«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Проблема дизартрии: взгляд логопеда-практика

15 мая, 2012 Рубрика: Актуально!, Предлагаем обсудить Фетисова М.В.

ФЕТИСОВА М.В., учитель-логопед ГОУ ЦРР — д/с № 2341, Москва

Дизартрия (речедвигательное расстройство) — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевой мускулатуры, речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики (спастичность, гипотония, дистония мышц). При дизартрии нарушена моторная сторона речи, а не программирование речевого высказывания. В настоящее время учителя-логопеды Москвы считают, что около 50—70% детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеют легкую либо среднюю степень дизартрии. Эти данные касаются и коррекционных и массовых детских садов. Дети в общей своей массе стали очень плохо говорить, искажают не только согласные, но и гласные звуки; дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Стойкое смягчение согласных, долгий путь к автоматизации звуков — все это проявление дизартрии, а не нарушение фонетико-фонематического слуха. А ведь 20—25 лет назад такого не было. В 80-е гг. ХХ в. дизартрик был редкостью, а среднестатистический ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, не выговаривал 1—3 звука.

В новой коррекционной программе 2010 г. практически нет раздела и направлений, касающихся современных подходов в работе с детьми-дизартриками. Консервативно и по старинке в ней указано об обязательном выполнении упражнений. Однако дизартрия не проходит сама по себе: лечить ребенка можно и нужно до 7 лет, потом может быть поздно…

Система коррекции дизартрии должна включать:

— коррекцию звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза и другие общие логопедические задачи;

— дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику;

— лечебную физкультуру и логоритмику;

— физиотерапию;

— медикаментозное лечение.

При разработке средств устранения речевых расстройств логопедия должна опираться на новейшие достижения медицины. Но, к сожалению, она не озабочена массовыми нарушениями речи.

Логопедия — сравнительно молодая наука. Первыми логопедами были врачи. Зная анатомию, физиологию и особенности развития детей, они помогали в ХIХ и начале ХХ вв. исправить речь. Что же произошло дальше? Логопедию отдали педагогам. Я искренне считаю, что это было в какой-то степени ошибкой. Посмотрите непредвзято на нашу специальность. В медицине созданы очень узкие специализации: один доктор отвечает за зрение, другой — за слух, третий — за опорно-двигательный аппарат и т.д. А речедвигательная, самая сложная нервно-психическая функция отдана педагогике! Такой важный аспект, как речь, находится на «обочине». Ни один врач полностью не несет ответственности за лечение ребенка от дизартрии. Невропатолог иногда ставит ребенку диагноз: ЗРР. Случаи, когда врач обследует тонус мышц лица и языка, крайне редки. Такой подход к проблеме патологии речи я называю «ветеринарным». Умение говорить, то, что является высшим достижением эволюционного процесса, не волнует нашу практическую медицину никоим образом.

Пример из практики. При обследовании детей ясельной группы выяснилось, что трехлетний ребенок не говорит. Пищу сначала держит во рту, сам мучается и «мучает» пищу, поскольку не может жевать, полноценно двигать языком. Поперхивается, захлебывается… Выясняется, что при рождении у ребенка был сильный гипертонус мышц, он проходил несколько курсов массажа. А дальше? Потом невропатолог «снял его с учета». Ни родителей, ни врачей не волновало то, что малышу тяжело жевать. Терапевту, как это постоянно бывает, неинтересно заглянуть ребенку в рот и понять причину трудности перехода к твердой пище (дети-дизартрики часто плохо владеют языком и за¬глатывают пищу). О нарушениях тонуса языка и артикуляционного аппарата (я часто общаюсь с врачами) очень мало кто реально знает… Такое невежество, конечно же, приводит к гастриту, расстройству пищеварения.

Пример из практики. На приеме пятилетний ребенок с мамой. У девочки саливация (слюнотечение), повышенный глоточный (рвотный) рефлекс, нарушено звукопроизношение 11 звуков, общая невнятность речи, плохая координация движения (атаксия), дизартрия, гипотония мышц языка и лица. Анализ анамнестических сведений показывает отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.), асфиксию новорожденных, стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, его приносили кормить позже других».

В первый год жизни многие дети наблюдались у невролога, назначались медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе стояло перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

Развитие ребенка после первого года жизни, как правило, мало волнует специалистов-врачей. Невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым. Более того, при заполнении медицинской карты для детских садов практически все врачи (за исключением логопеда поликлиники) не обращают внимания на общую и мелкую моторику ребенка, особенности его артикуляционного аппарата, звукопроизношение и общее речевое развитие.

Таким образом, мы очень часто имеем примеры замалчивания и игнорирования обследования детей. Я в своей практике очень часто слышала от невропатологов слова: «Это все ваше…».

Медсестры, работающие в ДОУ массажистками, обычно лечат заболевания опорно-двигательного аппарата. О массаже артикуляционного аппарата слышали лишь единицы, практически такая помощь не осуществляется ни в поликлинике, ни в ДОУ. Лечение нарушений высшей психической деятельности (речи!) брошено «на самотек».

Проблема коррекционно-педагогической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время чрезвычайно актуальна.

«Стучите и вам отворят» — эти библейские слова помогают учителям-логопедам найти прямые и обходные пути в коррекционной работе. Передовые дефектологи ищут, творят, изобретают что-то новое, пользуются знаниями из области медицины, невропатологии и нетрадиционными методами лечения.

Отрадно, что именно неврологическое лечение — массаж языка — создано учителем-логопедом Еленой Викторовной Новиковой после всестороннего изучения медицины, неврологии и невропатологии. А чем же заняты некоторые наши современные дамы от науки? Они организуют платные курсы. Прекрасно понимая накопившиеся проблемы, они не спешат «звонить в колокола». Они платно учат, как лечить дизартрию, прекрасно понимая, что сами — не медики, да и мы — не лекари. Лицензии, например, на право проведения массажа, они не дают. Достучаться до Департамента здравоохранения, поставить специалистов-врачей на службу сопровождения детей, страдающих речевой патологией, не приходит почему-то в умную голову никому.

Учитель-логопед вместе с воспитателями и другими специалистами делают все возможное, чтобы подготовить ребенка к школе. От качества коррекционно-педагогической работы зависит очень многое: вся будущая жизнь до¬школьника, его психическое и физическое благополучие.

В 7 лет фактически заканчивается коррекция зукопроизношения у детей. В более позднем возрасте труднее исправить недостатки произносительной стороны речи, даже опираясь на помощь медицины. Поэтому передовые учителя-логопеды проводят массаж артикуляционного аппарата, фактически и юридически не имея на это права. Нередки случаи, когда логопеды, боясь чиновников, как преступники, прячут свои лечебные зонды. Проблема очень серьезная, требующая незамедлительного решения, поскольку число детей, страдающих дизартрией, неуклонно растет.

С достаточно большим опытом работы я имею право сказать о ее сложностях. Дети стали другими: увеличилось количество воспитанников с разными патологиями здоровья. Много детей ослабленных, вялых, с нарушенной координацией, гипервозбудимых и др. От всех «чудес» цивилизации страдают не только взрослые, но и дети. Необходимость принятия мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в нашей стране тревожной демографической ситуации. Мы имеем не только общее снижение рождаемости, но и увеличение количества рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 до 26,5—36,5%. Сегодня до 80% новорожденных физиологически незрелые, свыше 86% имеют перинатальную патологию ЦНС. Несвоевременная коррекция дефекта приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь нервной (Г.В. Яцык).

Я назвала шокирующие, но реальные цифры. Что на самом деле часто видит учитель-логопед, открывающий карту проблемного ребенка, ребенка с дизартрией? Самое большее, на что Вы, как специалист, можете рассчитывать — это ЗРР (задержка речевого развития). Эта запись не раскрывает ни причины, ни дальнейших путей лечения. Но чаще всего встречается запись: «Здоров», которая давно возмущает всех моих коллег.

Считаю, что мы не должны бездействовать. Необходимо принимать совместные обращения и предложения, продвигать их в жизнь. Ведь воинствующее невежество часто готово обвинить логопедов в непрофессионализме, любых грехах. Уже давно пора в такой области, как дизартрия, обязать врачей заняться своими прямыми обязанностями. Меня, например, удивляет и огорчает фактическое отсутствие бесплатного лечения для детей, страдающих дизартрией.

Необходимость действовать заставляет меня обратиться в Департамент здравоохранения с некоторыми предложениями, перечисленными ниже.

1. Установить возможность бесплатного обучения учителей-логопедов на курсах усовершенствования и переподготовки в медицинских учреждениях, Центрах, вузах. Приравнять курсы по невропатологии, нейрореабилитации по значимости к коррекционно-педагогическим.

2. Создать бесплатные практические курсы для учителей-логопедов, желающих овладеть практикой логопедического массажа и лечебной физкультуры. Выдавать им лицензии на право такой деятельности.

3. Обязать невропатологов, психотерапевтов, педиатров и оториноларингологов детского профиля тщательно обследовать маленьких пациентов. Обязать врачей писать не только диагноз, но и возможную причину, что важно при коррекции речевого дефекта. Внедрить практику совместных консилиумов при формировании речевых групп и списков детей, нуждающихся в логопедической помощи в обычных детских садах.

4. Приоритет отдать медицинскому, а не педагогическому диагнозу.

5. Решить проблему бесплатного и обязательного обучения медсестер-массажисток методам и приемам массажа артикуляционного аппарата.

Список использованной

и рекомендуемой литературы

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М., 2003.

Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. СПб., 2009.

Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2003.

Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 9 к статье “ Проблема дизартрии: взгляд логопеда-практика


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Тема стертых форм дизартрии очень актуально в на стоящее время. Мой опыт работы по специальности – 40 лет. Работаю с дошкольниками. В последнее время детей с дизартрическими проявлениями становится все больше и больше, постановка звуков, особенно их автоматизация затягиватся по времени. Звуки не удерживаются. Приходится выдумывать различные способы по автоматизации, иногда пользуюсь прямым зазубриванием слогов, слов и т.д. Ваша статья интересна и необходима. Да, некоторые методики коррекционной работы необходимо обновлять.

  2. # 2 Аноним Пишет:

    С вашими тезисами абсолютно согласна. Моя дочь имеет диагноз стёртая форма дизартрии! Три года я водила её к на платные занятия.
    В нашем городе с населением в 300тыс. только один логопед владеет методикой зондового массажа. Результат хороший звуки поставлены, кроме мягкого р. Учится почти на отлично. Но клиническая картина диагноза проявляется в резко снижающейся остроте зрения, во время сна в бруксизме и слюнотечении. С медицинской стороны при всех данных симптомах помощь ребёнку не оказывали.

  3. # 3 Аноним Пишет:

    Очень серьезная тема.

  4. # 4 Аноним Пишет:

    Логопед, стаж 35 лет. Работаю в Центре развития детей, в селе, совершенно согласна с автором!

  5. # 5 Аноним Пишет:

    Подписываюсь под каждым словом автора. Логопед ,стаж работы с дошкольникаи 18 лет.

  6. # 6 Аноним Пишет:

    Можно сказать крик души всех логопедов. у меня стаж 8 лет, очень хочу пройти курсы по массажу, но город небольшой, методист пожимает плечами: о таких курсах даже не слышала. а направляя детей к невропатологу – не получаешь никаких результатов, “все в порядке” у ребенка.

  7. # 7 Аноним Пишет:

    Имея высшее образование по специальности учителя начальных классов, проработала 9 лет воспитателем в ДОУ, получив второе высшее образование по специальностям: олигофренопедагог, учитель-логопед. Вот уже 13 лет работаю учителем-логопедом в многопрофильном лицее (1 год работала в спецшколе VIII-вида), 13 лет являюсь членом ПМПК района и членом ПМПк лицея. На практике убедилась в увеличении количества детей с разными патологиями здоровья и качественного состояния отклонений в развитии… К огромному сожалению в районе в ДОУ и в больнице логопед отсутствует, поэтому все проблемы приходится решать тогда, когда все сензитивные периоды развития речи пропущены. Приходится трудно. Помощи со стороны медперсонала нет; не вникают в наши трудности. Создаётся впечатление; а знают ли врачи о речевых нарушениях: невропатологи кроме логоневроза, а педиатры кроме ЗРР? Практически полностью согласна с автором статьи – пишет о наболевшем. Варимся в собственном соку, даже кипим в собственном энтузиазме. Жалко детей – кто же им ещё поможет?.. Но не будем падать духом. Какое удовольствие мы испытываем, когда добиваемся пожительного результата, не сравнить ни с чем… (А получаем его мы, пусть даже любыми окольными путями, практически всегда.) Вот бумаг бы оформлять поменьше. Иногда даже приходится не фиксировать практическую работу с детьми, чтобы не писать отчётности. Удачи Вам и Вашим близким!!!

  8. # 8 Аноним Пишет:

    Да медики готовы сбросить таких детей на всех, только самим не заниматься этим. Если ребёнку ставится диагноз ОНР, после занятий с логопедом. Логопед в шоке, как так? А врач расшифровал – ОТСУТСТВИЕ НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ! Мы, конечно посмеялись, но сквозь слёзы! Если опытный, со стажем невропатолог спрашивает у логопеда какой диагноз поставим? А потом говорит – зачем ребёнку калечить жизнь такими диагнозами? Дошкольные логопеды бьют тревогу, а их никто не слышит! А в последствие сбой в учёбе. Школа на МПК и только после того, как школа “кричит” о проблеме тогда только, и то не всегда, на проблему обращают внимание. А время упущенно!!!

  9. # 9 Аноним Пишет:

    Уважаемый автор! Проблема взаимодействия здравоохранения и педагогики в настоящее время является одной из актуальных проблем логопедии.
    Но позвольте не согласиться с некоторыми Вашими высказываниями и попробовать их аргументировать.

    ВЫ:”Зная анатомию, физиологию и особенности развития детей, они помогали в ХIХ и начале ХХ вв. исправить речь. Что же произошло дальше? Логопедию отдали педагогам.”
    Аргумент: если не ошибаюсь, то логопедия вышла из медицины, так в большей степени использует педагогические приемы, нежели лечебно-оздоровительные. Логопедия и квалификация/специализация “учитель-логопед” (прошу заметить “УЧИТЕЛЬ”) не подразумевает медицинского образования, но предполагает определенный объем часов (свыше двухсот) по дисциплинам медицинского блока. Считаю, что специалист в области коррекции речевых нарушений сам решает как получать дополнительные медицинские знания: по средством второго, третьего образования или …самообразования… Но в любом из этих случаев, учитель-логопед НЕ ИМЕЕТ право назначать лекарственную и физиотерапию (как невролог и педиатр), исключая случаи совмещения или совместительства должности логопед и невролог (педиатр) в учреждениях здравоохранения.

    ВЫ: “Посмотрите непредвзято на нашу специальность. В медицине созданы очень узкие специализации: один доктор отвечает за зрение, другой — за слух, третий — за опорно-двигательный аппарат и т.д. ”
    Аргумент №1: Учитель-логопед специализируется непосредственно в своей практической работе и в соответствие с направлениями того учреждения, где осуществляет свою деятельность. Работа на логопункте – одна категория. Работа в неврологическом отделение больницы – другая. И именно этот момент определяет какой опыт нарабатывает логопед. Формы наработки опыта могут быть разные: самообразование, курсы и семинары повышения квалификации и др. Высшее специальное образование (учитель-логопед, олигофренопедагог и др) дает возможность приобрести сведение о ВСЕХ речевых нарушениях и методиках работы с каждой категорией, а непосредственно работая в том или ином учреждении, в соответствии со спецификой организации накапливает и углубляет свои знания в “нужном” направлении. Таким образом, каждый логопед специализирован в конкретном речевом нарушении.
    Аргумент №2: Есть нелегитимная специализация “врач-афазиолог”. Но где этому учат? Нигде! Не в одном реестре должностей федеральной государственной гражданской службы и профессий на 2012 год его нет. Это определение НАПРАВЛЕНИЯ работы логопеда: “врач-афазиолог”, “логопед-афазиолог” и т.д.
    Аргумент №3: Если есть идея выпуска из ВУЗа “логопедов-дизартрологов”, “логопедов-афазиологов”, “логопедов-ОНРлогов (извините за сарказм), то куда тогда покатиться логопедия? Туда же…: когда специалист (в данном случае невролог) не может определить нарушение орально-моторных предпосылок речевых нарушений у ребенка до 2 лет и не может выявить другие отклонения неврологического статуса. Если рассматривать такую ситуацию, то не один логопед не сможет дифференцировать дизартрию от дислалии, алалию от афазии…. потому что обучался он “одному”

    ВЫ: “Нередки случаи, когда логопеды, боясь чиновников, как преступники, прячут свои лечебные зонды. Проблема очень серьезная, требующая незамедлительного решения, поскольку число детей, страдающих дизартрией, неуклонно растет.”
    Аргумент: Я, по своей специфике работы, провожу семинар логопедического массажа, в том числе и ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО… не вижу никакого преступления в том, чтобы использовать зонды (в основном постановочные!!!) или другой инструментарий (шпатели и др.). Ни один из надзорных органов не может запретить использовать логопеду зондовый массаж, как один из приемов логопедического массажа, если выполнены все необходимые условия: дезинфекция (сухожировой шкаф), стерилизация (шкафы для хранения инструментария) и сертификация!!! Прошу заметить, что, в случае работы в ОУ (образовательного учреждения) , которое имеет лицензию на предоставления образовательных услуг, дополнительной линцензии не надо!!!
    Конечно, вы скажете: “Какой в нашем учреждении сухожировой шкаф!!! Какое оборудование для хранения инструментов!!!” Но, уважаемые, сегодня имеются одноразовые шпатели, предметы индивидуального пользования (соски, ложки и др.), и в конце концов, можно убедить родителей в необходимости поштучной покупки зондов и др. Обработка зондов только спиртом или его раствором может вызвать язвенные новообразования в ротовой полости и другие инфекционные поражения. Вам это надо? В соответствие со статье 54 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан” специалист должен иметь сертификат на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация). В данном случае сертификат о прохождении курсов логопедического массажа или медицинского массажа. Если данного документа нет, то тогда, конечно: специалист-преступник. К этому относится и Ваша фраза “Поэтому передовые учителя-логопеды проводят массаж артикуляционного аппарата, фактически и юридически не имея на это права.” Мое мнение, если специалист- делетант, он делетант во всем….Детей жалко….

    ВЫ:”Но чаще всего встречается запись: «Здоров» (заключение невролога – допол.), которая давно возмущает всех моих коллег…Считаю, что мы не должны бездействовать. Необходимо принимать совместные обращения и предложения, продвигать их в жизнь.”
    Аргумент: Обязательно! На то вы и Специалист (с большой буквы!!!) за год-два это не исправить… но за определенный период можно найти специалиста (невролога), который будет участвовать в вашей сфере деятельности. Ваша задача, как логопеда направить ребенка с родителями к ВЫСОКОквалифицированному специалисту (можете даже сами искать, если хотите д достигнуть положительных результатов): нет в селе – в районный центр, нет там – в округ…. и т.д. Если, конечно же, вы радеете за этого человечка… А если нет, то можно всегда сказать и иногда я это слышу: ” Вы ведь, знаете, какое медицинское обслуживание… Нерадивые врачи ничего не понимают…” (откуда они это слышали????). Так может с вашими знаниями о речевых нарушениях пойти на встречу неврологам и объяснить им, что их специализация на ранний и дошкольный возраст позволит сократить количество детей с речевыми нарушениями в младшем школьном возрасте? Может организовывать это в рамках круглого стола. конференций и т.д.

    И последнее…ВЫ предлагаете БЕСПЛАТНО проходить курсы в медицинских учреждениях. Но, извините, финансирование здравоохранения и образования не является ли разными источниками? В рамках курсов повышения работников образования (при эффективном руководстве кафедр Института повышения квалификации работников образования) всегда в цикл курсов или семинаров включается лекции, озвучивающие неврологический подход к речевым нарушениям. Если этого недостаточно – подавайте заявку на интересующую вас (группу коллег) проблематику или… находите возможность самостоятельно приобретать эту информацию… даже за свой счет.
    И совсем последнее… ВЫ: “Приоритет отдать медицинскому, а не педагогическому диагнозу.” Увы, Вы – педагог. И даже логопедическое заключение вы ставите под вопросом. Только коллегиальное заключение (ПМПК, в состав которого входит невролог) является “истиной в последней инстанции” (хотя это отдельная тема для разговора)…

    Ни в коем случае мои доводы не являются критикой данной статьи. Автор подняла очень важные вопросы логопедической практики. Но здесь, в данной ситуации необходимо различать: логопед должен, логопед может и логопед делает.

    С огромным уважением к читателям…..


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск