Белоусова Л.В., учитель-логопед прогимназии «Звездочка», г. Нерюнгри
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Еще в древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может «рассказать» нам о многом - хорошо ли выспался, рад или расстроен чем-то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердита мама или же довольна своим чадом.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.
Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».
В результате многих лет работы с дошкольниками с различными нарушениями речи мы сделали следующие выводы. Если раньше в речевые группы попадали дети с небольшим спектром речевых нарушений (с дислалией и несформированным фонематическим слухом), то сейчас приходят дети с очень сложными речевыми дефектами (стертая дизартрия, заикание, сложная дислалия с дизартрическим компонентом, различные нарушения голоса - ринофония, дисфония, тахилалия). Как следствие этого, еще в большей мере страдает и просодическая сторона речи дошкольников.
Выявленные факты побудили нас к поиску таких форм работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Поэтому наш выбор пал на использование театрализованной деятельности. Основной причиной выбора данной темы послужил региональный фактор.
Состояние нервно-психологического напряжения - обычное дело на Севере. Жизнь здесь скудна на яркие впечатления. На сером фоне северного климата на чувства ребенка должны оказывать воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным - музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках.
Эту форму работы с детьми мы используем на протяжении нескольких лет. Что нас привлекает в этой работе?! Во-первых, через перевоплощение в сказке дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных. Во-вторых, в песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании детям легче автоматизировать поставленные звуки, развить музыкальный слух. И в-третьих, мы добиваемся самой главной цели: развития интонационной выразительности и коммуникативных способностей.
Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи.
А самое главное помнить, что вся коррекционная работа должна осуществляться через перевоплощение в сказочного персонажа, животного или полюбившегося ребенку соседа напротив.
Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко [5], был составлен следующий алгоритм:
Так, прочитав стихотворение А. Введенского «Песенка машиниста», логопед вместе с детьми обсуждает, почему оно прочитано именно так. Первую часть очень тихо и медленно, вторую, наоборот, громче, постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова, только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла с помощью интонации.
В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы:
Эта работа не проходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театрализованной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (например, при передаче визга поросят они самостоятельно меняли высоту голоса, передавая ее разным тембром, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого поросенка).
После того как у детей сформировались базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности, следует переходить к самому интересному, на наш взгляд, этапу работы - подготовке и показу театрализованного представления, как итогу всей деятельности. Вместе с детьми были поставлены спектакли по сказкам «Лесная аптека», «Репка», а также инсценировки стихотворений С. Маршака и А. Шибаева «Парад цифр». Спектакли были показаны не только внутри сада, но и на празднике, посвященном детям-инвалидам.
Спектакль был записан на видео, поэтому дети смогли оценить со стороны свою игру. Совместно обсуждались все достоинства и недоработки, что помогло сделать следующие выводы:
1. Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
2. Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.
3. Дети поняли, что результат работы зависит только от них и поэтому старались мобилизовать все свои возможности.
4. Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
5. Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
6. Главное - в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация звуков.
Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности именно в театрализованной деятельности помогает изменить не только негативное отношение ребенка к своему речевому дефекту, но и сделать его более уверенным, инициативным и эмоциональным. Речь детей становится более выразительной не только в свободной деятельно-
сти, но и на занятиях, что, безусловно, поможет им в школе.
Вашему вниманию представляется конспект занятия по формированию интонационной выразительности для детей логопедической группы массового детского сада.
Тема «Волшебный чай»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• учить детей использовать полученные интонационные умения в различных ситуациях (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи);
• формировать умения и навыки, активно пользоваться мимикой и жестами;
• правильно пользоваться речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох;
• уточнить артикуляцию и отработать четкое произнесение гласных звуков;
• развивать зрительно-пространственную ориентацию, воображение;
• воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту и смелость.
Словарная работа: справил, пылает, мята.
ОБОРУДОВАНИЕ
Изображение замка; дерево; варежковый театр (змеи); маски поросят, волков; «мимический додекаэдр»; самовар; магнитофон.
* * *
Первая часть
Логопед. Дети, с каких слов начинаются все русские народные сказки?
Дети. Все сказки начинаются со слов: «Жили-были…».
Вторая часть
Логопед. Сегодня я тоже хочу пригласить вас в сказку, но эта сказка необычная.
В одном сказочном королевстве жил-был король. И звали его «О». Он был очень важный и говорил: «О-О-О» (руки округлить перед грудью - в форме буквы «О»). Дети, как говорил король?
Дети отвечают.
У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и ласковая. И звали ее «И». Она всем улыбалась и говорила: «И-И-И» (растопыренные ладони приставить к краям губ). И даже, ког да она была строгая, голос у нее все равно звучал нежно - «И-И-И». Дети, как говорила королева?
Дети отвечают.
У них были дочка-принцесса и сынок-принц. Принцессу звали «А», а принца «Э». С утра до вечера они бегали в королевском саду и радуясь кричали: принцесса - «А-А-А» (руки округлить над головой), а принц - «Э-Э-Э» (руки развести в стороны, ладони округлить). Дети, как кричала принцесса, а как кричал принц?
Дети отвечают.
Однажды они попали под холодный проливной дождь и простудились. Они стали кашлять и чихать и никто не мог их вылечить. Король издал указ и приказал своим секретарям-свинкам его напечатать: «О-О-О!»
Третья часть
Логопед. Кто хочет быть секретарями-свинками?
Трое детей исполняют роли свинок, имитируя работу на печатной машинке.
Свинки
Как на пишущей машинке
Три хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
(Тихо, медленно.)
Туки-туки-туки-тук!
(Тихо, медленно.)
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(Громко, быстро.)
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(Громко, быстро.)
Логопед. В королевском лесу жили волки. Они выли: «Ы-Ы-Ы». Услышали они, как хрюкают свинки, и вышли на охоту.
Волки
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят,
Поросят они едят.
Ы-Ы-Ы…
Дети изображают повадки волков и рычат громким, низким голосом. Свинки визжат высоким голосом, разбегаясь в разные стороны.
Логопед. У короля был верный слуга - филин, он сообщал королю, что происходит в королевстве. Он говорил: «У-У-У» (вытянуть руки перед грудью в форме овала). Полетел филин с указом в поисках доктора, а вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который живет в дремучем лесу, под волшебным деревом. Давайте, дети, сходим к мудрому змею и спросим его совета, как помочь выздороветь принцу с принцессой.
Четвертая часть
Логопед. Отправляемся в путь. Перед нами волшебное море, чтобы перебраться на другой берег, нужно преодолеть «звуковые волны» (показать схему).
Мы будем произносить первый звук слова змей - [з], глядя на эту схему, сначала громко, плавно проводя в воздухе указательным пальцем. Затем, следя по схеме взглядом, по воображаемой «волне» с разной силой голоса произносим звук [з] - тихо, громко, тихо.
Дети выполняют задание.
Пятая часть
Логопед. Вот мы и преодолели первое препятствие. Посмотрите, какое дерево.
Дерево (звучит голос в аудиозаписи). Да, я волшебное дерево, когда на меня сильно дует ветер, я могу вращаться.
Логопед. Давайте подуем на него сильно, как ветер. Вспомните, как правильно нужно набирать воздух и выдыхать его (не поднимать плеч, не надувать щек, тянуть губы трубочкой).
Дети дуют, дерево начинает вращаться. Слышится шипение змея.
Змей. Зачем вы разбудили меня?
Дети. Помоги нам вылечить принца и принцессу.
Змей. Да, вы смелые дети, я вам помогу, не каждый ко мне может добраться. Но вы должны определить, какое из этих предложений будет правильным.
Лечебный чай поможет вам.
Лечебный чай поможет вам?
Лечебный чай поможет вам!
Дети отвечают.
Вы не только смелые, но и умные. За это я дарю вам старинный самовар с чаем из лечебных трав.
Дети благодарят змея. Звучит музыка, дети выходят и читают стихотворение «Самовар» («расскажи стихи руками»).
1-й ребенок
Мы сегодня вам расскажем,
Кто всех старше в доме нашем.
2-й ребенок
Наш сибирский самовар - Он всех старше,
Но не стар!
3-й ребенок
Знаем мы от бабы Люси, Что сто лет тому назад
Самовар ее бабусе
Справил муж ее, Игнат.
4-й ребенок
Самовар-великан!
И медали - по бокам!
5-й ребенок
Хоть сто лет уже прошло, От него светлым-светло!
6-й ребенок
Протекает река сразу за лесочком.
Там мы трем ему бока
золотым песочком.
7-й ребенок
Золотеет самовар,
От боков пылает жар!
8-й ребенок
Утром, днем и вечерком Угостит он всех чайком -
9-й ребенок
Вкусным, ароматным,
С запахом мятным!..
10-й ребенок
Вот на этом, вот на этом
Мы закончим свой рассказ.
Вместе (хором)
Приезжайте в гости летом - Чаю хватит и для вас!
Танец «Самовары».
Логопед. Дети, король с королевой вам очень благодарны за то, что вы помогли вылечить их детей. В благодарность они дарят вам волшебный додекаэдр, который показывает их настроение (на гранях додекаэдра изображены различные мимические пиктограммы). Покажите, какой был король? Какой была королева? Найдите «свое настроение» и покажите, каким оно стало у вас сейчас.
Дети выполняют.
Список используемой
и рекомендуемой литературы
Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1980.
Позднякова Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольниками со стертой дизартрией // Логопед в детском саду. 2005. № 5-6 (8, 9).
Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М., 2001.