«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

7 сентября, 2013 Рубрика: Приглашаем на занятия, Работа с дошкольниками КУРАЧЕВА А.В.

КУРАЧЕВА А.В.,
учитель-логопед МДОУ д/с № 42 «Аленка», г. Воркута, Республика Коми

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:

— обеспечивает нормальное звукообразование;

— создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

— способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

Неправильное речевое дыхание нередко приводит:

— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

— неправильному использования интонационных средств выразительности;

— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Требования к выполнению речевых упражнений:

— перед началом выполнения упражнений проветрить помещение: воздух в нем должен быть средней влажности;

— одежда не должна стеснять движений;

— не выполнять речевые упражнения после приема пищи;

— упражнения выполнять си¬дя, стоя или лежа;

— следить за правильным выполнением упражнений (де-ти не должны поднимать плечи и «перебирать дыхание», что влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания, обязательно объясняя детям, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз);

— речевые упражнения ограничивать по времени: длительность их от 30 с до 1,5 мин (можно использовать песочные часы) во избежание утомления ребенка и даже возможного головокружения;

— обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;

— следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Речевые упражнения следует проводить:

— во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;

— организационного момента или физкультминуток;

— после дневного сна;

— в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходима подготовительная работа, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.

Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:

— выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох должен происходить плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складывать трубочкой и не сжимать, щеки не надувать;

— во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;

— выдыхать следует, пока не закончится воздух;

— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять в таком порядке:

1) на развитие физиологического дыхания;

2) дыхательные без участия речи;

3) дыхательно-голосовые:

— на материале гласных звуков;

— согласных звуков;

— слогов;

— слов;

— предложений, фраз.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

Приведенные ниже упражнения необходимы для развития сильного плавного ротового выдоха и активизации губных мышц.

«Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.

«Веселая метелица»

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.

Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Отработка правильного речевого дыхания — одна из целей проведения игр. С детьми младшего и среднего до¬школьного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Воспитатель. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

Данные речевые упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на четкость дикции и в целом на речь детей.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск