Соломатина Г.Н., канд. пед. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать ее отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:
- наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;
- способу артикуляции;
- месту артикуляции;
- наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
- месту резонирования.
Гласные звуки дифференцируются по трем признакам:
- участию или неучастию губ в артикуляции;
- степени подъема языка к твердому нёбу;
- месту подъема языка.
Нарушение восприятия хотя бы одного признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г.В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.
Врожденная расщелина нёба оказывает негативное влияние на фонологическое развитие ребенка. Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, З.А. Репина, экспериментально изучив речевое развитие детей с аномалиями артикуляционного аппарата, установили, что особенности восприятия звуков объясняются неспособностью реализовать их в артикуляционных движениях. Восприятие звуков речи и их произношение - два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха для создания внешней обратной связи и использования ее для нормализации фонетической стороны речи.
Взаимосвязь фонетического и фонологического развития показана Hewlett на примере атипичных компенсаторных артикуляций, которые появляются, когда ребенок с врожденной расщелиной нёба подыскивает доступную произнесению артикуляционную позу для конкретного звука. После чего «выработанные стратегии методом перевода в продуктивную лексику фонологизируются». Отсюда можно сделать вывод, что уровень слуховых дифференцировок прямо связан со степенью поражения фонетической стороны речи.
Наше исследование особенностей фонологического развития детей с врожденной нёбной патологией выявило у 78,2% детей нарушение фонематического слуха. Из них 65,5% детей затруднялись в восприятии звуков, близких по месту образования; 62 - по акустическим признакам; 40 - по способу образования; 36% - по месту резонирования.
Учитывая взаимосвязь фонетического и фонологического развития, мы рассмотрели нарушения звукопроизношения детей с расщелинами нёба с точки зрения именно таких дефектов. В результате оказалось, что у 70,4% детей с нарушениями произношения, характерными для лиц без расщелин нёба, преобладали фонологические дефекты, у 56% - фонетические. У 26% детей было отмечено их сочетание. Фонологические дефекты у детей этой группы проявлялись при произнесении артикуляторно близких звуков, например: смешения звуков [ш] и [с ], [с ] и [т ], [х] и [к].
У 91% детей с нарушениями произношения, характерными для лиц с расщелинами нёба без атипичных компенсаторных артикуляций, выявлены фонологические дефекты, у 82% - фонетические. Их сочетание было отмечено у 82% детей. Фонологические дефекты проявлялись в произнесении артикуляторно далеких звуков, например: смешения звуков [с ] и [x], [т] и [к], [п] и [к].
У всех детей с нарушениями произношения, характерными для лиц с расщелинами нёба с атипичными артикуляциями, было отмечено сочетание фонетических и фонологических дефектов. Фонологические дефекты проявлялись в смешениях ротовых-носовых звуков и заменах ротовых на носовые.
Выявленные особенности легли в основу методики развития фонематического восприятия у детей данной категории.
Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Как отмечает Г.В. Чиркина, они способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
- звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
- звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
- действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Упражнения
Кто позвал?
Цель: развитие слухового восприятия.
Описание. Ребенку-водящему закрывают глаза повязкой. Дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал.
Кто пришел в гости?
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками - бубном, погремушкой, барабаном. Логопед сообщает детям, что к ним в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придет в гости с барабаном, зайка - с погремушкой, лисичка - с бубном. За ширмой звучит игрушка. Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если догадка верна, игрушка появляется из-за ширмы.
Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят с игрушечными уточкой, пчелкой, кошечкой. Логопед имитирует своим голосом крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Можно имитировать голоса любых других животных.
Угадай, на чем играют
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками, например, с барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и отгадывают, какая игрушка звучит.
Три медведя
Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру.
Описание. На наборное полотно выставляются картинки с изображением медведей (из сказки «Три медведя»). Логопед произносит знакомые фразы из сказки разными голосами. Например: «Кто ел из моей миски?» Дети должны отгадать, кто это сказал.
2. Развитие речевого слуха
В психолингвистической литературе отмечается, что единицей восприятия речи является слог, поскольку слоги идентифицируются быстрее, чем другие единицы (А.А. Залевская). Этот этап рекомендуется начинать с обучения дифференциации именно слогов. Необходимо учитывать порядок появления противопоставлений при нормальном онтогенезе; корреляцию фонетического и фонологического развития; особенности фонологиче-
ских дефектов детей с открытой ринолалией.
Порядок появления
противопоставлений
при нормальном речевом
онтогенезе
Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми-носовыми звуками: «ма - фа», «мо - хо»). Затем - с наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа и различного местообразования: «фа - ха». Далее, выполняя упражнения по фонематическому дифференцированию, где ребенок учится выделять слоги со звуками одного местообразования и различного способа образования: «фа - та». В последнюю очередь проводится работа по различению слогов с глухими - звонкими: «па - ба»; твердыми - мягкими: «та - тя»; свистящими - шипящими звуками: «са - ша» (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, Р. Якобсон).
Корреляция фонологического
и фонетического развития
Работа по развитию фонематического слуха проводится только на материале правильно произносимых звуков (Р.Е. Левина, З.А. Репина, Г.В. Чиркина, Hewlett).
Особенности фонологических
дефектов детей с открытой
ринолалией
Наиболее грубые фонологиче-
ские дефекты наблюдаются у детей с преобладанием атипичных компенсаторных артикуляций, которые проявляются в смешениях ротовых - носовых звуков и в заменах первых на вторые. Поэтому методика работы с детьми этой группы представлена наиболее полно. В начале упражнения по фонематическому дифференцированию проводятся на материале наиболее контрастных ротовых-носовых звуков. Затем последовательно дифференцируются слоги со звуками одного способа и разного местообразования; одного местообразования и разного способа образования; глухими - звонкими; твердыми - мягкими; свистящими - шипящими.
У детей с дефектами звукопроизношения с преобладанием заднеязычных артикуляций без ати пичных реализаций фонологические нарушения проявляются в произнесении артикуляторно далеких звуков. Поэтому дифференциация слогов начинается на базе наиболее контрастных из них по местообразованию.
У детей с дефектами произношения, типичными для лиц без расщелин нёба, фонологические дефекты проявляются при произнесении артикуляторно близких звуков. Поэтому в работе с детьми этой группы задания методики используются выборочно. Материал изучается в достаточно быстром темпе с более динамичным усложнением заданий.
Сначала упражнения по фонематическому дифференцированию проводятся на материале слогов. Используются упражнения на распознание близких по звуковому составу слогов. После того как ребенок научится безошибочно различать определенный слоговой ряд, можно начинать упражнения по воспроизведению более сложных рядов. Далее проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребенком звуков. Для этого используются следующие игровые упражнения:
- повторение за логопедом слов, близких по звуковому составу;
- сравнение лексического значения слов, близких по звучанию;
- подбор картинок к словам, близким по звуковому составу;
- дополнение предложения, выбирая из ряда слов, близких по звуковому составу, нужное;
- исправление ошибки, допущенной логопедом (правильные слова чередуются с асемантиче-
скими звукосочетаниями, слово произносится то правильно, то с искажением одного звука).
Упражнения
Выделить слог «на» из слогового ряда:
на - ма - да - на - да - на - ма.
Определить, какой слог лишний:
на - на - ма - на.
Повторить за логопедом слова, близкие по звуковому составу. Особое внимание обращать на конечный согласный звук:
вол - пол - дол - кол - тол, тик - так - тук - ток и т.д.
Провести сравнение лексиче-
ского значения слов, близких по звучанию:
Что такое лужи? Что такое лыжи?
Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу:
лук - сук, булка - белка, удочка - уточка, ночь - дочь, сова - софа и т.д.
Выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные:
мак - бак - так - башмак.
Дополнить предложение, вы-
брав по картинкам нужное слово:
У девочки … (батон) (бутон).
У папы … (плетка), (пленка).
У бабушки… (нитка), (ватка).
У мальчика … (бинт), (винт).
Исключить лишнее слово:
кот, дом, сом, мом.
Разделить картинки со звуками [н] - [м] в два столбика:
малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.
Отобрать из набора картинок только картинки со звуком [ф]:
фартук, вата, фата, фантик, вишни, ванна, василек, фрукты, флажок, флакон, ворона.
Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, дети договаривают последнее слово (рифму) в строфе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (подушка).
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).
Логопед читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово в соответствии со значением:
Что скатали мы зимой?… (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой?… (дом, ком, гном, сом)
На крючок в реке попал?… (дом, ком, гном, сом)
Может всё, хоть ростом мал?… (дом, ком, гном, сом)
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Сознательный звуковой анализ и синтез способствует, с одной стороны, развитию понимания речи, а с другой - оказывает положительное влияние на овладение грамотой (Р.Е. Левина).
На этом этапе ребенок должен овладеть навыками вычленения первого или последнего звука; определения места звука в слове (в начале, середине, конце); определения звука перед выделенным или после него; последовательности звуков в слове; определения количества звуков или слогов в словах.
Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:
- анализ ряда гласных звуков;
- слогов, состоящих из гласного и согласного звуков;
- согласных звуков;
- слов различной слоговой структуры (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина).
При разработке методики обучения детей с открытой ринолалией учитывалось, что на ранних стадиях развития речи при нормальном онтогенезе понимание высказывания строится на основе улавливания ритмико-мелодической структуры слова или предложения. В дальнейшем понимание опирается на восприятие фонемного состава слова. Для различения фонем необходимо выделить их из потока речи, т.е. произвести вторичный анализ. Таким образом, в спонтанной речи говорящий не осознает членения высказывания на отдельные составляющие слова и звуки (А.А. Леонтьев). Исходя из этого, были выделены два этапа обучения звуковому анализу:
1) подготовка к звуковому анализу и синтезу, что предполагает различные операции на уровне предложения (определение количества слов и их порядка в предложении, составление схем предложений);
2) звуковой анализ и синтез, предполагающий операции на уровне звука.
При обучении звуковому анализу и синтезу слова была определена такая последовательность работы:
- определение количества слогов в словах разной сложности;
- выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
- выделение из слога гласного, затем согласного звука;
- выделение первого, последнего звука в слове;
- выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
- определение места, количества, последовательности звуков в слове;
- творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Работа первоначально проводится с опорой на вспомогательные средства (зрительные образы, выполнение движений). Затем на основе переноса полученных навыков во внутренний план - с опорой на слухопроизносительные представления ребенка, т.е. без вспомогательных средств.
Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками.
Упражнения
Определение количества слогов
в слове
Домик
Цель: определение количества слогов в слове.
Оснащение: карточка с прорезями на уровне крыши (для вы-
ставления количества слогов) и окна (для выставления картинки).
Описание. Логопед предлагает назвать картинку, появившую-
ся в окошке домика; определить количество слогов в ее названии; выставить цифру на «крыше домика», соответствующую количеству слогов в слове.
Подбери слог к словам
Цель: определение недостающего слога в слове.
Оснащение: карточки со слогами и вспомогательной картинкой.
Описание. Логопед произносит начало слова, ребенок должен определить недостающий слог, найти соответствующую карточку, определить количество слогов в слове.
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
Определи звук
Цель: выделение из звукового потока гласного (согласного) звука.
Описание
Вариант 1. Логопед называет ряд звуков, ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ.
Вариант 2. Логопед называет ряд согласных звуков. Ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ.
Выделение первого, последнего звука в слове
Назови имя
Цель: звуковой анализ и синтез слов.
Оснащение: карточки с изо-
бражением двух девочек и вспомогательных картинок.
Описание. Логопед предлагает детям по начальным звукам изображений вспомогательных картинок определить имя каждой девочки.
Каждой букве - свое место
Цель: выделение первого звука в слове.
Оснащение: карточки с буквами и предметные картинки.
Описание. Логопед предлагает ребенку назвать картинки, расположенные справа на карточке, выделить первый звук в их названиях и соотнести его с буквами, предложенными на карточке слева. Ребенок соединяет карандашом букву и картинку.
Поезд
Цель: выделение первого и последнего звука в слове.
Оснащение: поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.
Описание
Вариант 1. Логопед показывает детям поезд и говорит, что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка). Поезд отправляется, когда во все вагоны положат груз. Машинист просит, чтобы названия грузов начинались со звука [а] (апельсин, автобус, абажур). Называя предметы, логопед выкладывает их перед детьми, потом предлагает повторить слова вместе с ним, выделяя первый звук в слове. Затем логопед берет предметы, названия которых начинаются с других звуков ([м] - мак, молоток, марка и др.).
Вариант 2. Логопед предлагает детям самим «грузить» вагоны. Для этого нужно правильно выбрать те игрушки, названия которых начинаются со звука [а]. Перед детьми раскладывают разные предметы (апельсин, абрикос, автобус, матрешка, ложка, самолет). Логопед произносит слова, слегка интонационно выделяя первые звуки. Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны, мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места. Подобно проводится игра со словами, начинающимися с других звуков.
Вариант 3. Игра проводится аналогично, но детям нужно выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В каждый следующий вагон требуется погрузить предмет, название которого начинается на тот звук, которым кончилось предыдущее слово (в первый вагон грузят апельсин, значит, во второй - носок, в третий - корову и т.д.).
Определение места, количества
и последовательности звуков в слове
Буквы рассыпались
Цель: определение места и по-
следовательности звуков в слове, соотнесение звуков и букв.
Оснащение: предметные картинки, карточки с буквами, составляющими названия картинок.
Описание. Логопед предлагает детям назвать картинку, определить количество и последовательность звуков, составить слово из букв.
Угадай слово
Цель: определение места и последовательности звуков в слове, развитие зрительного внимания.
Оснащение: карточки с названиями четырех предметов и пустых клеток для составления нового слова.
Описание. Логопед предлагает детям назвать картинки, определить количество и последовательность звуков, затем по линиям, идущим от букв предложенных слов, правильно составить пятое слово.