Привлекая зрителей, он проходит различные «речевые» испытания: учится делать гимнастику для пальчиков, язычка, пропевать гласные звуки, подражать голосам животных, проговаривать чистоговорки и скороговорки. В каждом спектакле обязательно присутствуют вокальная и хореографическая части, где участвуют очень плохо говорящие дети. (В спектакле в различных ролях задействованы все без исключения воспитанники.) Спектакли показываются дважды: для детей других групп и для родителей актеров. И в первом и во втором случаях зрителям приходится активно поддерживать героев спектакля, выполняя все речевые задания. Все педагоги ДОУ (воспитатели, логопеды, узкие специалисты) активно принимают участие в разработке и постановке спектаклей, проведении различных речевых конкурсов для детей с родителями. Во всех группах по вторникам и четвергам, во второй половине дня ведется работа по театрализованной деятельности.
В течение учебного года в ДОУ ставится три спектакля с детьми подготовительной к школе и старшей групп. Речевые задания от спектакля к спектаклю усложняются. Также были разработаны и проведены три семейных конкурса с речевыми заданиями: «День матери», «Первоапрельский КВН», «День семьи». Родители проявили активность как при выполнении заданий конкурсов, так и при подготовке. Многие из них, удивленные успехами детей, отметили, что не рассчитывали на выполнение ими столь сложных заданий: выразительно прочесть стихотворение, проговорить скороговорку с орешками во рту и т.д.
В мае повторно было проведено интервью с детьми старшего дошкольного возраста и анкетирование родителей. На вопрос «Для чего нужно учиться произносить звуки правильно и четко?» 11 детей ответили: «Чтобы другие поняли»; 6 детей: «Смеяться будут». На вопрос «Что нужно делать, чтобы научиться говорить правильно и четко?»;
2 ребенка ответили: «Только заниматься с логопедом»; 8 детей добавили: «Делать гимнастику для язычка»; 7 детей к этому еще прибавили гимнастику для пальчиков, перебирание мелких предметов, проговаривание скороговорок с орешками во рту.
На тот же вопрос 5 родителей ответили: «Только заниматься с логопедом»; четверо - добавили необходимость делать логопедические упражнения ребенку дома; двое - дополнительно отметили проговаривание скороговорок. Еще четверо родителей сказали о необходимости выполнения всех упражнений взрослому вместе с ребенком.
Предлагаем вашему вниманию один из сценариев спектаклей для дошкольников, направленных на развитие мотивации устранения своих речевых недостатков.
Зачем Тигренку рычать?
Действие I
Картина 1
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Сегодня мы вам покажем спектакль, в котором будет много разных животных. Будет здесь котенок, слышите его?
Котенок (из-за кулис). Мяу, мяу.
Ведущая. Будет щенок.
Щенок (из-за кулис). Гав, гав.
Ведущая. Будет и теленок.
Теленок (из-за кулис). Му-му.
Ведущая. И ягненок.
Ягненок (из-за кулис). Бе-е-е.
Ведущая. И маленький мышонок.
Мышонок (из-за кулис). Пи-пи-пи.
Ведущая. А главный герой нашей сказки - Тигренок. Тигренок, ты почему молчишь? А-а! Ведь тигрята рычат, а наш Тигренок не может произносить звук [р], значит, не может и рычать.
Появляется Тигренок.
Тигренок. Ну и что, ну и подумаешь! Не нужен мне этот звук, я и без него обойдусь!
Ведущая. Но ведь можно научиться произносить звук [р].
Тигренок. А что нужно делать?
Ведущая. Ребята, подскажите Тигренку, что нужно для этого делать.
Дети отвечают.
Тигренок. Нет, нет, нет! Много заниматься я не хочу, обойдусь без этого звука и так буду неплохо жить!
Ведущая. Ну, посмотрим, что из этого выйдет.
Появляется Котенок.
Котенок. Привет, Тигренок!
Тигренок. Ага, Котенок!
Котенок. Тигренок, слушай, как я весело умею мяукать. Мяу, мяу! А ты как рычишь?
Тигренок. А я лучше тоже буду мяукать. Мяу-мяу!
Котенок. Здорово!
Тигренок. Ага!
Появляется Щенок.
Щенок. Я слышал, вы мяукаете? Привет, друзья!
Котенок. Привет, Щенок.
Тигренок. Ага, Щенок.
Котенок. Слышал, как мы весело мяукаем?
Щенок. А я буду лаять! Гав-гав! Тигренок, а ты рычи!
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду лаять. Гав! Гав!
Появляется Мышонок.
Мышонок. Ой, что вы здесь делаете?
Щенок. Мы весело лаем!
Котенок. И мяукаем!
Мышонок. А я буду весело пищать. Пи-пи-пи! А ты, Тигренок, рычи!
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду пищать. Пи-пи-пи!
Появляется Теленок.
Теленок. Как у вас весело! А можно я буду мычать? Му-у-у! Тигренок, а ты рычи!
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду мычать! Му-у-у!
Появляется Ягненок.
Ягненок. Всем привет! Вы чего тут собрались?
Тигренок. Мы веселимся.
Ягненок. А это кто такие? (Показывает на детей.) Они тоже веселятся?
Котенок. Это ребята, они тоже могут так весело кричать. Ребята, давайте вместе со мной. Мяу! Мяу!
Дети повторяют.
Щенок. А теперь со мной. Гав! Гав!
Дети повторяют.
Мышонок. А теперь, как я. Пи-пи-пи! Дети повторяют.
Теленок. А теперь, как я. Му-у! Му-у!
Дети повторяют.
Ягненок. А как я, можете? Бе-е-е! Тигренок, а ты научи ребят рычать!
Тигренок. А я не хочу. Лучше я тоже буду блеять. Бе-е-е!
Теленок. Ой, яблоки летят… по-моему-у!
Котенок. Это не яблоки, это снегири.
Появляются снегири, танцуют. Слышен вой. Появляется Волк.
Волк. Это кто меня потревожил?! Что за овечки-телята? Вкусненькие, жирненькие, вот я пообедаю сейчас!
Теленок. Тигренок, только тебя он испугается, а ну-ка, зарычи на него, зарычи!
Тигренок (тихо). А я не умею… (Плачет.)
Все. Эх, ты! (Разбегаются.)
Волк (злобно). Ух, разбежались! Ну да ладно, в следующий раз попадутся. А ты, котенок, чего разнылся?
Тигренок. Я не котенок.
Волк. Раз мяукаешь, значит котенок.
Тигренок. Ну погоди, ты еще узнаешь, кто я на самом деле. Я выучу этот звук! Обязательно выучу!
Картина 2
Ведущая. Ну что, Тигренок, говорили мы с ребятами тебе, что лучше научиться рычать. Что же ты теперь будешь делать?
Тигренок. Не знаю, все от меня убежали. (Плачет.) Помогите мне научиться, пожалуйста!
Ведущая. Хорошо, Тигренок, тебе нужен логопед.
Тигренок. А кто это - логопед?
Ведущая. Это тот, кто помогает научиться произносить правильно звуки и вообще красиво говорить. В нашей сказке логопед - мудрый Филин. Мудрый Филин! Вы можете нам помочь?
Появляется Филин.
Филин. Что случилось? Кому нужна помощь?
Ведущая. Вот Тигренок очень хочет научиться произносить звук [р].
Тигренок. Очень-очень, пожалуйста!
Филин. Я могу помочь тебе, Тигренок. Но для этого нужно стараться и много заниматься.
Тигренок. Я готов!
Филин. Во-первых, нужно будет каждый день делать гимнастику для язычка.
Тигренок. Как это?
Филин. Сейчас мы вот с этими ребятами (показывает на зрителей) тебе все покажем. Поможете, ребята, показать Тигренку, как надо делать гимна-
стику для язычка. Тебе нужны упражнения «Качели», «Часики», «Чашечка» и еще много других.
Дети выполняют упражнения.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» - поочередно опускать язык к подбородку и поднимать к кончику носа.
- «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой.
- «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Тигренок. Я каждый день буду делать такую гимнастику.
Филин. Еще тебе придется делать гимнастику для пальчиков на твоих лапках. Удивительно, но такие упражнения тоже помогут тебе научится рычать.
Тигренок. А дети покажут мне их?
Филин. Ребята, поможете нам, что нужно делать?
Дети выполняют упражнения.
- «Колечки». Поочередно соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.
- «Цепочки». Поочередно соединять согнутые пальцы.
- «Замочек». Соединять пальцы обеих рук в замочек.
- «Клубочки». Крутить кулачками один вокруг другого.
Филин (Тигренку). Таких упражнений тоже очень много.
Тигренок. Учитель Филин, я буду заниматься каждый день, обещаю!
Действие II
Картина 1
Ведущая. Каждый день Тигренок встречался с Филином и упорно занимался. Прошло уже много времени, Тигренок очень старался, но рычать пока не мог.
На полянке сидит Тигренок, к нему выбегают Щенок и Котенок.
Щенок. Тигренок, пойдем со зверятами в снежки играть.
Котенок. Там столько снега!
Тигренок. Мне нужно заниматься, я жду учителя.
Котенок. Ну, как хочешь! (Машет лапкой и убегает.)
Прилетает Филин, за елкой появляется Волк и начинает подслушивать.
Филин. Ты отлично занимаешься, Тигренок. Очень скоро ты начнешь рычать. Я принес тебе книгу «Домашний логопед», там много стихов и скороговорок. Если ты еще и дома будешь заниматься по этой книге, то обязательно зарычишь.
Тигренок. Спасибо, учитель. Я выполню все задания в этой книге.
Филин. Успехов тебе. (Машет крыльями, улетает.)
Тигренок с книгой убегает.
Волк (вполголоса). Никогда ты не зарычишь. Уж я постара юсь! Нужно украсть эту книгу. (Воет и убегает.)
Картина 2
Зверята лепят снежную бабу, играют в снежки.
Зверята (поют)
На поляне мы с тобой гуляем,
Дружно бабу снежную катаем,
Весело мы песни распеваем!
Хорошо, что снег пошел.
Холодно зимой бывает - знаем,
Только мы сейчас не замерзаем,
Потому что мы в снежки играем!
Это очень хорошо!
Появляется Тигренок. Волк из-за елки подставляет ему подножку. Тигренок запинается, падает, Волк хватает книгу.
Волк. Ваш Тигренок никогда не научится рычать и останется котенком. А вас всех я завтра же съем. (Сбегает с книгой и радостно воет.)
Звери испуганы, Тигренок плачет.
Тигренок. Мне осталось чуть-чуть. Учитель сказал, что звук вот-вот появится, но мне нужна эта книга, чтобы заниматься дома.
Щенок (смело). Друзья, мы не должны бояться Волка. Нужно помочь Тигренку и вернуть книгу.
Ягненок. Но мы не знаем, где ее искать.
Влетает Снегирь.
Снегирь. Я знаю, я знаю!
Я видел, что Волк с книгой побежал в темный, темный лес.
Котенок. Спасибо, Снегирек!
Щенок. Собирайтесь в путь, друзья!
Теленок. Ура! Мы идем в поход! По-моему-у-у!
Действие III
Картина 1
Ведущая. Собрались зверята в дорогу. Путь был неблизкий, и взяли они с собой меду и ягод. Долго шли и вот очутились в страшном, темном-темном лесу.
Мышонок. Ой, как страшно!
Щенок. Давайте для храбрости будем что-нибудь делать вместе.
Тигренок. Давайте делать гимнастику для язычка.
Щенок. Ребята, делайте с нами.
Ягненок. Давайте под мои стихи делать упражнение «Маляр».
Маляром стал язычок -
Настоящий мастер:
Красит в доме потолок,
Красит, красит, красит.
Мышонок. А теперь «Качели».
На качелях я качаюсь,
Вниз-вверх, вниз-вверх!
То на землю опускаюсь,
То я снова выше всех.
Вдруг появляются два медведя, пугают всех и танцуют.
Мышонок. Мишеньки, не сердитесь, вот вам меду бочонок, угощайтесь.
1-й медведь. Спасибо, добрые зверята, что вы делаете в нашем страшном лесу?
Теленок. Мы ищем книгу. Вот ему-у-у.
Ягненок. Ее украл Волк.
2-й медведь. Серый тут пробегал. Вам туда!
Тигренок. Спасибо!
Зверята идут дальше.
Котенок. Ой, все-таки страшно!
Щенок. Что ж, давайте снова заниматься.
Тигренок. Давайте делать гимнастику для пальчиков.
Теленок
Мальчик-с-Пальчик, где ты был?
Дети показывают большие пальцы на обеих руках.
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Поочередно соединяют большие пальцы с остальными.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
Щенок. А теперь - упражнение «Дятел».
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Дети стучат правым кулачком по раскрытой левой ладони.
Раздается чей-то стук.
Стучат левым кулачком по правой ладони.
Это дятел на сосне
Соединяют пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднимают, пальцы разводят в стороны, изображая дерево.
Долбит клювом по коре.
Пальцами, изображающими клюв, стучат по ладони другой руки.
Котенок
В гости к пальчику большому
Дети выставляют вверх большие пальцы.
Приходили, прямо к дому,
Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поочередно называемые пальцы соединяют с большими на обеих руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок
Выставляют только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
Постучался о порог.
Кулачками стучат друг о дружку.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмично сжимают пальцы на обеих руках.
Картина 2
Появляются две совы. Ухают, хватают Мышонка.
Совы (поют)
Кушать мы хотим, эх!
Вот наш ужин, ух!
Очень нам мышонок (3 раза)
Ваш нужен!
Котенок. Совы-совушки, не трогайте нашего Мышонка. Угощайтесь ягодками.
1-я сова. Спасибо, вы такие добрые зверята! Может, мы тоже можем вам помочь?
Щенок. Мы ищем злого Волка. Он украл важную книгу.
Совы залезают на пенек, смотрят по сторонам.
2-я сова. Идите в ту сторону. Там под елкой храпит Волк.
Тигренок. Спасибо.
Зверята бегут дальше. Под елкой спит Волк с книгой. Зверята крадутся, Теленок чихает, Волк просыпается.
Волк. Ах, это вы, сами ко мне на ужин пожаловали!
Тигренок (выступает вперед, защищая всех). Выходи на бой, злой Волк!
Идет бой. Тигренок рычит, отрывает Волку хвост.
Теленок. Мне показалось одному, или ты правда рычал?
Щенок. Он рычал! Он рычал!
Тигренок (шепотом). Не может быть… (Кричит.) Где моя книга?! (Хватает книгу, открывает, читает скороговорки с [р].) Урра!
Зверята (поют)
Ничего на свете лучше нету,
Чем друзьям отпраздновать
победу.
Книжку для Тигренка мы
забрали,
Злого Волка из лесу прогнали.
Не умел рычать Тигренок
даже,
Стал теперь он смелым и
отважным,
Потому что дружба - это
сила!
Снова в сказке дружба победила.
Никогда не плачь и не реви,
Если нужно - друга позови,
Потому что дружба - это
сила!
Снова в сказке дружба победила.