«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Региональный компонент в работе дошкольного образовательного учреждения

15 февраля, 2011 Рубрика: Мастер-класс, Новые формы работы Чистякова Е.Б.

ЧИСТЯКОВА Е.Б., учитель-логопед МДОУ д/с № 26, г. Вологда

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы ДОУ (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Основные функции дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.
Для реализации этих задач МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26» (далее по тексту ДОУ) г. Вологды, которое посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, ставит такие цели:
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «я» на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность
ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;
- готовить детей к обучению в школе.
Основные направления деятельности ДОУ:
· формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
· формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
· изучение национальных традиций и обычаев;
· воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;
· обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;
· изучение истории Вологодской области во взаимосвязи с культурой и историей России;
· раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество вологодских поэтов, композиторов, писателей и художников;
· коррекция речи: звукопроизносительной стороны, лексико-грамматического строя, просодических элементов, связной речи;
· подготовка к обучению грамоте;
· формирование и развитие познавательной деятельности в соответствии с программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
· развитие планирующей и регулирующей функций речи через игровую, продуктивную и трудовую деятельность;
· развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движениями;
· преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим;
· коррекция нарушений межличностного общения, преодоления эмоциональной незрелости.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Велика роль и ответственность педагога, ведущего данную работу, хорошо ориентирующегося в данной теме. Ребенок тонко чувствует интонационную окраску голоса педагога, легко распознает безразличие и сухость, с удовольствием откликается на восторженность и искренность, например, таких стихотворных строк:
Мой город юный
и старинный,
Уютный, светлый и родной,
Ты то серьезный, строгий,
чинный,
То неуемный и простой.
Твои проспекты вдаль
стремятся,
А переулки тихо спят.
Березки в реченьку
глядятся,
На клумбах бархатцы
горят.
Здесь рядом выглядят
логично
И небоскреб и теремок.
Зовет так нежно
и привычно
Нас колокольный голосок.
Когда негаданно-нежданно
Меня окликнут, я скажу:
Я здесь живу, я -
вологжанка,
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник
милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой
красивый,
Оберегай, лелей, храни!
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Партнерство семьи и специализированного ДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов на различных этапах обучения направлено на преодоление речевых недостатков, развитие познавательных навыков, общения и эмоционально-волевой сферы ребенка. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями), так и нетрадиционные. Последние подразделяются на информационно-аналитическую, познавательную, досуговую, наглядно-информационную (информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую).
Основным принципом логопедической работы в нашем ДОУ служит тематический подбор изложения материала. Образовательный и коррекционный процессы строятся на речевом материале определенной лексической темы («Фрукты», «Овощи», «Одежда» и др.), а также разработано перспективное планирование по формированию лексико-грамматического строя речи по всем возрастным группам.
Примером досуговой формы работы с родителями являются комплексные коррекционные занятия и развлечения. В данном виде занятий прослеживаются: комплексный подход в решении педагогических, психологических и социальных задач в сотрудничестве с семьей; работа всех участников образовательного процесса; совокупность предметов и явлений в образовательной работе с дошкольниками; сочетание материала (речевого, познавательного, музыкально-игрового) по одной лексической теме. На таких занятиях исполнительская деятельность детей, педагогов и родителей представлена во всем своем многообразии. Совместная деятельность создает условия для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья; дает выход на творчески-продуктивную деятельность в результате полученных впечатлений. Родители знакомятся с методикой работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, с упражнениями и играми, направленными на совершенствование мелкой и общей моторики соответственно возрасту детей; учатся лепить, наклеивать, перевоплощаться, творить вместе с детьми, любить родной край. Для реализации регионального компонента в ДОУ (старшая и подготовительная к школе группа) особенно привлекательна тема «Мой родной город». Ее можно подразделять на ряд более узких тем: «Вологда старинная», «Вологда – культурная столица», «Вологда кружевная» и т.д. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии по городу, посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческие встречи с известными людьми родного города. При подборе речевого материала необходимо учитывать фактор его доступности. В старшей группе следует заострить внимание детей на современном городе, посетить краеведческий музей – отдел природы и животных, совершить экскурсию в парк неподалеку от детского сада, встретиться с поэтами, композиторами, художниками и скульпторами. В подготовительной к школе группе важно познакомить детей с историческим наследием города, рассказать, как выглядел город в давние времена, как жили и чем прославляли его жители. В группе можно открыть «Школу юного экскурсовода», создать центры краеведения.
Именно в ДОУ педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями Вологодского края и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Комплексное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Песенка поется, кружево плетется»(Разработано учителем-логопедом Е.Б. Чистяковой, воспитателем И.С. Захаровой, музыкальным руководителем И.А. Пановой.)
ЦЕЛИ
· Закреплять, расширять знания детей о кружевоплетении.
· Обучать навыку согласования прилагательных с существительным в роде, числе.
· Упражнять в составлении рассказов-фантазий на основе воображения, изготовлении «сколка» с помощью зубочистки и ниток.
· Развивать метроритмическое чувство, используя речь, движение, детские музыкальные инструменты.
· Развивать слуховое внимание, ощущение темпа, пространственную ориентировку.
· Продолжать учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией.
· Воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
· Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду кружевниц.
ОБОРУДОВАНИЕ
Ширма; образцы вологодских кружев; подушка и другие необходимые принадлежности для кружевоплетения; «снежный комок»; графическое изображение «завывания вьюги»; эскизы для сколков, заранее нарисованные детьми; пенопластовые плитки, зубочистки и нити для продуктивной деятельности.
* * *
Дети и родители входят в зал под музыку песни «Как на тоненький ледок».
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята и взрослые. Послушайте зимнюю распевку.
Здравствуй, зимушка-зима,
В снежных шапках терема.
Здравствуй, белый снеговик,
Покажи свой пуховик.
Здравствуй, легкая пушинка,
Белоснежная снежинка.
Здравствуй, ветер-озорник,
Поднимаем воротник.
Здравствуй, милый снегирек,
Добрый, добрый всем денек!
А вот еще песенка.
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры в косах
у берез.
Снег по полю стелется, Кружится, метет.
Снежная метелица
Кружево плетет.
«Вьюжные узоры»
Дети голосом имитируют вьюгу по заданной графической схеме движения мелодии.
Учитель-логопед. Белоснежная красавица детям, взрослым очень нравится.
Дети и родители встают в круг.
Пальчиковая игра
«Зимушка-зима»
Снежная, пушистая, Вьюжная, искристая,
Ясная, студеная, шумная,
веселая,
Сказочно-красивая
И детьми любимая.
Дети на каждое слово загибают по одному пальцу.
Можно смеяться, снегом
кидаться,
С горки кататься, тепло
одеваться.
Дети работают одновременно пальцами обеих рук: пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами.
Учитель-логопед. Давайте поиграем в снежки. Послушайте пословицы и поговорки о зиме и «бросайте» снежок из рук в руки.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь – году начало, а зиме середина.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Месяц январь – зимы государь.
В феврале два друга: мороз да вьюга.
Много снега, много хлеба.
Зима без снега, лето без хлеба.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорогу прокладывает.
Февраль рисует, малюет, красную весну чует.
Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа добавляет.
Береги нос в большой мороз.
Дети и взрослые садятся на места.
Зима – волшебное, сказочное время года. Зимой мы всегда ждем сюрпризов. А вот и первый сюрприз. Песню «Часы Деда Мороза» споет нам брат воспитанницы. Музыку к этой песне написал наш земляк композитор В. Андреев.
Музыкальный руководитель. Весной часы Деда Мороза растают. Давайте подарим ему наши часы, они никогда не растают.
Музыкальная игра «Часы»
Родители и дети изображают с помощью различных инструментов и разных ритмов ход стрелок часов.
Входит Снегурочка (девочка).
Снегурочка. Я услышала песню про своего дедушку и решила заглянуть к вам. Здравствуйте.
Воспитатель. Мы рады тебе, Снегурочка, оставайся с нами, поиграй с ребятами.
Снегурочка. Не могу, некогда мне играть. Хочу Деду Морозу подарок сделать – новую шубу снежинками украсить.
Снежная метелица
Сплетает свой узор,
Рощицу окутывая тайной.
И зима-волшебница,
Как будто дирижер,
Взмахивает палочкой
хрустальной.
А вот и мои снежинки.
Девочки исполняют танец с лентами.
Мы красавицы-снежинки,
Разноцветные, как льдинки.
Мы танцуем, мы играем,
Нас не троньте, мы растаем.
Растаете? А как же я украшу шубу деда Мороза?
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно шубу настоящими снежинками украсить?
Дети. Нет, снежинки растают.
Снегурочка. Как же быть? Что делать?
Воспитатель. Дети, как можно украсить шубу снежинками, чтобы они не растаяли?
Дети. Можно нарисовать снежинки, можно их вырезать и приклеить, вышить, сплести их из ниток.
Воспитатель. Снежинки, сплетенные из ниток, – это кружево. А мастера, выплетающие кружева, – кружевницы. Во всем мире знают вологодские кружева и наших кружевниц.
Сообщение одного
из родителей
«А знаете ли вы, что…»
1. В старину девочек из бедных семей отдавали в услужение богатым людям. С 5 лет они обучались кружевоплетению. Их мастерство росло год от года. Кружева, сплетенные юными мастерицами, ценились во всем мире и стоили очень дорого.
2. В Вологде скоро откроется специализированный музей кружева. В нем будут представлены не только вологодские кружева, но и кружевные изделия мастеров из других стран.
3. С 2006 г. в Вологде проходит ежегодный конкурс профессионального мастерства кружевниц «Серебряная коклюшка». Мастерицы Вологодского кружевного объединения «Снежинка» получают в этом конкурсе высшие награды.
Послушайте стихотворение А. Декаденовой «Кружевницы-северянки».
Неспроста у северянки
Вплетена в узор зима.
Кружевница-вологжанка,
Как Снегурочка сама.
В Нью-Йорке, Праге, Вене,
В сотне других столиц
Вологодских кружев пена
Прославляет кружевниц.
Там, где нет зимы в помине,
Пусть расскажет твой узор,
Как хорош березки зимней
Ослепительный убор.
Воспитатель. У нас сегодня гостья – мастерица Натальюшка. Здравствуй, Натальюшка, милости просим. Наши дети были на выставке вологодского кружева в юго-западной башне кремля и могут ответить на многие твои вопросы.
Кружевница (садится за плетение и включается в беседу)
- Что я делаю? (Плетете кружева.)
- Что для этого у меня есть? (Подушка – бутуз, коклюшки, нитки, булавки, сколок.)
- Чем обычно набивают подушку – бутуз? (Соломой или овсяной шелухой.)
- Из какого дерева делают коклюшки? (Из березы, ольхи.)
- Как называется подставка под подушку? (Козлы, разложка.)
- Как называется основная линия узора? (Вилюшка.)
- Что обычно кружевницы изображают в своих кружевах? (Природу, растения, животных, сказки и т.д.)
Учитель-логопед. Послушайте стихотворение А. Декаденовой «Коклюшек разговор».
За окном снежок искрится.
Под коклюшек разговор
Выплетает кружевница
Зимний, звездчатый узор.
Пляшут весело коклюшки.
Смотришь – кругом голова.
И бегут, бегут с подушки,
Как затейливые стружки,
Белой стежкой кружева.
Давайте молча прислушаемся к пению коклюшек, может быть, они нам о чем-то расскажут?
Дети составляют рассказы-фантазии.
Например: Коклюшки мне рассказали о том, как в зимнем лесу белки играют с зайцами в прятки. Один зайчонок спрятался в сугроб, и его не могут найти…
Дети и родители исполняют танец «Кружева».
Воспитатель. Снегурочка, тебе нравится у нас?
Снегурочка. Нравится, я узнала много интересного о вологодских кружевах и хотела бы шубу Деда Мороза украсить такими кружевами. Натальюшка, сплети, пожалуйста, кружевные снежинки.
Натальюшка. Обязательно сплету, только пусть дети придумают интересные узоры для сколков.
Воспитатель. Эскизы у нас уже готовы, мы рассматривали рисунки на морозном окне и нарисовали их. Дети, какие узоры вы предлагаете для кружевных снежинок?
Дети и родители выполняют творческое задание: изготовление сколка с помощью зубочисток и шерстяной нити.
Воспитатель. Натальюшка, покажи, сколько ты успела выплести за время занятия.
Дети убеждаются, что кружевоплетение – дело кропотливое.
Натальюшка. Обещаю успеть к ноябрю – дню рождения Деда Мороза.
Снегурочка. Спасибо вам, мои друзья!
Исполняется финальная песня «Край родной» (сл. и муз. Е. Гомоновой).


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск