Рогожина О.А., учитель-логопед ДОУ № 79, г. Жуковский, Московская обл.
Как показывает практика, для полноценного речевого развития до-
школьников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. В нашем детском саду работа с родителями проводится в разных формах (приложение 1) и по определенной системе (приложение 2).
Индивидуальное консультирование родителей
На протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами медико-психолого педагогического консилиума.
Врач-психиатр консультирует родителей по вопросам:
- подбора медикаментозных средств;
- выбора и корректировки схемы лечения в соответствии с динамикой обучения (или отсутствием таковой).
Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам:
- развития интеллектуальной, речевой и эмоционально-личностной сфер ребенка;
- эффективного взаимодействия и общения с ребенком.
Психолог:
- исследует личностные особенности детей;
- консультирует родителей по результатам диагностического обследования;
- помогает скорректировать условия семейного воспитания.
Логопед:
- в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
- обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
- показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
- подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Групповые формы работы
с родителями
В детском саду организован родительский клуб «Ступеньки к школе», который состоит из трех секций.
1. «Я сам» - для родителей детей раннего возраста.
2. «Школа почемучек» - для родителей детей средних и старших групп.
3. «Школа первоклассника» - для родителей детей подготовительных групп.
В клубе проводятся разные групповые формы работы с родителями.
Дни открытых дверей.
Анкетирование.
Тематические консультации.
Родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми.
Оформление информационно-методических выставок для родителей.
Работу с родителями детей, поступивших в специальные группы, целесообразно выстраивать поэтапно и начинать не с традиционного родительского собрания, а с Дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, дефектолог, психолог, но не вполне понимать, чем занимаются эти спе циалисты. Родители смогут пройти не только по группам, но и посетить, например медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты логопеда, дефектолога, психолога.
Анкетирование позволяет выявить реальные родительские за-
просы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь.
Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические группы, группы ЗПР, и детей раннего возраста. В статье представлена анкета для родителей, чьи дети посещают подготовительную логопедическую группу (приложение 3).
Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов:
- «Наши правила»;
- «Тренируем язычок»;
- «Тренируем пальчики - развиваем речь»;
- «Друзья из книжки»;
- «Как учить стихи играючи»;
- «Я учусь наблюдать и запоминать»;
- «20 простых советов логопеда»;
- «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»;
- «Я учусь рассказывать, пересказывать»;
- «Игры для обучения грамоте»;
- «Леворукий ребенок».
Для родителей, имеющих детей раннего возраста, организуется секция «Я сам», в которой логопед проводит консультации: «Что делать, если ребенок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребенок не заикался». Здесь в доступной форме объясняется, что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребенка, о чем и как разговаривать с детьми, какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В родительском уголке помещается информация «20 простых советов логопеда». Работа по профилактике речевых нарушений в раннем возрасте продолжается воспитателями в группе под руководством логопеда.
Всё это помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.
Для родителей детей, посещающих средние и старшие группы детского сада, организован родительский клуб «Школа почемучек». Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы с детьми в специальных (коррекционных) группах, дает советы родителям детей с нарушениями речи или ЗПР.
В начале и конце года в подготовительной группе для родителей работает «Школа первоклассника» и организуется просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. В начале года на занятиях показываются приемы работы по развитию речи, обучению грамоте, а в конце родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Все это способствует формированию у родителей адекватной оценки развития их детей. В группу для знакомства также приглашаются учителя начальных классов. Кроме того, родителям предлагаются тематические консультации:
- «Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития»;
- «Я учусь писать»;
- «Я учусь читать»;
- «Проблемы подготовки к школе».
Знакомство родителей
с коррекционно-оздоровительной средой
Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек и скул. Родителей знакомят с ним, обучают приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Во время занятий дети и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. В течение года родители могут наблюдать за гидромассажем кистей рук, который делает медицинский персонал.
Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1. Фамилия, имя ребенка __________________________________
2. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним? ______________________________________
3. Много ли вопросов задает Вам ребенок? Что его интересует? __ __________________________________________________________
4. Как часто Вы читаете ребенку? Запишите названия его любимых книг __________________________________________________
__________________________________________________________
5. Назовите любимые фильмы, телепередачи Вашего ребенка __________________________________________________________
__________________________________________________________
6. Что для него предпочтительнее: просмотр фильма или чтение? __________________________________________________________
__________________________________________________________
7. Любит ли он рисовать? Чем он рисует? Испытывает ли трудности, выполняя задания по подготовке руки к письму? _____________ __________________________________________________________
8. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка? ______________ __________________________________________________________
9. Исправляете ли Вы его речевые ошибки? ___________________ __________________________________________________________
10. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает)? ____________ __________________________________________________________
11. Какие трудности он и Вы испытываете, выполняя задания логопеда дома ______________________________________________
__________________________________________________________
12. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить? __________________________________________________
__________________________________________________________
13. Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить.
Логопед, психолог, дефектолог, воспитатель, психиатр, медицинский персонал.
__________________________________________________________
Спасибо!