«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Приёмы работы по устранению оптической дисграфии

13 ноября, 2012 Рубрика: Презентация опыта Дунаева Н.Ю. Зяблова С.В.

Дунаева Наталья Юрьевна, Зяблова Светлана Викторовна,
учителя-логопеды  прогимназия «Радуга», г. Тамбов

Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку младших школьников особенно актуальна на современном этапе, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей – логопатов.

Письменная речь – это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дисграфия» и «дислексия».

Оптическая дисграфия – нарушение письма, обусловленное недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, так как она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные описки.

В русском алфавите 33 буквы. Написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойства зеркальности: Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Р, С, У, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

При оптической дисграфии работа ведётся в следующих направлениях:

Предупреждение ошибок на уровне буквы.

Предупреждение ошибок на уровне слога.

Предупреждение ошибок на уровне слова.

Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

Предупреждение ошибок на уровне предложения.

Предупреждение ошибок на уровне текста.

Предупреждение ошибок на уровне буквы.

Графическое написание букв.

Выкладывание букв из палочек.

Определение букв, написанных правильно.

Поиск букв в геометрических фигурах.

Поиск букв, наложенных друг на друга.

Нахождение недостающих элементов букв.

Обведение букв по трафарету.

Реконструкция букв.

Придумывание детьми слов на данную букву.

Предупреждение ошибок на уровне слога.

Придумывание слов на данный слог.

Чтение слогов по кубикам.

Составление слогов по первым звукам картинок.

Придумывание слова с данным слогам.

Предупреждение ошибок на уровне слова.

Деление слов на слоги.

Подбор слов к слоговым схемам.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Составление звуковых схем.

Составление слова с использованием начальных букв других слов.

Замена в слове одного звука или слога  для получения нового слова.

Чтение слов в обратном порядке.

Составление слов из букв.

Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

Подбор существительных к данному прилагательному, глаголов к данному существительному.

Определение неправильно записанных сочетаний (с пропущенными окончаниями).

Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.

Сочетание существительных с числительными.

Предупреждение ошибок на уровне предложения.

Составление предложений по схемам.

Составление предложений по интонационной схеме.

Перестановка слов в предложении.

Исключение слова из предложения с целью нахождения ошибок детьми

(пропуск предлогов, существительных, прилагательных, наречий, глаголов).

Выделение границ предложений в тексте.

Выделение слов и предложений в тексте.

Предупреждение ошибок на уровне текста.

Чтение деформированных текстов.

Составление связного рассказа из двух текстов.

Составление связного рассказа из словосочетаний.

Определение порядка следования предложений в тексте.

Составление рассказа с использованием схемы.

Конспект занятия

Тема: Дифференциация Б – Д.

Цели и задачи: дифференциация кинетически сходных букв «б» и «д» путём выработки чёткой зрительно – моторной координации;  активизация зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия; уточнение пространственной ориентировки; развитие логического мышления; совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.

Дидактические средства: демонстрационные картинки с изображением белки и дятла, карточки с изображением букв и элементов букв,  карточки со словами, буквы, вырезанные из наждачной бумаги, карандаши, текст загадок, игра – лабиринт, индивидуальная тетрадь.

Ход занятия:

Орг. момент

«Игра на рояле» Учитель называет слово, ученики определяют количество        звуков в слове, кончики пальцев рук последовательно касаются стола. Слова: дом, собака, сад, бусы.

- Сегодня, к нам на занятие пришли гости. В их именах есть буквы занятия. А отгадать их имена помогут загадки.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос – как топор, хвост – как упор.

Дятел.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Белка.

Выставляются картинки дятла и белки.

- Дятел дружит с буквой д, а белка дружит с буквой б.

Развитие зрительного восприятия  букв.

- Соберите из данных элементов буквы занятия. Первая буква – строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый – овал, а второй – хвостиком наверх (б). Вторая буква – строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз (д).

Работа с буквами, вырезанными из наждачной бумаги.

- Белочка и дятел принесли вам интересные буквы. Обведите каждую букву пальчиком, пропишите буквы в воздухе, обведите буквы к себе в тетрадь. Заштрихуйте букву б – горизонтальными линиями, букву д – вертикальными линиями.

Сравнение букв по начертанию.

- Найдите сходство и различие буквы д и б.

- Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

- Какие элементы одинаковые?

- Чем отличаются эти буквы?

- Допиши по образцу

б д  о о о о о о о

- Допиши по образцу

б д б б о о о о о

д б б д о о о о о

Запиши под картинкой букву б или д

  1. Дифференциация букв на уровне слога.

Игра «Чей хвостик?»  (карточки со слогами).

- Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

2. Дифференциация букв б-д на уровне слова.

- Запишите слова и скажите, какие картинки возьмёт себе белочка, а какие – дятел.

Картинки: радуга, бабушка, дым, грибы, рубашка, дыня, посуда, бусы.

Обведите «хвостики» буквы б -  синим цветом, а буквы д – зелёным.

Динамическая пауза.

При демонстрации картинки «белка» -  поднять руки вверх.

При демонстрации картинки  «дятел» – опустить руки вниз.

3. Дифференциация б-д на уровне словосочетания.

На доску выставляется белка, в лапках которой большая корзина с грибами.

- Белочка собрала на зиму так много  грибов. Давайте поможем посчитать белке, сколько грибов она собрала? Если правильно посчитаете, белочка подарит вам гостинцы из леса.

Игра «Лабиринт»

Помоги белочке дойти до грибочков.

4.Диффренециация б-д на уровне предложения.

- Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, записанной на доске. Прочитайте. Запишите текст в тетрадь.

И.ут   .о.ры во сыры  .оры.  Раз  .рова, .ва .рова, три .рова.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Волина В.В. Занимателная азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991

Мазанова Е.В. Оптическая дисграфия. М.: ООО «Аквариум Бук», 2004.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 2 к статье “ Приёмы работы по устранению оптической дисграфии


  1. # 1 Аноним Пишет:

    полезная информация, спасибо авторам

  2. # 2 Аноним Пишет:

    Спасибо.Поучительно.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск