Шорохова О.А., канд. психол. наук, докторант КГПУ, г. Курск
Вариативные программы развивающего характера, на которых строится весь образовательный процесс в разных видах дошкольных учреждений, имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии.
Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.
Развитие языковой личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
Общим для вариативных программ является то, что в них специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.
Программа «Радуга»
Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.
Программа охватывает три возрастные ступени физического и психического развития детей: 2-4 года (1-я и 2-я младшие группы); 4-5 лет (средняя группа); 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Авторы назвали программу по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности и занятий детей: физическую культуру, игру, изобразительную деятельность, ручной труд и конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, математику. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольником. Например, синий цвет обозначает разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам». Этим определяется важное место в системе учебно-воспитательного процесса развития речи дошкольников, поскольку синий цвет символизирует все то, что необходимо как воздух, что позволяет детям приобщиться к языковой культуре и общечеловеческим ценностям.
Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе», а для подготовительной к школе группы - в разделе «Обучение чтению». Для каждого возраста в данной главе приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи. Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с фундаментальными положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе.
Специфичным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Авторы приняли во внимание утверждение А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о том, что мотивация служит не только движущей силой, но и доминирующим фактором, который влияет на выбор языковых средств и определяет характер оформления мысли в речевом высказывании. Поэтому в программе предлагается использовать в организации учебно-воспитательного процесса три типа мотивации: игровую, общения и личной заинтересованности. Cодержатся указания относительно выбора мотива общения, использования ролевых диалогов в специально разработанных речевых играх, создания проблемных ситуаций в разговоре, побуждающем детей употреблять развернутые речевые высказывания.
Особенностью программы «Радуга» можно назвать то, что авторами широко освещены во-
просы нового направления в учебно-воспитательном процессе - организации речевой среды в группе. Таким образом находит свое практическое воплощение идея Л.С. Выготского об особенностях детского развития. По мнению ученого, «идеальная форма», появляющаяся в конце развития, не только существует в окружающей ребенка общественной среде и взаимодействует с ним, но и реально направляет, регулирует этот процесс и служит его источником. Поэтому авторы акцентируют внимание на важности рассказывания о событиях прошедшей недели; о шалостях взрослых, когда они были детьми; о том, какими дети были раньше и какими станут, когда вырастут; о книге, которую предстоит прочитать; об удивительных приключениях букв. Воспитателям предлагается использовать упражнения, основанные на зачитывании слов из словаря и толковании их значения. Даются описания дидактических материалов, которые побуждают ребенка к самостоятельному исследованию, стимулируют к поиску информации.
Развитие речи в программе связано с ознакомлением с художественной литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.
По мнению Д.Б. Эльконина, связная речь формируется внутри диалога. Поэтому ее основы закладываются в младшей группе, когда дошкольники овладевают активными, инициативными диалогическими высказываниями. Дети учатся отвечать на вопросы и задавать их, приобретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые авторы программы предлагают сделать стандартными (интересные факты и события в жизни детей, личные проблемы, рассказы о близких людях, героях телепередач, животных). Для обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий. В работе над грамматически правильным оформлением высказывания внимание уделяется освоению основных грамматических форм, конструированию простых нераспространенных предложений.
Для развития связной монологической речи в средней группе авторами программы предус матривается подведение дошкольников к пересказу знакомых литературных произведений, сочинению своей концовки к сказкам, построению внутри диалогов монологических высказываний. На данном этапе работа над лексическим разнообразием речи направлена на активизацию речи слов, характеризующих действия людей, мир человеческих отношений, переживаний, обобщений, которые выражаются в названии объекта разными языковыми средствами. Дошкольники овладевают способами словоизменения, конструирования простых распространенных предложений с однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.
Работа по развитию связной речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), использованию разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Дети овладевают сознательным употреблением синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений c временными, целевыми и причинными отношениями.
В подготовительной к школе группе развитию связной монологической речи отводится специальное направление. Дети обучаются составлению творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без нее. В программе предусматривается формирование у дошкольников знаний об общей характеристике диалога и монолога, их значение в жизни людей. Эта работа подтверждает мысль А.А. Леонтьева о том, что осо-
знанность речи служит показателем степени овладения построением речевых высказываний и в значительной мере определяется сформированностью ориентировки на их свойства.
Анализ программы показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев связной монологической речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания (цельности и связности).
Программа «Детство»
Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Ее цель заключаются в обеспечении целостного развития дошкольника: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого и социально-личностного.
В программе выделяются три части в соответствии с тремя ступенями данного возраста: младший (3-4 года), средний (5 лет) и старший (6-7 лет).
Программа состоит из четырех блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Также в ней имеются специальные разделы («Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга»), содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. Точное указание направлений работы и конкретность их описания позволяют выделить главное для каждого возрастного периода.
Младший возраст - освоение разговорной речи.
К концу 4-го года жизни дети должны уметь понимать обращенную речь с опорой на наглядность и без нее, быть активными участниками разговора, адекватно выражать словами свои мысли, чувства, переживания. Дети должны освоить не только рассказывание о значимых для них событиях, но и пересказ знакомых сказок по вопросам воспитателя. В программе предлагается учить дошкольников строить высказывания из двух-трех предложений, сложные предложения (сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами), устанавливать совместно со взрослым порядок событий в тексте, словесно оценивать поступки героев произведения.
Средний возраст - развитие инициативности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение монологам.
На данном этапе задачи по овладению связными речевыми высказываниями усложняются: детей побуждают к использованию объяснительной речи и речи-доказательства, пересказу литературных произведений, составлению рассказов на наглядной основе и без нее. Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному выражению отношения к героям и событиям. При обучении 5-летних детей рассказыванию по картине важно формировать умение объяснять происходящее, устанавливать связи между предложениями, определять время и место событий, их причины. Для составления творческих рассказов (по аналогии, по игрушкам, придумывание конца) предлагается учить детей отбирать содержание, определять логику частей повествования.
Авторы рекомендуют использовать приемы моделирования, совместного составления плана. На данном этапе дошкольники активно осваивают употребление разнообразных лексических средств (прилагательных, наречий, числительных, существительных, глаголов). На основе ознакомления со свойствами, качествами предметов и явлений, их временными и пространственными характеристиками предлагается подводить детей к употреблению соответствующих союзов. Авторы программы также считают необходимым, наряду с обучением конструированию разных типов простых предложений (полных, распространенных, с однородными членами), употреблению отдельных сложных синтаксических конструкций, обращать внимание детей на подбор речевых форм, адекватных определенному контексту.
Старший возраст - работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений.
Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Оно представлено отдельными пунктами: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Старший дошкольник в кругу взрослых и сверстников», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребенок открывает для себя мир природы», «Первые шаги в математику». Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно-деятельностным подходом к речи. По А.А. Леонтьеву, речь является не самоцелью, а орудием и может использоваться по-разному. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую). Поэтому особенно важным становится определение того, с помощью каких речевых умений и навыков возможно совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложноорганизованной формой речевого высказывания.
Серьезное внимание в программе уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. В конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии. Подобный подход повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, способных к педагогической рефлексии и аналитической деятельности, а также владеющих методами обследования речевого развития дошкольников.
Одним из достоинств программы, на наш взгляд, является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.
В программе подробно раскрываются умения построения смысловой структуры, соответствующей каждому из предложенных типов высказывания (придумывание описательных и сюжетных рассказов, сказочных историй), лексико-грамматического оформления изложения, выделяется творческий аспект в освоении связной речи (реконструкция содержания литературного образца, выражение своего отношения к информации при помощи собственных лексических средств, синтаксических конструкций). Вместе с тем неполно освещены задачи формирования представлений о типах связи на каждом возрастном этапе (лучевой, формально-сочинительной, местоименной, синонимической, лексического повтора).
Программа «Истоки»
Авт.: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.
Программа ориентирована на достижение образовательного стандарта. Он представляет собой систему требований к содержанию образования, уровню развития детей каждого психологического возраста, достижению физических, умственных, духовных способностей в полном объеме.
Основополагающей в создании программы стала теория амплификации (обогащения) дет-
ского развития, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно ей, педагогическое вмешательство в процесс психического развития ребенка должно способствовать максимальной реализации его потенциальных возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. Таким образом, основным итогом работы по программе должно стать разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям, обеспечение для всех детей равного старта развития.
Построение программы необычно. Авторы, реализуя основные положения концепции психологического возраста как стадии детского развития, выделяют несколько возрастных этапов.
1. Раннее детство:
- младенческий возраст (от рождения до 1 года);
- ранний возраст (1-3 года).
2. Дошкольное детство:
- младший дошкольный возраст (3-5 лет);
- старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Содержание разделов программы, посвященных каждому психологическому возрасту, строится с учетом положения Л.С. Выготского о развивающем обучении, которое должно ориентироваться не на уже созревшие, а на созревающие функции, на «зону ближайшего развития».
По замыслу авторов, программа имеет четыре основных блока: «Социальное развитие», «Познавательное развитие», «Эстетическое развитие», «Физическое развитие». В блоке «Социальное развитие» представлен специальный раздел «Речь и речевое общение», посвященный обучению дошкольников устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимоотношения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Здесь дается характеристика возрастных возможностей детей, задачи, содержание и условия педагогической работы. В развитии речи выделяются следующие аспекты: функции и формы речи, ее грамматический строй и звуковая культура, словарь. Для каждого возрастного периода ставятся основные задачи.
Младенческий возраст - становление речевых и неречевых способов общения, стремления пользоваться словами при ответах и инициативных высказываниях.
Ранний возраст - понимание речи окружающих, развитие доступных речевых проявлений, стремления активно вступать в общение с помощью речевых и неречевых средств, обогащение словаря названиями предметов, животных, людей, освоение грамматического оформления высказываний, правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Младший дошкольный возраст - развитие инициативы в общении, использование новых названий предметов, формирование умений изменять их грамматически, согласование слов в предложении, развитие фонематического восприятия, совершенствование артикуляционной и интонационной сторон речи.
Старший дошкольный возраст - содействие налаживанию диалогического общения, становление умений дифференцированно пользоваться разнообразными средствами общения с учетом конкретной ситуации, совершенствование образности речи, освоение трудных случаев словоизменения, понимание структуры используемых предложений, развитие фонематического восприятия, интонационной стороны речи.
Отличительной особенностью данной программы можно назвать установление связи формирования речи с эстетическим развитием дошкольников. Авторы программы предлагают проводить педагогическую работу в двух взаимозависимых направлениях: организация восприятия литературного произведения как целостного завершенного эстетического объекта и создание условий для творческой речевой активности в преобразовании художественных образов и их синтеза. Подчеркивается роль словотворчества, сюжетно-ролевых игр, синтеза вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации.
Авторы программы считают, что только проигрывание противоречивых ситуаций, способствует их «проживанию», делает возможным понимание художественного образа и авторского замысла. В младенческом возрасте акцент делается на повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок, разыгрывании вместе со взрослыми потешек и прибауток, передачу словом, действием, жестом содержания произведения.
Важное место в работе с детьми младшего дошкольного возраста отводится развитию сюжета в организованных играх, умению соотносить слово и выразительное действие, движение, манипулировать с эпизодами знакомых произведений, досочинять и модифицировать их. Отмечается также и значение развития умения творчески преобразовывать художественные образы, синтезировать их. Детей побуждают к составлению короткого текста из 3-4 грамматически правильно оформленных предложений, установлению причинных связей в изложении, использованию предметов-заместителей.
В программе обращается внимание на развитие умения отражать свое понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений (простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных). Младших дошкольников побуждают использовать разнообразную лексику без опоры на наглядность (слова с противоположным значением, названия предметов, их качеств, деталей с обобщающими наименованиями). Выделяются задачи, направленные на овладение адекватным звуковым оформлением изложения: воспроизведение настроения произведения (юмористически, лирически, торжественно).
В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие словесного творчества путем составления рассказа по серии сюжетных картин, сочинения сказки с помощью опоры на набор изображений возможных персонажей (используются характерные сказочные содержательно-тематические единства, типичная композиция и набор стилистических средств). Важно также учить детей адекватно вносить в сюжет дополнительный персонаж, досочинив новые ситуации; творчески выразить взятые на себя роли в играх-драматизациях, инсцени ровках. У старших дошкольников формируют представления о трехчастной композиции, основном наборе действий литературных героев. В работе, направленной на обогащение словаря разными частями речи, внимание уделяется уточнению смысловой стороны слова, активному использованию таких явлений, как антонимия, синонимия, многозначность, обобщающие наименования. Для овладения грамматически правильным построением высказываний ставятся задачи по совершенствованию структуры предложений, употреблению разнообразных типов синтаксических конструкций. Старшие дошкольники учатся произвольно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
Авторы ориентируются на развитие базисных характеристик личности ребенка (компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность, произвольность, самосознание). Создание комфортных условий, способствующих их своевременному становлению, является одной из главных задач педагога, реализующего на практике программу «Истоки».
Несмотря на все достоинства данной программы, в ней не конкретизированы задачи по овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания, особенностями структурного построения разных типов высказываний (описания, рассуждения, пересказа и самостоятельного составления сказки и рассказа).
Программа развития речи детей дошкольного возраста
в детском саду
Актуальность проблемы развития связной речи дошкольников порождает все новые исследования. Данная программа подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.
Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи - это связывание предложений в вы-
сказывания; в словаре - работа над смысловой стороной слова; в грамматике - формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи - интонационное оформление высказывания.
Во второй младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор), схемой высказывания.
В словарной работе ставятся задачи по сравнению и противопоставлению качеств и действий предметов, пониманию и употреблению обобщающих слов. Дети осваивают разные способы словообразования существительных и глаголов, составляют простые предложения разных типов (распространенные и нераспространенные). Большое внимание обращается на четкость произнесения слов и предложений, на интонационную завершенность высказывания.
В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а также на тему из личного опыта. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало, середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве). Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении. В работе по обогащению словаря развивается наблюдательность, определяется предмет за счет уточнения его качеств, используются разнообразные глаголы для однотипных действий, выбираются слова, соответствующие определенному контексту, подбираются синонимические ряды без наглядного материала, выделяется новый смысл в знакомых многозначных словах. Также усложняются умения использования предложений разных типов, происходит овладение структурой сложных синтаксических конструкций.
В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов вы-
сказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности, в рассказах по картине - придумывать предшествующие и последующие события. В процессе изложения дети овладевают синонимической связью, активно используют цепную местоименную, формально-сочинительную связи, лексический повтор. Вводятся разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного слова, составление описательных, сравнительных загадок. Работа с многозначными словами становится центром речевых занятий, во-
круг нее строится вся система формирования у детей представлений о том, что слово имеет значение.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических конструкций, образную авторскую лексику.
Создатели программы большое внимание обращают на то, что овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей является стержнем полноценного формирования личности дошкольника. Подобный подход представляет богатые возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Завершая анализ вариативных программ речевого развития дошкольников, отметим их специфические особенности.
1. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах.
2. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной монологической речи, определение важного и необходимого условия для ее развития - общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.
3. Формирование речевых умений рассматривается авторами программ не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности). Особое внимание обращается на создание условий для проявления творческой активности детей: при конструировании литературных образов в пересказах, синтезе вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации, преобразовании текстов в самостоятельно составленных сказках.
4. Для каждого психологического возраста определены речевые умения лексико-грамматического и звукового оформления изложения.
Анализ содержания программ показывает, что наряду с продуктивным определением задач, направленных на освоение дошкольниками связным монологическим высказыванием, в них наблюдается неполное освещение особенностей оформления цельности изложения в процессе пересказа. В программах недостаточно раскрыты особенности структурного построения разных типов высказывания (описание, рассуждение, пересказ, самостоятельное составление сказки, рассказа), формирования представлений о типах речевой связи на каждом возрастном этапе, овладения смысловым единством изложения. Авторы программ не говорят об использовании своих технологий для реализации новых направлений в развитии языковой личности дошкольника.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. М., 1982.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб., 1996.
Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. М., 1997.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д, 1998.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. М., 1997.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет /
Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М., 1997.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М., 1994.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2004.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.