«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Путешествие в сказку «Теремок» (средняя группа)

22 января, 2006 Рубрика: Конспекты занятий Пилипенко Л.В.

Пилипенко Л.В., учитель-логопед ДОУ № 10, г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Закрепление понятия «гласные звуки».
  • Упражнение в звуковом анализе: анализ и синтез ряда из двух гласных, выделение ударного гласного в словах типа мак.
  • Совершенствование навыка употребления существительных единственного числа в косвенных падежах с предлогом и без него.
  • Упражнение в составлении предложений из слов, данных в начальной форме.
  • Развитие интонационной выразительности речи.
  • Совершенствование навыков координации движений и речи.
  • Развитие произвольного внимания и памяти.

ОСНАЩЕНИЕ
1. Ширма, ксилофон, куклы би-ба-бо - персонажи сказки «Теремок», установленные на подставках.
2. Мелкие игрушки, предметные картинки, сигналы-символы гласных звуков.
3. Мяч, магнитофон, аудиозапись.
* * *
Организационный момент
Логопед. Во время путешествия мы повторим звуки, которые можно петь, будем составлять предложения, учиться отвечать на вопросы.
Дети (хором). Один, два, три, сказка, приходи!
Звучит ксилофон, раздвигается ширма, там спиной к зрителям стоят куклы - персонажи сказки.
(Узнают кукол.) Это мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка-топтыжка.
Логопед поворачивает лицом каждую названную куклу.
Логопед. Дети, вспомните название сказки, героями которой являются эти куклы.
Дети. «Теремок».
Упражнение в звуковом анализе
Узнавание гласных звуков
по сигналу-символу
К каждой кукле прикреплен сигнал-символ (см. кн.: Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.)
Лягушка - [а]
Мышка - [и] (тихо)
Заяц - [о]
Лиса - [и] (громко)

Волк - [у]

Медведь - [ы]

Логопед. Какой звук поют лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь?
Дети хором и индивидуально проговаривают гласные звуки.
Синтез ряда гласных
Логопед (поочередно выдвигает вперед по две куклы). Какую песенку поют мышка и лягушка?
Дети. Они поют [иа].
Логопед. Лиса и заяц?
Дети. Песенку [ио].
Логопед. Медведь и волк?
Дети. Они поют [ыу].
Пальчиковая гимнастика
«Строим теремок»
Логопед. Почему звери не пустили медведя в теремок? Кто в сказке «Теремок» сломал домик?
Дети отвечают.
Давайте построим новый теремок.
Дети
Туки-туки-туки-ток
Расстучался молоток.
(Кулачком правой руки ритмично постукивают по ладони левой, затем меняют руки.)
Определение в односложных словах гласного звука
Проводится игровое упражнение «Чьи картинки?». Логопед раздает детям предметные картинки: лук, лист, нож, кит, мак, бык. Каждый ребенок называет полученную картинку, определяет в слове гласный звук и отдает картинку соответствующему персонажу сказки.
Логопед. В слове лук «поем» какой звук?
Ребенок. В слове лук «поем» звук [у]. Я отдам лук волку. И т.д.
Динамическая пауза
Выполняется упражнение под музыку на координацию движений и речи «Теремок».
Дети
Стоит в поле теремок,
(Поднимают руки вверх - домиком.)
Он не низок, не высок.
(Приседают, руки вниз - поднимаются на носочки, руки вверх.)
На двери висит замок,
(Сцепляют пальцы в «замок», поочередно согнутыми в локтях руками постукивают по плечам и делают полуприседания.)
Кто его открыть бы мог?
(Постукивают ладонью о ладонь, вращают ладонями.)
Постучали, покрутили,
(Потягиваются, поднимая руки вверх, разжимают пальцы и опускают руки через стороны вниз.)
Потянули - и окрыли.
Лексико-грамматические упражнения
Составление предложений
из данных слов
Логопед. Мишка-топтыжка наблюдал, что делают звери в теремке. Послушайте, правильно или нет он составил предложения.
Мышка-норушка толочь зерно. Лягушка-квакушка печь пироги. Зайка-попрыгайка носить вода. Лисичка-сестричка топить печка. Волчок-серый бочок сторожить теремок.
Дети исправляют ошибки.
Активизация слов-антонимов, обозначающих размеры
предметов
Выполняется упражнение с мячом «Какой величины хвост?». Дети ловят мяч и отвечают на вопросы логопеда.
Логопед. Длинный хвост у кого?
Дети. Длинный хвост у лисы, у волка, у мышки.
Логопед. Короткий хвост у кого?
Дети. Короткий хвост у зайца, у медведя.
Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже
Проводится игра «Чем угостить?».
Логопед (показывает детям мелкие игрушки). Чем угостим мышку-норушку, зайку-попрыгайку и т.д.?
Дети (отдают угощение соответствующему персонажу). Мышку угостим зерном. Зайца угостим морковкой. Лягушку угостим мухой. Лису угостим рыбкой. Медведя угостим малиной.
Логопед. Для кого нет угощения?
Дети. Нет угощения для волка.
Логопед. Кого ловит волк?
Дети. Волк ловит зайца.
Логопед. В нашей сказке волк добрый и никого не обижает.
Итог занятия
Логопед. В гостях у какой сказки мы побывали? Как назвать героев сказки «Теремок» одним словом?
Дети отвечают.
Героям сказки понравилось играть с вами. Мишка-топтыжка приготовил вам волшебную ягоду-малину. (Достает из муляжа «ягоды» конфеты и угощает детей.)


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск