Пилипенко Л.В., учитель-логопед ДОУ № 10, г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Уточнение представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека.
- Обучение образованию относительных прилагательных (какой по материалу?).
- Закрепление навыка грамматически правильного построения предложения из 4-5 слов.
- Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить).
- Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета.
- Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Прозрачные пакетики с крупами.
2. Предметные и сюжетные картинки, силуэтные изображения овощей и фруктов.
3. Плоскостные игрушки Машенька, Незнайка.
4. Мяч, пакет сока.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы повторим, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы.
Основная часть
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Пекарь»
Дети
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки,
(Выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка.)
Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке,
Да калачи - Маришке.
(Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами - упражнение «колечки».)
Ответы на вопросы
Логопед. Что делает пекарь?
Дети. Пекарь печет хлеб, батоны и т.д.
Логопед. Из чего пекарь испек сушки, калачи, бублики?
Дети. Пекарь испек сушки, калачи, бублики из муки.
Логопед. Назовите другие продукты из муки.
Дети. Макароны, пироги, печенье и т.д.
Логопед. Продукты из муки какие?
Дети. Мучные.
Логопед. Ребята, отгадайте загадку: «Жидкое, а не вода, белое, а не снег».
Дети. Молоко.
Логопед. Назовите продукты из молока.
Дети. Из молока делают творог, масло, кефир…
Логопед. Продукты из молока какие?
Дети. Молочные.
Беседа о значении продуктов питания для человека
Логопед
Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.
Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?
Дети. Человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.
Грамматические упражнения
Образование относительных прилагательных
Игра «Что приготовить?»
Дети рассматривают и называют крупы в прозрачных пакетиках (манка, греча, рис, геркулес, горох). Каждый ребенок берет один пакетик с крупой и составляет предложения.
Дети. В пакете рис. Из риса можно сварить рисовую кашу или испечь рисовую запеканку. Из рисовой крупы можно приготовить плов. И т.д.
Упражнение «Пирожки с начинкой»
Дети соотносят предметные картинки с их силуэтным изображением. Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь».
Логопед. Вспомните, как называется эта сказка. Для кого Машенька пекла пироги? Как вы думаете, с чем Машенька могла испечь пирожки для бабушки и дедушки?
Дети узнают силуэтное изображение, после чего получают цветную картинку и образуют соответствующее прилагательное.
Дети. Это капуста. Машенька испекла капустный пирог.
Малина - малиновый, морковь - морковный, земляника - земляничный, гриб - грибной, рыба - рыбный.
Игра с мячом «Думай и отвечай»
Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.
Логопед (бросает мяч ребенку и задает вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что еще жарят?
Ребенок. Рыбу, яйца, картофель.
Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что еще пекут?
Ребенок. Пироги, торты, печенье.
Логопед. Молоко кипятят или варят? Назови, что еще варят.
Ребенок. Кашу, суп, компот, макароны.
Подбор обобщающего слова
Логопед (показывает силуэтные изображения). Как назвать одним словом капусту и морковь?
Дети. Овощи.
Логопед. Начинка из овощей какая?
Дети. Овощная.
Логопед. Как назвать одним словом малину и землянику?
Дети. Ягоды.
Логопед. Начинка из ягод какая?
Дети. Ягодная.
Физкультминутка
Проводится игра с речевым сопровождением «Маша и медведь».
Дети (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенек, съем пирожок.
Машенька (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.
Развитие фразовой речи
Игровой прием «Поможем
Незнайке исправить ошибки»
Логопед вносит игрушку Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить его ошибки. Дети составляют предложения из слов, данных в начальной форме.
Лена пить лимон чай. - Лена пьет лимонный чай.
Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат.
Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт.
Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.
Игра «Отгадай, какой сок
у Незнайки»
В этой игре дети закрепляют умение самостоятельно задавать вопросы.
Незнайка. Спасибо, ребята, что научили меня составлять предложения. За это я хочу угостить вас вкусным соком. Но прежде попробуйте угадать, какой сок у меня в пакете.
Дети в диалоге отгадывают название сока. Логопед побуждает их задавать разнообразные вопросы.
Дети. Незнайка, ты купил… сок? Ты угостишь нас… соком? Скажи, пожалуйста, в твоем пакете… сок?
После того как дети угадают название сока, Незнайка наливает его из пакета и угощает детей.
Итог занятия
Логопед вместе с детьми повторяет названия группы продуктов (молочные, мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья.