«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях

27 января, 2007 Рубрика: Речевые игры и упражнения Сайкина С.Г.

Сайкина С.Г., учитель-логопед, г. Фролово Волгоградской обл.
Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то время как школьное обучение требует достаточно высокого ее уровня для достижения определенных результатов.
Система развития памяти, разработанная И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия (Зрительная память. М., 1993), имеет сильную теоретическую основу. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов.
Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых - развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях.
Игра 1. «Найди отличия»
ЦЕЛИ
• автоматизировать звук [л] в словах;
• развивать зрительное восприятие, зрительную память;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навыки самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата - фишки для самооценки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Посмотри очень внимательно на картинку - 30-50 с. (рис. 1).
2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей (рис. 2). Чего на ней не хватает?
3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.
4. Нарисовал? А вот правильный ответ - на этих карточках нарисованы недостающие предметы (рис. 3). Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.
5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлич но красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно - синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех - не очень хорошо.
6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].
7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.
8. Определи место звука в слове - начало, середина или конец.
Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.
Игра 2. «Непослушный щенок»
ЦЕЛИ
• автоматизировать шипящие звуки в словах;
• развивать зрительное восприятие и зрительную память;
• учить ориентироваться на листе бумаги;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навыки самооценки;
• обучать составлению рассказа.
ОБОРУДОВАНИЕ
Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Внимательно посмотри на картинку - 10-20 с. (рис. 4). Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.
2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола (рис. 5). Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут.
3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола.
4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной - это ошибка.
5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная - отлично, ни одной ошибки нет; если 1-2 ошибки - хорошо - синяя фишка; если половина ошибок или больше - можно не оценивать.
6. Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки.
7. Определи, какой шипящий звук есть в названии предмета и где он находится - в начале слова, в середине или в конце.
8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок».
Игра 3.
«Тактильные ощущения»
ЦЕЛИ
• автоматизировать шипящие и свистящие звуки;
• развивать зрительное восприятие и зрительную память;
• учить запоминать при помощи «тактильных» представлений;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навыки самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Посмотри на картинку (рис. 6). Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку.
2. Вот другая картинка (рис. 7). Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов.
3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их.
4. Сравни свои рисунки с рисунками-ответами.
5. Если клетка осталась незаполненной - это ошибка. Если предмет назван неправильно - это тоже ошибка.
6. Назови нарисованные предметы правильно.
7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово.
8. Составь рассказ-описание ванной комнаты.
Игра 4. «Фотография»
ЦЕЛИ
• автоматизировать шипящие звуки в речи;
• развивать зрительное восприятие методом «фотографии»;
• развивать мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Счетные палочки (не более
10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги.
Инструкция для ребенка
1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе.
2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза… Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их».
3. Твои возможные ответы:
- «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек;
- возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе;
- сразу появляется ответ - число палочек.
4. Если не получилось - не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ.
5. Как ты оценишь свою работу? Почему?
Игра 5. «Фотография фигур»
ЦЕЛИ
• автоматизировать [р’] в речи;
• развивать зрительное восприятие методом «фотографии»;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навык самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Счетные палочки; лист бумаги; фишки красные и синие.
Инструкция для ребенка
1. Сейчас я сложу из палочек геометрическую фигуру. Ты посмотришь на нее 1-2 с, затем я накрою ее листом бумаги. Когда смотришь на фигуру, представь, что твои глаза - фотоаппарат. Они не просто посмотрели, а сфотографировали эту фигуру.
2. А теперь сложи такую же фигуру из палочек.
3. Сравни свою фигуру с той, которая накрыта листом бумаги.
4. Оцени свою работу. Если нет ошибок - отлично - красная фишка; несколько ошибок - хорошо - синяя фишка; если ошибок много и фигура получилась совсем другая - плохо.
Игра 6. «Кто в домике живет?»
ЦЕЛИ
• автоматизировать сонорные звуки;
• развивать зрительное восприятие и зрительную память;
• учить запоминать изображения при помощи систематичного расположения.
ОБОРУДОВАНИЕ
Девять изображений-символов, помещенных в таблицу, размером 2020 см, разделенную на девять секторов; фишки для самооценки - красная и синяя; пустая таблица; простой карандаш.
Инструкция для ребенка
1. Рассмотри таблицу-«домик» (рис. 8). Посмотри, какие изображения здесь «живут», кто на каком этаже (15 с).
2. Закрываем окошки в домике. Это домик без жильцов. Постарайся вспомнить таблицу и нарисовать жильцов. Если нарисовать не можешь - назови, а я нарисую.
3. Сравни свою таблицу с таблицей, в которой были нарисованы значки. Посчитай свои ошибки.
4. Оцени свою работу. Если значка нет или он не на своем месте - это ошибка.
5. Назови значки-изображения правильно.
6. Определи место звука [р’] в слове.
Таблицы разработаны для всех групп звуков.
Если ребенок допустил много ошибок в запоминании значков-символов, необходимо научить его их запоминать. Ведь один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления. Каждый значок можно «оживить». Треугольник похож на крышу дома, дорожный знак, гору; знак «плюс» можно мысленно превратить в ножницы, перекресток, лопасти вентилятора; круг может напомнить об игре в футбол, о солнце, блюдце.
«Ожившие» картинки можно соединить в изображении. Получится фильм. При этом каждая строчка таблицы может быть отдельным фильмом.
Детям нравится этот вид работы, целью которого является развитие памяти, зрительного восприятия, воображения, совершенствование звукопроизношения, обучение составлению рассказа по серии картинок, актуализация словарного запаса.
Игра 7. «Я вижу и слышу»
ЦЕЛИ
• автоматизировать определенные звуки (каждому ребенку предлагаются картинки в соответствии с нарушением звукопроизношения);
• учить запоминать значки-символы при помощи «оживления» и «озвучивания»;
• развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение;
• обогащать лексический запас.
ОБОРУДОВАНИЕ
Картинки с изображением значков-символов.
Инструкция для ребенка
1. Сейчас ты увидишь картинки с изображением предметов или значков-символов (рис. 9). Подумай, во что это изображение можно превратить.
2. Скажи, что ты увидел и какие звуки при этом услышал.
Например, скрипичный ключ - я вижу скрипичный ключ и слышу звучание музыки; большое колесо - я вижу большое колесо, представляю трактор и слышу рычание мотора.
Игра 8. «Я вижу и чувствую»
ЦЕЛИ
• учить запоминать при помощи «оживления», «озвучивания», представляя, какой запах может исходить от предмета;
• автоматизировать определенные звуки речи;
• обогащать словарный запас;
• развивать воображение, зрительное восприятие и память.
Инструкция для ребенка
Первый вариант. Ребенок смотрит на картинку и рассказывает, что видит и какие запахи может почувствовать. Важно научить активно пользоваться своим воображением, не ограничиваясь одной ассоциацией. Например, круг может напоминать об апельсине с его ароматом, о мяче с запахом резины и о яблоке.
Второй вариант. Тактильные ощущения. Ребенок должен почувствовать, каков предмет на ощупь.
Третий вариант. Ребенок «входит» в картинку и старается почувствовать движение, описать, какие ощущения при этом испытывает.
Научно доказано, что чем больше при обучении человека задействовано анализаторов, тем лучше и прочнее будет усвоен материал. В этих играх мы помогаем ребенку использовать при запоминании информации зрение, обоняние, двигательные и тактильные ощущения, слух.
Игра 9. «Хорошее настроение»
ЦЕЛИ
• обучать умению составлять рассказ;
• совершенствовать звукопроизношение;
• обогащать словарный запас;
• развивать память и воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ
Полоска бумаги, разделенная на девять клеточек; девять значков-символов (круг, квадрат, звезда, нотка, змейка, молния, снежинка, капля и т.д.) на карточках.
Инструкция для ребенка
Перед тобой девять значков. Ты уже знаешь, что при «оживлении» значки могут превращаться в яркие картинки. Они могут быть твоими воспоминаниями, приятными или не очень, веселыми или грустными.
Картинок может быть много на один значок, потому что в нашей памяти отложилось очень много всего.
Разложи в клеточках значки в таком порядке: от самого неприятного до самого приятного. И плохое настроение сразу улетучится, а останется только хорошее.
Игра может использоваться в конце занятия как психогимнастика.
Приведенная методика развития зрительной памяти И. Матюгиной и Е. Чакаберия, адаптированная к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями, помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск