Рожкова Т.В., учитель-логопед ДОУ № 91, г. Мурманск
При развитии детского изобразительного творчества и связной речи большое значение имеет художественная литература. Произведения искусства, народные традиции, способствуют формированию нравственно-эстетических чувств и отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру.
Можно выделить основные направления приобщения ребенка к элементам художественной культуры, характерные и для развития речи детей с ОНР:
- формирование сенсорно-эмоционального и нравственно-эстетического отклика на прекрасное;
- накопление образных впечатлений и ассоциаций с собственным опытом;
- овладение элементарными изобразительными и техническими навыками художественной деятельности;
- развитие творчества и творческого рассказывания.
Наряду с решением основных задач на занятиях изобразительной деятельностью успешно осуществляется и развитие речи детей. Использование разнообразной детской деятельности с целью устранения речевых дефектов наиболее полно разработано для заикающихся и в дефектологии (олигофренопедагогике, сурдопедагогике и т.д.).
На занятиях изобразительной деятельностью можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок узнаёт названия предметов, действий, которые он производит с ними, обучается словам, обозначающим внешние признаки предметов и действий.
В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения.
На данных занятиях применяются различные приемы работы с детьми с ОНР:
- лексические темы;
- четкая речь взрослого;
- обследование предметов;
- комментирование действий;
- воспроизведение движений в воздухе;
- сравнение;
- подробные вопросы к детям по форме и цвету;
- предварительные упражнения для развития мелкой моторики;
- индивидуальный подход.
Для дошкольника рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других, даже через длительное время. В школе, к сожалению, ребенок часто теряет тягу к рисованию. Вывод напрашивается сам собой: в детском саду необходимо активно использовать этот интерес. Лучше не отправлять «шедевры» маленьких художников в утиль, а использовать их для составления картин и развития речи детей по собственным рисункам, которые имеют для них такую ценность.
На первых занятиях по развитию речи можно использовать прием дорисовывания для составления рассказов по картине. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала логопед просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам.
Для развития образного мышления и заучивания стихотворений используется прием иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения.
Зима
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Дети рисуют снежинки.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Дети рисуют поле.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Дети рисуют лес.
Стали дни коротки.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы -
И зима настала.
И. Суриков
Для того чтобы дети не теряли интерес к делу и художественный рисунок не заменялся условно-графическим, можно применять схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, существует такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д. Затем логопед вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсужда ет получившееся. В дорисовывании затруднений, как правило, не возникает.
Вот так незавершенный рисунок превратился в «Путешествие Колобка» у Паши П. (6 лет).
Дошкольная педагогика рекомендует использовать на занятиях в детском саду многофигурные демонстрационные картины для формирования у воспитанников первичных естественно-научных представлений. Таким образом дети знакомятся со средой обитания некоторых представителей животного мира, расширяют и уточняют словарь, работают над образным строем речи. Можно использовать эти картины и для детей с речевыми нарушениями, применяя прием самостоятельного вырезывания и раскрашивания персонажей.
Чтобы привлечь внимание детей к многофигурной картине и удерживать его долгое время, необходима предварительная работа:
- дети дома вырезают и раскрашивают своих персонажей, а на занятии отыскивают их, тем самым сокращая время для рассматривания;
- родители помогают детям узнать побольше про своего персонажа или прочитать дополнительную литературу по теме.
Наибольшие затруднения воспитатели и логопеды испытывают при отборе иллюстраций. Чтобы справиться с такими проблемами, специалист может сделать следующее:
- решить, насколько понятно и интересно детям содержание иллюстрации;
- определить, знаком ли ребенок с художественным произведением (сказкой, рассказом), которое проиллюстрировал художник;
- установить, отражает ли подобранная иллюстрация определенное настроение и характер героев.
Всем этим требованиям соответстуют картины, сделанные из детских рисунков, применяемые как для составления рассказов, так и для пересказа историй.
Например, на занятиях воспитателя по изобразительному искусству составляется картина по мотивам сказки «Как сорока клеста судила». Это делается для дальнейшего пересказа на занятиях у логопеда по связной речи.
Подготавливаются следующие рисунки: Воробышек; Сорока оглянулась; Ворона летит.
Также дети изготавливают аппликации: Синички на ветках; Снегири на ветках рябины.
Подобная работа более эмоциональна, чем работа по готовой картине. По необходимости можно составить и условно-графиче-
ский план к рассказу и пересказу по картине или картинный план из рисунков детей. В таких условиях рассказы дошкольников становятся объемнее и колоритнее. В повествовании появляются несколько описаний.
Воробей небольшая птичка. Цвет оперения - серый и коричневый. Если сравнить пропорции воробья и сороки, то будет сразу заметно, что голова у воробья по отношению к телу большая, клюв короткий, а хвост по длине примерно такой же, как тело.
У сороки в оперении два цвета, резко отличающиеся друг от друга, - черный и белый, поэтому ее называют сорокой-белобокой. Крылья у нее длинные и широкие, вверху закругленные, а внизу зубчатые.
Сравнения встречаются чаще, потому что дети сравнивают птиц приемом наложения.
Воробей меньше вороны. Снегирь больше синицы.
Дети обращают внимание и на композицию, сравнивают расположение деревьев (ближе, дальше, группами), помогают советами по поводу того, где как лучше расположить лес, поляну, горы и т.д.
У детей с ОНР особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Чтобы преодолеть их, можно составлять картину из готовых объектов природы и получать так называемые «конструированные рассказы». Основой для таких занятий могут служить различные наглядно-дидактические пособия. Дети по кругу выбирают картинку и выставляют на общее панно, объясняя свой выбор. Затем проходит анализ полученной картины. Дети отвечают на вопросы: Тебе нравится картина, которую мы составили вместе? Чем она отличается от обычных картин? И др. В заключение составляется коллективный описательный рассказ.
Без оригами в речевых группах не обойтись. Такая деятельность способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей. Складывая фигурки из бумаги, человек концентрируется на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому такая работа является своеобразной психотерапией:
- она отвлекает от повседневных забот и тревог;
- повышает точность мелких движений пальцев рук;
- развивает интеллектуальные способности;
- активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;
- развивает пространственное воображение;
- улучшает глазомер;
- снижает тревожность;
- стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Логично использовать оригами и для пересказа, и для составления рассказов о животных и временах года.
К продуктивной деятельности относится и приготовление салатов по теме «Овощи - фрукты» в подготовительной к школе группе. Предварительно нужно обеспечить детей фартуками, шапочками, пластиковыми ножами и вилками, посудой, продуктами. Следует изготовить схемы (см. рисунок) на основе рецептов из кулинарных книг.
Салат «Сюрприз от пчелки»
1 - помыть фрукты.
2 - почистить апельсин.
3 - порезать персик, яблоко и апельсинные дольки.
4 - сложить все в салатницу, залить медом и перемешать.
Затем дети оценивают вкус салата и свою работу. Потом они охотно рассказывают о том, что делали, как готовили, стараются все запомнить, чтобы научить этому маму или папу. Результат превосходит все ожидания!
Продуктивные виды деятельности - благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает.