Нарушения речи – особенность детей с ТНР (ОВЗ). Причины их возникновения могут быть органического или функционального характера. На этом фоне в речи у детей часто присутствуют не только нарушения звукопроизношения, но и отклонения в формировании лексико-грамматических навыков и фонематических процессов. Такие нарушения вызывают трудности в общении с окружающими, могут привести к возникновению закомплексованности, мешая полноценному включению в активную детскую деятельность.
Инклюзивный подход к проблеме речевого недоразвития - это признание различий всех детей на равных условиях и подбор способов взаимодействия, которые ведутся так, как наиболее подходит каждому отдельному ребёнку. С появлением детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности приходится переосмысливать сложившиеся практики развития и коррекции речи дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их особенностей
Проблемы ТНР требуют продолжительной систематической работы со стороны логопеда, родителей, воспитателей. Необходим комплекс систематических мероприятия, направленных на исправление дефекта, который должен осуществляться в тесном взаимодействии логопеда, воспитателя и родителей в отношении к ребёнку, а также важно использовать личностный потенциал ребенка, активизируя его заинтересованность в процессе.
Методическая практика «Логотренер» - результат опытаповседневной работы над исправлением неправильного звукопроизношения у детей. С искажённым произношением звуков важно справиться именно в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу. Несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии и отклонениями в лексико-грамматических структурах.
Известно, что процесс автоматизации звукопроизношения может стать длительным. Упражнения в автоматизации звука требуют многократного повторения во все более сложных комбинациях звукосочетаний, (для выработки умения самостоятельно произносить звук в разных речевых формах. В этой ситуации бывает трудно удерживать интерес ребёнка к процессуально однообразным упражнениям в произношении звука без разных игровых приёмов. Но немало важно построить работу, так что бы использовать личностный потенциал ребенка, активизируя его заинтересованность в процессе.
На фоне непроизвольного внимания и заинтересованности, вызванными игровыми моментами, происходит плавный переход в формировании мотива деятельности от «хочу» к «надо», в развитии целенаправленности, при усилении регулирующей роли речи.
Поскольку у ребёнка - дошкольника ведущей деятельностью является игра, у него преобладает непроизвольное внимание, и, чтобы добиться достаточно продолжительного сосредоточения на учебной деятельности, необходимо вызвать живой интерес у ребёнка к выполнению заданий. Инклюзивная практическая разработка «Логотренер» позволяет мобильно трансформировать и интерактивно оживить деятельность с ребёнком.
Пособие объединяет в себе возможность решения речевых и сопутствующих задач. В том числе и оживить интерес ребенка к занятию.
Эта универсальная конструкция, позволяет мобильно перестраиваться по необходимости в процессе задания или изменять ход занятия, ориентируясь на возможности и состояние ребенка в конкретной ситуации.
Речевой тренажёр « Логотренер»- состоит изнаборакартиноксо звукамив разных позициях, с учетом разной слоговой структуры иклассификацийпо лексическим темам и игрового поля.
Используя картинки, можно упражнять не только произношение звука,наращивание лексико-грамматический опыт, но и развивать зрительно- пространственную ориентировку, развивать мелкую моторику, тренировать рече-слуховую память.
Начинать можно с выкладывания картинок игровым полем по заданию:
«положи в центре...,, положи… под…, над, ..между , в правый верхний угол…и т.д.
Есть более простой вариант поля из ячеек три на три -для начальной стадиии посложнее вариант : поле 4 на 4 – для детей с более высоким уровнем.
В процессе и/ или после выкладывания поля, просим ребенка оречевлять свои действия и называть предмет на картинке: «Я взял … и положу его под…».
Затем, задаём вопросы. типа: «Что лежит над, под, справа, между…?»
Таким образом, решается задачи:
- автоматизации поставленных звуков в словах и фразовой речи,
- развития пространственной ориентировки,
- мелкой моторики пальцев рук.
- формирование навыков словоизменение (использование форм ед. и мн. числа, Род.и других падежей),
- развивать умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным, местоимением;
- учить образовывать уменьшительные или увеличительные формы слов,
- развивать словообразовательные модели (относительные, притяжательные прилагательные) в заданиях : « Скажи, чей», и т.п.
Варианты заданий могут быть организованы в рамках разных грамматических категорий, например:
В вопросах-заданиях: «чего не стало?» и «что изменилось?», помимо автоматизации произношения звуков, происходит закрепления словообразовательной формы родительного падежа существительных, развивается речеслуховая и зрительная память.
Решая задачу развития фонематического анализа, можно использовать задания на подбор картинок в начальной, средней и конечной позицией в игре, например, «засели домик», «раздели на команды», параллельно решая задачу активизации словарного запаса по лексическим темам и тренируя мыслительную функцию обобщения.
Дети в течение длительного времени не теряют интереса к пособию «Логотренер», так как в нем используется достаточно много интересных заданий, что создает эффект неожиданности и ощущение у ребенка достижения положительного результата.