Мецлер Т.В., учитель-логопед ДОУ № 247, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Дети дошкольного возраста, имеющие ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов или используют неадекватно ситуации. Понятие «предлог» ни о чем не говорит дошкольнику, для него это нечто абстрактное. Поэтому допустимо заменить его на выражение «маленькое словечко». Для большей доступности можно вводить зрительные символы для каждого предлога, а также игровых сказочных персонажей - гномов, имена которых соответствуют названиям предлогов: гном На, гном Под и т.д. Знакомство с каждым из предлогов осуществляется на отдельном занятии. Когда предлоги закреплены, проводится серия итоговых занятий нетрадиционной формы: КВН, утренники, путешествия. Подобные занятия способствуют более успешному закреплению материала и практическому усвоению знаний о предлогах.
Конспект итогового занятия-путешествия
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за:
- узнать предлоги по символам;
- составить предложения с предлогами.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
- Закрепление навыка письма и чтения слов, предложений.
- Воспитание нравственных качеств (доброты, отзывчивости, желания помогать другим).
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Карта страны Гномии.
2. Дидактическая кукла Мудрый гном.
3. Замки Звуковичков (красный, синий, зеленый).
4. Символы предлогов (нагрудные для детей и демонстрационные).
5. Карточки для составления предложений.
6. Предметные картинки.
7. Объемные домики из бумаги с символами предлогов на крышах.
8. Ковер с набором цветных липучих полосок и картинок для них.
9. Бумажный объемный паровозик.
10. Индивидуальные карточки (перфокарты) с деформированными словами. Карточка покрыта пленкой, на которой можно писать фломастером многократно.
11. Фломастеры для письма.
12. Магнитофон.
* * *
Организационный момент
Логопед входит к детям вместе с Мудрым гномом. Он прикреплен к одежде логопеда, руки которого управляют руками куклы.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам вместе с моим другом Мудрым гномом. Его привела к нам беда, о которой он сам расскажет.
Гном. Меня зовут Мудрый гном. Я живу в стране Гномии. Ее населяет множество маленьких обитателей - гномов. Жили мы всегда дружно и радостно, пока над Гномией не пролетела злая волшебница Бастинда. Она натворила массу бед: перекрыла дороги, поссорила друзей, превратила добрых жителей в злых, перепутала всё. Теперь у нас нет счастья, нет дружбы, нет прежнего порядка. Я пришел к вам, потому что вы умники и умницы. Прошу вас помочь мне навести порядок в моей стране.
Логопед. Ребята, хотите помочь Мудрому гному?
Дети. Да!
Логопед. Тогда, чтобы попасть в Гномию, вам надо превратиться в гномиков.
Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
Дети, в гномов превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду в гномов превращать!
Звучит таинственная музыка, во время которой логопед прикрепляет детям на грудь символы предлогов.
Путешествие по стране Гномии
Логопед. Вот вы и превратились в гномов. А как зовут каждого из вас, догадайтесь сами.
Дети. В, На, Под, К, У, Над, От, За.
Логопед. А как еще мы называем этих гномов?
Дети. Предлогами.
Логопед. Ну что же, пора отправляться в путь. Путешествовать будем по карте страны Гномии вот на этом волшебном паровозике.
Детям предлагается карта, на которой по рельсам движется паровоз. Паровозик делает остановки, закрепляясь на карте с помощью липучек. При каждой остановке дети выполняют задание, просьбу или устраняют препятствие на пути.
Ворота страны Гномии
Логопед. Стражник откроет ворота и пропустит наш паровоз только тогда, когда каждый из вас придумает предложение со своим предлогом.
Дети выполняют задание.
Замки Звуковичков
Логопед. Это замки, в которых живут гномы Звуковички. Раньше они дружили, пока здесь не пролетела злая Бастинда. После этого они стали ссориться, потому что никак не могут поделить картинки. Хотите их помирить?
Дети. Хотим.
Логопед. Выберите картинки, которые начинаются с гласного звука, Красному Звуковичку, с твердого согласного - Синему, а с мягкого согласного - Зеленому.
Подвижная игра
«Найди свой домик»
Логопед. Мудрый гном предлагает отдохнуть и поиграть.
Дети под музыку бегают вокруг домиков, на которых помещены символы предлогов. Когда музыка останавливается, дети должны подбежать к своему домику.
Туннель кота Словоеда
Логопед. Злая Бастинда засыпала туннель камнями и посадила кота Словоеда охранять вход в него. Кот откроет путь через туннель, если мы «починим» предложения, в которых он от злости съел предлоги.
На доске написаны предложения с пропущенными предлогами. Дети должны вставить в них соответствующий предлогу символ.
Сломанный мост
Логопед. Гном Злючка, заколдованный Бастиндой, стал делать плохие дела. На этот раз он разобрал рельсы, и нашему паровозу не проехать дальше. Что делать? Мы сможем уговорить Злючку починить мост, если выполним его задание: составим предложение.
Дети получают карточки, на которых между двумя предметными картинками расположен символ предлога. Необходимо, согласовав слова, придумать предложение.
Физкультминутка с элементами
логоритмики «Веселые
человечки»
Дети (ритмично, одновременно изображая на лицах эмоции и имитируя все движения персонажей)
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно:
Хи-хи-хи, Ха-ха-ха,
Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки:
- Хи-хи, хи-хи!
Им собачка шла навстречу
И дышала глубоко:
- Хо-хо, хо-хо.
Засмеялись человечки:
- Хи-хи, хи-хи!
Ты похожа на овечку!
Почитать тебе стихи?
Разобиделась собачка
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Заколдованное дерево
Логопед. Это дерево охраняется гномом Птицей. Дерево непростое, на нем растут не листочки, а слова. Птица пропустит нас, если мы отгадаем их. Придумайте с каждым из слов предложение с предлогом.
Каждому ребенку дается карточка (перфокарта) с деформированным словом. Чтобы его расшифровать, необходимо воспользоваться цветовым ключом. Соотнося цвет буквы и ее порядковый номер, ребенок записывает отгаданное слово фломастером.
Волшебная картина
Логопед. На самой границе страны проживает гном Художник. Он создал вот эту картину. Она ему не нравится, поэтому он грустный. А вам нравится? Почему? Чего в ней не хватает? Что бы вы в нее добавили? Хотите помочь гному сделать картину более жизнерадостной и интересной? Я предлагаю вам выбрать маленькие картинки и расположить их на картине. Расскажите какую картинку вы взяли и куда поместили. В своих рассказах используйте предложения с предлогами.
Маленькие картинки с помощью липучек приклеиваются к коврику-картине. На картинках изображены насекомые, животные, рыбы, птицы, растения. Они располагаются детьми на деревьях, в реке, над цветами и т.д.
Возвращение из страны Гномии
Логопед. Заканчивается наше путешествие, паровозик доехал до границы Гномии. Мудрый гном хочет попрощаться с нами.
Гном. Спасибо вам, друзья, за то, что вы помогли жителям моей страны восстановить порядок, помирить друзей, злых гномов опять превратить в добрых. До свидания, мои дорогие!
Логопед. А нам пора превращаться в детей и возвращаться домой.
Раз, два - повернись
И в ребят превратись!
Вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать? Что больше всего вам запомнилось? В кого вы превращались? Как еще называют этих гномиков? Для чего нужны предлоги?
Дети отвечают на вопросы.