«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Проделки Зимушки-Зимы (подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

13 января, 2005 Рубрика: Конспекты занятий Пелых Н.И.

Пелых Н.И., учитель-логопед ДОУ № 1410, Москва

В этом номере – продолжение публикации конспектов занятий для до-
школьников с нарушениями речевого развития, которые любезно предоставила нашему журналу Н.И. Пелых – победитель окружного тура и лауреат московского городского конкурса «Учитель года – 2004» в номинации «Сердце, отданное детям»( Начало см.: Логопед. 2004. № 4, 6..).
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Активизация и расширение словаря по темам: «Дикие животные наших лесов», «Зимующие птицы». Закрепление названий жилищ и семей диких животных.
 Воспитание бережного отношения к птицам и животным.
 Формирование практических навыков словообразования и словоизменения при образовании притяжательных и сложных прилагательных, составление предложений с предлогами.
 Уточнение и расширение запаса конкретных представлений о свойствах снега. Подбор однородных определений и глаголов.
 Закрепление навыков звукового анализа и синтеза при обучении детей чтению и письму с помощью разгадывания кроссворда, составления звуковой схемы слова.
 Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти.
 Обучение пересказу содержания знакомой сказки «Проказы Старухи-Зимы» в логиче-
ской последовательности с опорой на зрительные символы и использованием распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и авторской речи.
 Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
 Закрепление умения творчески использовать и выразительно исполнять знакомые танцевальные движения в свободной пляске, выразительно, эмоционально передавать в движениях содержание песни, двигаться в соответствии с характером музыки. Стимулирование и поощрение творческих проявлений детей.
ПОДГОТОВКА
1. Помещение (группа) должно быть красиво оформлено с использованием декораций:
- панно настенное;
- ширма;
- елки;
- сосульки, снежинки;
- подснежники;
- солнышко;
- сугроб.
2. Готовится раздаточный материал:
- дидактические игры «Следопыт», «Жилища зверей»;
- серия сюжетных картинок-символов «Проказы Старухи-Зимы»;
- конверты с буквами для составления кроссворда;
- картинки с изображениями зимующих птиц.
3. Готовится демонстрационный материал:
- план-чертеж;
- наборное полотно;
- магнитная доска.
4. Изготавливаются костюмы: Зимушка-Зима, Весна-Красна, заяц, лиса, медведь, волк, белка, ежик.
* * *
Организационный момент
Звучит музыка С.С. Прокофьева из балета «Золушка».
Логопед беседует с детьми о зиме, зимних месяцах, признаках зимы. Затем дети с помощью логопеда подбирают определения к слову «снег», рассматривая при этом макет с использованием натурального снега («белый, холодный, чистый, пушистый, искристый, серебристый, кристаллический, липкий, рассыпчатый, мокрый»).
Подбор глаголов к слову «снег» («идет, падает, ложится, кружится, вьется, скрипит, лепится, искрится»).
Образование притяжательных прилагательных
Дидактическая игра «Следопыты»
Логопед. Скажите, ребята, что остается на снегу, когда по нему пробежит зверь?
Дети. Следы.
Логопед. К нам на полянку собирались прийти звери, чтобы с вами поиграть. Но сначала вы должны отгадать, где чей след.
На ковре разложены карточки с изображением силуэтов и следов диких животных (зайца, лисы, волка, белки, медведя, оленя).
Звучит музыка к игре «Птички и ворона» А. Кравцович. Дети идут по дорожкам, на которых изображены следы животных, а в конце – их силуэты. Идя по выбранной дорожке, они называют, какое животное здесь прошло, и проговаривают чистоговорки.
Дети. Ды-ды-ды – на тропинке чьи следы? Са-са-са, бежит рыжая лиса. По моей дорожке прошла (пробежала) лиса. Это лисьи следы. И т.д.
Логопед. Вы правильно все назвали, а звери не идут. Что могло случиться?
Сюрпризный момент
Под фонограмму вьюги влетает Зимушка-Зима.
Зимушка-Зима
Я заморозила зверей,
Их в льдышки превратила!
Пусть все узнают поскорей
Зимы коварной силу!
А если звери ледяными будут,
То про игру они забудут.
Прощайте, дети! (Улетает.)
Логопед. Ой, ребята, как холодно, скучно в лесу стало. Что же нам делать? Смотрите, на пенечке какой-то конверт лежит. Это, наверное, Лесовик-почтовик принес нам письмо. Но от кого же оно? Давайте прочитаем.
Логопед и дети (вместе открывают конверт и читают). «Друзья, не теряйтесь, за дело принимайтесь, зверям можно помочь. Отгадайте кроссворд, и мои волшебные подснежники помогут вам преодолеть препятствия. Весна-Красна».
Л И С А
В О Л К
Б Е Л К А
К А Б А Н
В Ы Д Р А
М Ы Ш К А
Б А Р С У К
Л О С Ь
Дети выкладывают звуковую схему слова «Солнышко».
Дети
Солнышко весеннее,
землю нам согрей,
Чтоб в лесу подснежники
выросли быстрей.
Из-за ширмы появляется солнышко, и на полянке «вырастают» подснежники, в которых спрятаны задания.
Закрепление названий жилищ животных и их семей
Подснежник 1
Дидактическая игра
«Кто где живет»
Звучит отрывок из симфонии № 1 П.И. Чайковского. Дети подходят к первому подснежнику, прикрепленному к ширме, на которой изображены жилища зверей: нора, берлога, логово, дупло, куст.
Логопед. Помогите животным и их детенышам найти свои жилища.
Дети. Это беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. И т.д.
Логопед. Молодцы! С первым заданием вы справились. А теперь посмотрим, где же у нас второй подснежник.
Образование сложных прилагательных при составлении предложений с предлогами
Подснежник 2
Найди птиц, которые спрятались
Картинки с изображениями птиц расположены в разных частях декораций (синица – на елке, дятел – в дупле). Дети находят картинки с птицами и объясняют, где они их нашли. Составляют предложения с использованием сложного прилагательного и предлога.
Ребенок. Я нашел сороку.
Логопед. А какая сорока?
Ребенок. Белобокая.
Логопед. Где ты ее нашел?
Ребенок. На ветке.
Логопед. Откуда она слетела?
Ребенок. Белобокая сорока слетела с елки. И т.д.
Логопед. Молодцы, идем искать следующий подснежник!
Физкультминутка под музыку
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Логопед
Над заснеженной равниной
полетели птички:
Маленькие крылышки -
воробьи, синички.
Широко расправив крылья,
Сильно взмахи вверх и вниз.
Это хищная ворона нагоняет -
берегись!
Обучение связной речи при пересказе по символам
Подснежник 3
Пересказ сказки «Проказы
Старухи-Зимы» К.Д. Ушинского
Звучит музыка Д. Кабалевского «Танец кукол и Мишки». На наборном полотне расположены семь опорных картинок-символов, изображающих букву и персонажа.
Логопед. Вы помните, какую мы вчера с вами читали сказку? Давайте ее перескажем. А помогут нам вот эти необычные картинки.
Логопед берет первую картинку и начинает пересказ. Детям дается задание расположить остальные картинки в правильной последовательности и рассказать сказку дальше. В заключение логопед может предложить детям придумать продолжение сюжета.
Мы уже почти у цели. Остался последний подснежник!
Развитие логического мышления
Подснежник 4
Отгадывание загадки
Логопед
Еще вчера пушистый
Лежал на крыше снег.
Сегодня звонкий, чистый
Ручья мы слышим смех.
Проснулся непоседа,
Всех будит ото сна.
Спешит скорей поведать,
Что к нам идет… (весна).
(Подходит с детьми к растаявшему снегу.) А что же случилось со снегом?
Дети. Растаял.
Логопед. Почему он растаял?
Дети. Стало тепло.
Логопед. А когда у нас тает снег?
Дети. Весной.
Сюрпризный момент
Подвижная музыкальная игра
Входит Весна-Красна со зверями. Логопед и дети. Здравствуй, милая Весна!
Весна-Красна. Здравствуйте, мои дорогие!
Вы зверушкам помогли,
От беды вы их спасли,
Через все прошли преграды,
И за это вам в награду
Интересная игра,
Начинать ее пора!
Логопед
Мы с тобою рады встрече
И «спасибо» говорим.
А теперь с тобою вместе
Станцевать еще хотим.
Ну-ка, за руки беритесь
И в кружок вы становитесь!
Звучит русская народная песня «Матаня». На вступление дети бегут по кругу, взявшись за руки. На запев Весна-Красна бежит внутри круга и дает кому-нибудь из детей в руки цветок. На припев ребенок, получивший цветок, вбегает в центр круга и свободно танцует. Дети повторяют движения, придуманные ребенком. На отыгрыш все кружатся.
Весна-Красна
Я нашей встрече тоже рада,
Приду опять – настанет час.
И вот подарок мой ребятам -
Подснежники, цветы для вас!
(Раздает детям подснежники.)
Логопед. Спасибо тебе, Весна-Красна.
Вы зверятам помогли,
Все препятствия прошли,
На прогулку собирайтесь
И с гостями попрощайтесь.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск