«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Работа с учащимися младших классов, имеющими общее недоразвитие речи

24 сентября, 2006 Рубрика: Методические приоритеты Данилова Е.А.

Данилова Е.А., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 26, с. Новопежино, Приморский край
План рассчитан на учащихся 2-3-х классов, имеющих общее недоразвитие речи, и разработан в соответствии с рекомендациями Института коррекционной педагогики РАО.
Планирование работы
I. Предложение, слово, звуки и буквы
II. Лексика и грамматика
III. Связная речь

Выборочные конспекты занятий
Звуки [к], [к’]
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сядет тот, кто назовет слово со звуком [в] или [ф].
Ученики выполняют задание и по очереди садятся.
Отгадайте загадку и назовите первый звук в слове.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?
Ученики. Это картошка. Первый звук в слове - [к].
Логопед. Прослушайте слова, определите, какой звук встречается в каждом из них: киска, мягкий, кинофильм, кеды.
Ученики. Звук [к’].
Основная часть
- Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед. Звук [к] - согласный, твердый, глухой, [к’] - согласный, мягкий, глухой. Подумайте, чем они похожи, чем различаются?
Ученики отвечают на вопросы.
- Чтение слоговых таблиц. Ученики записывают слоговые цепочки в тетрадь под диктовку.
Ка-кя-кя, ко-ко-ке, кю-ку-кю, ки-ки-кы.
Кя-ка-ка, ке-ке-ко, ку-ку-кю, кы-кы-ки.
- Дифференциация [к] - [к’]. Ученики делят предложенные картинки на две группы. Записывают слова в тетрадь и подчеркивают синим карандашом твердый звук, зеленым - мягкий.
Платок, букет, книга, кисель, кирпич, буква, кинотеатр.
- Игра «Подбери слово». Ученики заканчивают словосочетания, используя слова из предыдущего задания.
Вкусный … (кисель).
Интересная … (книга).
Красивый … (букет).
Тяжелый … (кирпич).
Узорчатый … (платок).
- Придумывание слов. Ученики слушают предложения и отвечают на вопросы словосочетанием. Затем определяют, какой звук слышится в словах - [к] или [к’].
Гибкая ветка согнулась под снегом. Какая ветка?
Коля загадал ребятам легкую загадку. Какую загадку?
Журналы и газеты продают в газетном киоске. В каком киоске?
- Игра «Овощной рынок». На партах лежат муляжи овощей и фруктов. Ученики должны «купить» только те из них, в названии которых есть звук [к].
Капуста, свекла, баклажан, морковь, лук, кабачок, помидор, яблоко, груша, апельсин.
- Составление предложений.
Ученики составляют предложения по сюжетным картинкам. В случае затруднений логопед задает наводящие вопросы.
Логопед. Куда Аленка гонит гусей?
Ученики. Аленка гонит гусей на луг.
Логопед. Где Коля покупает книгу, газету и карандаши?
Ученики. Коля покупает книгу, газету и карандаши в киоске.
Логопед. Где Кеша гасит свет?
Ученики. Кеша гасит свет в комнате.
Итог занятия
Ученики собирают слова из рассыпавшихся букв, называют первые звуки и дают им характеристику.
Кит, кот.
Звуки [г], [г’]
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сначала мы вспомним о том, что делали на предыдущем занятии. Сядет тот, кто правильно выберет из пары слов слово со звуком [к] или [к’].
Пирамида - кирпич, белки - нора, лиса - кит, дом - кот, колесо - машина, фрукты - овощи.
А теперь послушайте скороговорку и определите, какие звуки повторяются в ней чаще других.
Гена, Глеб и Галя
Гогу в гости звали.
Ученики. Звуки [г] и [г’].
Основная часть
- Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед. Звук [г] - согласный, твердый, звонкий, [г’] - согласный, мягкий, звонкий. Подумайте, чем они похожи, чем различаются?
Ученики отвечают на вопросы.
- Игра «Эхо». Ученики вслед за логопедом проговаривают слоговые цепочки.
Га-га-гя, го-ге-го, гу-гю-гю, ги-гы-гы.
Гя-гя-га, ге-ге-го, гу-гу-гю, ги-ги-гы.
Гя-га-гя, го-го-ге, гю-гу-гю, гы-гы-ги.
- Игра «Помоги гномикам». Логопед вывешивает на доску изображения гномов: Гены - в зеленой шапочке и Гоши - в синей. Гномы поссорились из-за картинок. Ученики должны помочь гномам разделить их: Гоше - картинки с изображением предметов, в названиях которых слышится звук [г], Гене - [г’].
Газета, огурец, флаги, ноги, гири, книга.
- Звуковой анализ слова. Ученики составляют слово ГИГАНТ из цветных квадратиков и анализируют его, опираясь на вопросы логопеда. Затем проводится словарная работа.
Сколько звуков в слове?
Какой звук слышится в начале слова?
Какой по счету звук [г] в слове?
Сколько в слове гласных звуков?
Сколько согласных?
- Составление словосочетаний. Ученики составляют словосочетания, подбирая действия к предмету, и записывают их по выбору в тетрадь.
Гладит гром.
Прыгает гусь.
Гогочет кенгуру.
Гремит утюг.
- Составление предложений. Работа проходит по индивидуальным карточкам. Ученики должны закончить предложение, подобрав слово со звуком [г] или [г’] и изменив его, если это необходимо.
Толя живет в (село, город).
Машина стоит в (переулок, гараж).
Сережа играет на (скрипка, гитара).
Гости остановились в (санаторий, гостиница).
Статья напечатана в (газета, журнал).
- Работа над дикцией. Ученики заучивают стихотворение и читают его то с веселой, то с жалобной интонацией.
Мастер, мастер, помоги!
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди,
Мы пойдем сегодня в гости.
В конце занятия подводится его итог.
Звуки [ф], [ф’]
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сначала сядут девочки, потом мальчики. Сегодня на занятие фея из Фиолетовой страны прислала конверт с заданиями. Сначала вы должны отгадать загадки-догонялки и узнать, какие звуки будем изучать на занятии.
Мама вяжет длинный шарф,
Потому что сын - …
Ученики. Жираф.
Логопед. Назовите последний звук в слове жираф.
Ученики. Звук [ф].
Логопед
Дупло. Под ним листок
пришпилен:
«До ночи не будить».
И подпись …
Ученики. Филин.
Логопед. Назовите первый звук в слове филин.
Ученики. Звук [ф’].
Основная часть
- Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед. Звук [ф] - согласный, твердый, глухой, [ф’] - согласный, мягкий, глухой. Подумайте, чем они похожи, чем различаются?
Ученики отвечают на вопросы.
- Игра «Эхо». Ученики вслед за логопедом проговаривают слоговые цепочки.
Фа-фа-фя, фя-фя-фа.
Фо-фо-фе, фе-фе-фо.
Фы-фы-фи, фи-фи-фы.
Фу-фу-фю, фю-фю-фу.
- Дифференциация [ф] - [ф’].
Логопед. Фея передала вам веселые картинки. Каждый из вас возьмет по картинке и назовет изображенный на ней предмет. Потом вам нужно будет сказать, какой звук - [ф] или [ф’] - слышится в слове.
Шкаф, портфель, фонарик, телефон, фрукты, дельфин, светофор, конфета.
- Игра «Четвертый лишний». Ученики находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
Шарф, фартук, майка, кофта.
Конфета, кефир, яблоко, картофель.
- Игра «Соберите словечко».
Логопед. Фея взмахнула волшебной палочкой и слова рассыпались на слоги. Надо их собрать. Вы должны записать слова в тетрадь и подчеркнуть [ф’] зеленым карандашом, а твердый - синим.
Фор кус.
Фар ма.
Фо лин.
Фи тук.
После выполнения учениками задания проводится словарная работа со словом фикус.
- Составление словосочетаний. Ученики записывают в тетрадь одно словосочетание по выбору.
Фокус школьная.
Форма яркие.
Филин кухонный.
Фары забавный.
Фартук хищный.
- Физкультминутка.
Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.
Логопед
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям - физкульт-
привет!
Какой первый звук слышится в слове физкульт-привет?
Ученики. Звук [ф’].
- Составление предложений. Ученики составляют предложения из отдельных слов и записывают их в тетрадь. Затем составляют схему предложения и анализируют ее.
Фокусник, показать, фокусы, забавный.
Фокусник показывает забавные фокусы.
- Разгадывание кроссворда.
Логопед. Фея зашифровала слова. Если вы правильно отгадаете их, то прочитаете имя мальчика.
Яблоки, груши, сливы. Что это? (Фрукты.)
Сладкое кондитерское изделие. (Вафли.)
Средство передвижения, находящееся в доме. (Лифт.)
Добрая волшебница. (Фея.)
В конце занятия подводится его итог.
Дифференциация [ф] - [в]
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сядет тот, чье имя я назову.
Ученики по очереди садятся.
А теперь вы все разделитесь на две команды. Первая команда получит изображение воробышка, вторая - фазана. Вам нужно будет определить, какие первые звуки слышатся в словах воробышки и фазанята.
Ученики выполняют задание.
Основная часть
- Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед. Звук [ф] - согласный, твердый, глухой, [в] - согласный, твердый, звонкий. Подумайте, чем они похожи, чем различаются?
Ученики отвечают на вопросы.
- Повторение чистоговорок. Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.
Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идем к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы.
- Звуковой анализ слов. Ученики определяют место звука [в] или [ф] в слове и показывают число на линейке (опора на цифровой ряд).
Волна, соловушка, повар, ворота, паровоз.
Факел, шарф, телефон, шкафы, фотограф.
- Вставка пропущенных букв в слова. Ученики на индивидуальных карточках вставляют в слова пропущенные согласные и подчеркивают их.
Коро..а, ..утбол, ..артук, сло..а, ли..т, клюк..а, ..асоль.
- Игра «Склеенные слова». Ученики должны догадаться, какие слова зашифрованы на доске.
СОВАФИЛИНВОРОБЕЙФАЗАН
ВОРОНА
- Работа по картине «Дворец». Ученики находят слова со звуками [в] и [ф] и составляют предложение, которое записывают в тетрадь. Затем чертится схема предложения, и оно анализируется по вопросам логопеда.
Дворец, ворота, флаг, дерево, трава, красивый, листва.
На башне дворца развивается красивый флаг.
- - [в] [в’] [в] [в] [ф]
|___ _______ _______ _______ _______ _______
Сколько слов в предложении?
Как обозначается начало предложения?
Что ставится в конце предложения?
Найдите в предложении слова со звуками [в] и [ф].
В конце занятия подводится его итог.
Дифференциация [с] - [з]
Организационный момент
В начале занятия ученики выполняют артикуляционную гимнастику: «Заборчик», «Вкусное варенье», «Киска сердится».
Логопед. Послушайте скороговорки и определите, какие звуки чаще всего встречаются в них. Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.
Ученики. Звук [с].
Логопед. Звезды видели мы днем, за рекою, над Кремлем.
Ученики. Звук [з].
Основная часть
- Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед. Звук [с] - согласный, твердый, глухой, [з] - согласный, твердый, звонкий. Подумайте, чем они похожи, чем различаются?
Ученики. При произнесении звуков [с] и [з] губы растягиваются в улыбке, а кончик языка находится за нижними зубами.
- Повторение слоговых цепочек и слов. Ученики повторяют цепочку слогов и слов за логопедом, рот которого прикрыт экраном. Затем проводится словарная работа со словом соя.
Са-са-за, зо-со-со, зу-су-зу, сы-сы-зы.
Са-за-за, зо-зо-со, су-зу-су, зы-зы-сы.
Соя - Зоя - Зоя, суп - зуб - суп.
- Восстановление пропущенных слогов. Ученики заканчивают слова, добавляя слог са или за, и записывают их в тетрадь. Затем проводится словарная работа со словами мимоза и заноза.
Ли.., ко.., мимо.., стреко.., зано.., голо..
Ученики заканчивают слова, добавляя слог сы или зы, и записывают их в тетрадь.
Воло.., но.., ва.., моро.., поло..
- Игра «Рыболов». С помощью магнитной удочки ученики вытаскивают из ведра рыбок с написанными на них словами. Один ученик должен четко прочитать слово, а другие - определить, какой звук слышится в нем.
Салат, язык, пузырь, засада, азбука, автобус, волосы.
- Работа со словосочетаниями. Ученики составляют из слов словосочетания и по выбору - предложение с одним из них. Затем записывают предложение в тетрадь и делают его схему.
Морозный сказка.
Знойная песня.
Интересная воздух.
Звонкая пустыня.
Далеко разносилась звонкая песня.
- - [з] [с] [с] [з] [с]
|_____ ________ _______ ______.
 Графический диктант. Ученики выписывают в тетрадь звуки [з] и [с] из предложений, которые читает логопед.
Зазвенел звонок - [з], [з], [з].
Наступила морозная зима - [с], [з], [з’].
Загремел засов - [з], [з], [с].
За забором залаяла собака - [з], [з], [з], [с].
В конце занятия подводится его итог.
Дифференциация [ч] - [щ]
Организационный момент
Логопед. Прослушайте тексты и определите, какие звуки чаще всего в них встречаются. (В случае затруднений выделяет звуки голосом.)
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил.
И гогочет, и гогочет
Заучить считалку хочет.
Ученики. Чаще всего встречается звук [ч].
Логопед
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Ученики. Чаще всего встречается звук [щ].
Основная часть
 Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед. Звук [ч] согласный, мягкий, глухой, короткий, [щ] - согласный, мягкий, глухой, длинный. Подумайте, чем они похожи?
Ученики. Оба согласные, всегда мягкие и глухие.
Логопед. Чем отличаются друг от друга?
Ученики. Отличаются по произношению: [щ] - длинный, [ч]- короткий.
Если ученики затрудняются описать звуки самостоятельно, логопед вывешивает таблицы с характеристиками.
 Чтение слоговых таблиц. Ученики повторяют слоговые цепочки вслед за логопедом.
Ча-ща-ча, ща-ча-ща, ач-ащ, чащ-щач, ащпа-ачпа.
Чу-щу-чу, щу-чу-щу, ущ-уч, чущ-щуч, ащка-ачка.
Чи-щи-чи, щи-чи-щи, ич-ищ, чищ-щич, ащма-ачма.
Че-ще-че, ще-че-ще, ещ-еч, чещ-щеч, ащта-ачта.
 Придумывание слов. Вначале ученики вспоминают правило правописания слогов ча-ща и чу-щу. Затем придумывают слова с ними и записывают их в тетрадь. При работе ученики опираются на таблицу, висящую на доске.
РО СЫ
ЧА ЩА
ПИ СВЕ
ТО КА
ЧУ ЩУ
И ЖОЙ
 Звуковой анализ слов. Ученики работают с цветными сигнальными квадратами, вы-
кладывая из них слова. Затем по вопросам логопеда проводится звуковой анализ слов. И далее - словарная работа со словом ЧАСОВЩИК.
ВНУЧКА, ВЫРАЩИВАТЬ, ЧАСОВЩИК.
Какой по счету звук [ч] в слове?
Сколько всего звуков в слове?
Перед каким звуком слышится звук [ч]? И т.п.
 Игра «Заселим домик». Логопед раздает ученикам карточки со словами, которые необходимо «расселить» в домике с тремя этажами. На первый этаж «поселяются» слова со звуком [ч], на второй - со звуком [щ], на третий - со звуками [ч] и [щ]. Затем ученики записывают эти слова в три столбика в тетрадь под диктовку.
 Игра «Почтовый ящик». Около доски два почтовых ящика. Ученики делятся на две команды. Одна придумывает слова со звуком [ч], другая - со звуком [щ]. Логопед за каждое придуманное слово выдает письмо, которое следует опустить в нужный поч-
товый ящик. Выигрывает та команда, в ящике которой окажется больше писем.
 Вписывание пропущенных букв. Ученики работают на индивидуальных карточках. После выполнения задания проходит самопроверка.
Но..ью лету..ие мыши покидают свои убежи..а и летят за добы..ей.
В ро..е звонко ..ирикают пев..ие пти..ки.
Све..а тускло осве..ала поме..ение.
Хи..ные звери и..ут добы..у.
Затре..али морозы. Люди топят пе..и. В пе..ках тре..ат дрова.
В конце занятия подводится его итог.
Предлоги
Организационный момент
Логопед. Положите ручки на стол. Спрячьте ручки под стол. Поднимите ручки над головой. И т.п.
Ученики выполняют команды.
Какие маленькие слова помогали вам понимать мои задания?
Ученики. На, под, над и т.д.
Логопед. Как называются эти слова?
Ученики. Предлоги.
Основная часть
 Составление предложений. Ученики рассматривают картинки и заканчивают предложение словами с предлогами.
Дима купается … (в бассейне).
Лена рисует … (в альбоме).
Мальчик входит … (в трамвай).
Оля выходит … (из автобуса).
Ребята катаются… (с горки на санках).
Вода льется … (из крана).
Заяц играет … (на барабане).
Ученики сидят … (за партой).
Юля держит мяч … (над головой).
 Работа с деформированным текстом. Ученики исправляют ошибки в тексте, написанном на доске.
Вмарте сюга прилетают птицы.
Грачи вьют гнезда надеревьях.
Самолет летит надлесами, надреками.
Влесу замедведем хорошо наблюдать издали.
 Выборочный диктант. Ученики слушают предложения, которые читает логопед, записывают предлог со словом и предлог подчеркивают.
Наташа получила письмо от брата.
В лесу дорожка заросла травой.
Юра учит Жучку прыгать через обруч.
Я люблю бутерброд с сыром.
Крот живет под землей.
По реке плывет лодка.
Над лужайкой носились шмели и стрекозы.
 Составление рассказа. Ученики составляют рассказ по картинке «Волк и семеро козлят» по вопросам логопеда. Затем называют использованные слова с предлогами.
Куда ушла коза?
Кто подошел к дому?
Куда спрятались козлята? (В печке, под печкой, на печке, за дверь, на полу, у двери.)
Итог занятия
Логопед. С какой частью речи мы сегодня работали? Как предлоги пишутся со словом?
С какой частью слова нельзя путать предлоги?
Ученики отвечают на вопросы.
Имя существительное. Род, число
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сядет тот, кто назовет слова, обозначающие предмет.
Ученики выполняют задание и по очереди садятся.
Слова, обозначающие предмет, можно разделить на три группы и сказать про них мой, моя, мое.
Основная часть
 Определение рода существительного. Ученики раскла дывают предметные картинки на три кучки.
Газета, стол, одеяло, цветок, сахарница, подушка, молоток, пуговица, окно, телевизор.
 Игра «Рыболов». Ученики ловят на магнитную удочку рыбку, читают слово, написанное на ней, и кладут на синий круг слова, про которые можно сказать мой, на красный - моя, желтый - мое.
 Запись слов по родам. Ученики записывают слова в три столбика в тетрадь под диктовку.
Стул Шапка Одеяло
Забор Рука Облако
Город Школа Лицо
Стол Улица Кресло
 Восстановление предложений. Ученики заканчивают предложения, добавляя слова по смыслу соответствующего рода, про которые можно сказать мой, моя или мое.
Грузовая … (машина) подъехала к дому.
На диване лежало пуховое … (одеяло).
Звенит школьный … (звонок).
 Образование множественного числа слова от единственного. Ученики изменяют слова по образцу с опорой на картинки и записывают пары слов в тетрадь.
Крыло - крылья. Пуговица - пуговицы. Охотник - охотники. Шляпа - шляпы. Стул - стулья. Кольцо - кольца.
 Работа с деформированным предложением. Ученики записывают предложения в тетрадь, находят подлежащее и определяют, какой частью речи оно выражено.
Деревья, в, росли, сад.
Юг, улетать, птицы, на.
Над, самолеты, город, лететь.
В конце занятия подводится его итог.
Имя существительное.
Родительный и дательный падежи
Организационный момент
Логопед. Сначала сядут те дети, у которых на картинках изображены живые предметы, затем те, у которых неживые.
Ученики по очереди садятся.
Основная часть
 Игра «Чего не стало?». Ученики запоминают ряд картинок. Затем логопед убирает одну из них. Ученики должны сказать, чего не стало. Количество выставляемых картинок постепенно увеличивается до семи, а убираемых - до четырех.
 Игра «Чьи вещи?». Ученики рассматривают картинки и отвечают на вопрос: «Чьи это вещи?»
Свитер, мальчик, нитки, мама, краски, художник, коньки, цепь, кузнец, автомат, часовой.
Автомат часового, краски художника и т.д.
 Зрительный диктант. Ученики записывают словосочетания в тетрадь.
Пальто мальчика, сарафан девочки, калоши дедушки.
 Игра «Что без чего?». Ученики рассматривают картинки и отвечают, чего на них не хватает.
У коровы нет рогов.
У стула нет ножки.
У часов нет стрелки.
У петуха нет хвоста.
У платья нет пуговицы.
 Игра «День рождения у козы». Ученики рассматривают картинку и отвечают на вопросы.
Кто пришел на день рождения к козе?
Кому надо дать косточку, траву, зерно, молоко, яблоко, морковку?
 Ученики читают предложения (по таблице), вставляют пропущенное слово и записывают предложения в тетрадь.
Мама шьет платье (дочка).
Папа рисует картину (сын).
Бабушка вяжет кофту (внучка).
 Работа с деформированными предложениями. Ученики восстанавливают предложения и одно из них записывают в тетрадь.
От, поезд, станция, отошел. (Поезд отошел от станции.)
Очки, Маша, принесла, бабушка. (Маша принесла бабушке очки.)
В, расти, грибы, много, лес. (В лесу растет много грибов.)
В конце занятия подводится его итог.
Имя существительное. Винительный
и творительный падежи
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сядет тот, кто придумает и назовет любое предложение.
Ученики по очереди называют предложения и садятся.
С какой частью речи мы познакомились на прошлых занятиях?
Ученики. С именем существительным.
Логопед. Сегодня мы продолжаем работать с ним.
Основная часть
 Игра «Что я вижу?». Ученики называют предметы, находящиеся в классе. Выигрывает тот, кто назовет больше.
 Ученики заканчивают предложения, отвечая на вопросы логопеда.
Врач лечит (кого?) больного.
Продавец обслуживает (кого?) покупателя.
Водитель возит (кого?) пассажиров.
Ветеринар лечит (кого?) животных.
Художник рисует (что?) картину.
Часовщик чинит (что?) часы.
Плотник строит (что?) дом.
 Игра «В зоопарке».
Логопед. Представьте, дети, что вы пошли в зоопарк. Кого вы там увидели?
Ученики. Катя увидела в зоопарке большого слона. Маша увидела волка. Коля увидел лису.
 Ученики называют словосочетание, отвечая на вопрос логопеда: «Что делают люди этих профессий?»
Рыболов - ловит рыбу.
Лесоруб - рубит лес.
Пчеловод - разводит пчел.
Дровосек - рубит дрова.
Сталевар - варит сталь.
Цветовод - разводит цветы.
Землекоп - копает землю.
Шахтер - добывает уголь.
Учитель - учит детей.
 Ученики заканчивают предложения, отвечая на вопросы логопеда.
Шьют чем? - Шьют иглой.
Едят чем? - Едят ложкой.
Забивают чем? - Забивают молотком.
Пилят чем? - Пилят пилой.
Пишут чем? - Пишут ручкой.
Смотрят чем? - Смотрят глазами.
Слушают чем? - Слушают ушами.
 Ученики заканчивают предложения, изменяя слова, написанные в скобках.
Лось вышел на (поляна).
Кот слизал (сметана).
Ученики ловят (бабочка).
Мы получили (телеграмма).
Котлеты едят (вилка).
Траву косят (коса).
 Ученики находят ошибки в рассказе и исправляют их.
Ученики ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра, забавные обезьяны. Слон обливался холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешной рожица.
В конце занятия подводится его итог.
Имя прилагательное
Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед. Сядет тот, кто похвалит своего товарища.
Ученики. Витя самый добрый. Лена самая умная. И т.д.
Логопед. А сейчас я прочитаю вам рассказ-описание. «Коля и Толя - хорошие друзья. Коля высокий, а Толя низкий. У Коли голубые глаза и светлые волосы. У Толи карие глаза и темные волосы. Толя сильный, а Коля слабее. У Толи живет пушистый кот, а у Коли большой пес». Какие слова помогли сделать описание мальчиков понятным и более подробным?
Ученики. Имена прилагательные.
Основная часть
 Образование прилагательных от существительных. Ученики составляют словосочетания с прилагательными.
Горох - гороховый (суп).
Ель - еловая (шишка).
Город - городской (парк).
Море - морской (прибой).
Береза - березовая (роща).
Малина - малиновое (варенье).
 Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
 Игра «Один - много». Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
Интересная книга - интересные книги.
Спелая груша - …
Душистый ландыш - …
Полное ведро - …
Чистое стекло - …
Сочный арбуз - …
Дождливый день - …
Грозовая туча - …
 Ученики подбирают подходящее по смыслу существительное к прилагательным, составляют словосочетание и записывают его в тетрадь.
Соседний, соседский (кот, дом).
Дружеский, дружный (класс, разговор).
Жестокий, жесткий (человек, стул).
 Игра с мячом «Наоборот». Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
Холодная вода - горячий песок.
Светлые волосы - …
Добрый человек - …
Трудолюбивая девочка - …
Ранняя весна - …
Высокое дерево - …
Веселая песня - …
Глубокий пруд - …
Солнечный день - …
Хорошая хозяйка - …
 Работа с индивидуальными карточками. Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.
В конце занятия подводится его итог.
Согласование существительных
с прилагательными
Организационный момент
Логопед. Какой сегодня день? Какая сегодня погода? Какое сегодня небо? Какие бывают весенние дни?
Ученики отвечают на вопросы.
Основная часть
 Подбор существительных к прилагательным. На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
Свежая, свежие, свежий, свежее.
Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.
 Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.
Весеннее, чистое, голубое … (небо).
Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
Хищный, голодный, злой … (зверь).
Летнее, желтое, горячее … (солнце).
Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).
 В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
 К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
Весна - ветер.
Лес - озеро.
Пух - одеяло.
Вкус - еда.
Чай - куст.
 Слуховой диктант. Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.
 Работа с деформированными предложениями. Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
Итог занятия
Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон,
Есть слово колючее - еж,
Есть слово промокшее - дождь,
Есть слово зеленое - ель,
Есть слово упрямое - цель.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск