«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Разноцветные вкладыши

24 сентября, 2006 Рубрика: Речевые игры и упражнения Родина Е.Ю.

Родина Е.Ю., учитель-логопед ДОУ № 66 «Аистенок», г. Железногорск, Красноярский край

Дидактическая игра «Разноцветные вкладыши» предоставляет следующие возможности:
- формировать и закреплять у детей основные понятия (рассказ, предложение, слово, слог, звук);
- закреплять важные грамматические понятия;
- моделировать взаимоотношения между понятиями;
- осваивать операции анализа и синтеза;
- развивать простейшие мыслительные операции;
- формировать зрительную, тактильную, слуховую память.
Игра состоит из пяти цветных цилиндрических вкладышей. Их форма может быть изменена по желанию логопеда и представлять собой куб, пирамиду, конус и т.д.
Взрослый ставит перед ребенком дидактическую задачу. Тот выполняет ее, оперируя вкладышами в убывающем или возрастающем порядке, либо выстраивая башенку. Заложенный в пособии принцип дидактизма позволит ребенку самостоятельно оценивать правильность своих действий.
Играть в «Разноцветные вкладыши» можно индивидуально и с подгруппой детей. Они могут быть рекомендованы для занятий в подготовительной группе детского сада и дома.
Варианты игр
Цепочка
Разноцветные вкладыши расставляются перед ребенком в ряд, по величине. Игра начинается с понятия рассказ, это самый большой по величине вкладыш. Логопед говорит о том, что сейчас он будет рассказывать рассказ, и показывает его схему. Также логопед сообщает, что у рассказа есть название: «Машина».
Саша любит играть с машиной.
Машина возит грузы.
Саша построил для машины гараж.
Затем логопед называет понятие предложение (вкладыш поменьше размером). Приводит пример из рассказа: «Саша любит играть с машиной», - и показывает схему на вкладыше.
Далее логопед объясняет, что первое слово в предложении - «Саша» - обозначается одной черточкой, и показывает схематичное изображение слова на вкладыше.
Затем логопед рассказывает, что слово делится на слоги - «Са-ша» (два слога), - и показывает соответствующий вкладыш.
Наконец, сообщается, что слово состоит из звуков - «С-а-ш-а» - и логопед показывает вкладыш с обозначением звука.
Ветерок подул
Все вкладыши перемешиваются на столе. Логопед предлагает ребенку построить цепочку по памяти. Цепочку интересно выстраивать от рассказа к звуку и наоборот - от звука к рассказу.
Башенка
Разноцветные вкладыши нужно выстроить в вертикальную башню с проговариванием и называнием каждого вкладыша.
Это рассказ, это предложение, это слово, оно делится на слоги и звуки.
Прятки
1. Вкладыши нужно сложить друг в друга, начиная с понятия звук.
Я знаю звук [м]. Из звуков я построю слог му.
Из слогов я построю слово музыка.
Из слов я построю предложение: Я услышала веселую музыку.
Из предложений я построю рассказ. Он называется:
Музыка
Наступил вечер. Я была дома одна.
Мама и папа еще не пришли с работы.
Мне было очень грустно.
Вдруг со двора донеслась веселая музыка.
И грусть исчезла.
2. В игру «Прятки» можно играть, называя только понятия и одновременно вкладывая меньший вкладыш в больший.
Рассказ состоит из предложений.
Предложение состоит из слов.
Слова состоят из слогов.
Слова и слоги состоят из звуко


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск