БАКАЕВА М.Н., учитель-логопед;
ЛАДНАЯ С.М., воспитатель МДОУ ЦРР — д/с № 310, г. Ростов-на-Дону
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи [7]. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь проблемного ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк [7].
Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запомина емой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания [4; 7].
Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8—10 раз (не на одном занятии) повторить стихотворение и 2—3 раза припомнить в дальнейшем. Р. Бендлер,
В. Макдональд [4], занимаясь нейролингвистическим программированием, отмечают, что воспоминание есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания.
Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М. Гордеевой и Н.Е. Васюковой, рекомендующих детям 3—5 и 5—7 лет стихи Г. Лагздынь и песенки народов мира по сериям картинок-иллюстраций.
Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности была проведена классификация их с учетом лексических тем и подобран наглядно-иллюстративный материал, используемый в качестве зрительных опор. Накопленный материал распределился по возрастным группам:
— для старшей группы —
Г. Лагздынь «Цыпленок», В. Бардадым «В гости дождик зачастил…», И. Михайлова «Осень длинной тонкой кистью…», Л. Сорокин «Слышит мишка косолапый…»;
— для подготовительной к школе группы — А. Барто «Я у мальчиков спросила…», Я. Аким «Апрель», Г. Ладонщиков «Приглашение», А. Шибаев «Капризный жучок», С. Коган «Что бывает выше неба?».
Отбирая стихи для заучивания, следует учитывать пожелания японского ученого Масару Ибука: они должны воспитывать в ребенке благородные чувства, быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили. А.М. Бородич [3] поясняет: в отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с веселыми картинками, простыми рифмами и позитивным настроем.
На наш взгляд, при заучивании стихов с детьми-логопатами, наиболее эффективно использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение, иначе говоря, логическое запоминание текста. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий [4]. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…».
Текст стиха — картинка (зрительная опора)
Слышит мишка косолапый (медвежонок).
Близкой бури грозный свист (дующий ветер).
Он зовет на помощь папу (медведь).
Удержать последний лист (лист на ветке).
Папа шепчет: Это осень… (осень)
А осеннею порой
Расстается лес с листвой.
Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок — зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с це лью усложнения стих—иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти [3].
Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми-логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти [4], повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок — иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. М., 2004.
2. Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М., 2010.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.
4. Васюкова Н.Е. Он знал все песни наизусть: Учеб.-метод. пособие для чтения взрослыми детям. М., 2007.
5. Лагздынь Г.Р., Гордеева Н.М. Учим стихи: Учеб.-метод. пособие для чтения взрослыми детям. М., 2004.
6. Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.
метки:
развитие памяти,
стихи