Бодраченко И.В., музыкальный руководитель и педагог по театрализованной деятельности МДОУ № 1787, Москва
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе дет-ского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга за-брала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, – бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, – ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты»
(модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове – «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны -
«я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выстав-
ляют вперед – вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест,
ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат
«чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра – «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторо-
ну – «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону – «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружи-
нят – «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело»,
левой кистью руки выполняют
круговые движения в воздухе -
«ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе – «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют
воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка»,
с левой – «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
внутреннюю сторону ладони
вниз – «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока- зывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора,
пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляют- ся, произнося текст с удивленной
интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове – «рога», говорят низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голо- ву, – «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соеди- няют дугой, касаясь кончиками паль- цев, – «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак,
отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – «кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обни- мает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединя- ют – это «свеча», голову накло- няют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и
негромко – «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с
другом – «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображае- мый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками,
сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.