«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Принцип природосообразности в обучении дошкольников с нарушением речи

28 мая, 2007 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Презентация опыта Кузнецова Л.И.

Кузнецова Л.И., учитель-логопед, МДОУ № 21, г. Снежинск Челябинской обл.
О проблемах с психическим и физическим здоровьем детей сказано и написано немало. Всесторонний анализ причин, подрывавших здоровье каждого нового поколения, был проведен при исследованиях НИИ медицинских проблем Севера (в дальнейшем НИИ) под руководством доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Полученные данные подробно освещены в печати (В.Ф. Базарный с соавторами, 1977-1994 гг.).
Существует немало деструктивных истоков, касающихся гигиенических, эргонометрических, дидактических принципов организации учебного процесса и способов передачи детям информации как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Это ведет к тому, что дети пребывают в хроническом сенсомоторном, психоэмоциональном и нервно-вегетативном напряжении. Следствием этого является угнетение важнейших биоритмов организма, биологических процессов созревания и развития, что ведет к нарушениям зрения и осанки, сердечно-сосудистым и нервным расстройствам.
Коллектив сотрудников отдела развития сенсорных систем НИИ сделал серьезную попытку подвести под существующее здание системы дошкольно-школьного обра зования человека биологические законы его развития, т.е. строить процесс обучения по принципу природосообразности. Опишем два таких закона.
1. Природа – первичная сенсорная матрица в раскрепощении психомоторной сферы ребенка и будущей личности в целом. Возраст детей 5-
6 лет является экстрасенсорным, и именно в это время первичные чувственные переживания проникают и отражаются в матричных энергоинформационных носителях органической жизни и сохраняются на всех последующих этапах. Следовательно, запечатленные с детства просторы полей, лугов, морей, гор (натуральные или через картины) – главные источники развития личности.
2. Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора, а также подвижности объектов относительно друг друга и относительно наблюдателя. Следовательно, занятия целесообразнее проводить в режиме «зрительного горизонта» – удаления наглядного материала от детей на расстояние видимости глаза.
Способы реализации принципа природосообразности, строящегося на этих законах, сотрудники НИИ разработали только для школы.
С целью его практического воплощения при обучении детей дошкольного возраста было создано наглядное дидактическое пособие «Экономические панно». Оно состоит из четырех панно и мелких демонстрационных предметных картинок, прикрепляемых к ним по мере необходимости. На всех панно изображено одно и то же место (дом, двор, окружающая природа: лес, поле, река, сад, огород), одна и та же семья (дедушка, бабушка и внучка) в разные сезоны (осень, зима, весна, лето).
Цели предлагаемого пособия:
- решение программных задач на привычном, полюбившемся детям, материале (одни и те же люди, знакомое окружение);
- эмоциональное восприятие образов, окружающей природы, что дает толчок к познавательной деятельности;
- формирование мотивационно-потребностной речевой деятельности (желание общаться), словаря, грамматики, связной речи на фоне зрительно-игровых сюжетов, что очень важно для профилактики перегрузки вербальной системы у детей, а также предупреждения дидактического напряжения и, как следствие, дидактоневроза;
- сиюминутное видение (а не вспоминание) изменения одного и того же места в разные отрезки времени, что помогает детям более качественно сравнивать, анализировать, развивать наглядно-образное мышлении;
- постоянное прослеживание связи природы и общественной жизни, их взаимопроникновение, помогающее целостному восприятию мира;
- возможность освобождения детей от постоянной и статичной позы (они время от времени встают, подходят к панно, действуют с картинками, т.е. моторно не напряжены).
Используется панно по мере прохождения недельных тем как на разных видах занятий (формирование звукопроизношения, лексико-грамматческих средств языка, связной речи), так и при разных формах работы (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной, в свободное от занятий время). Реже используется на протяжении всего занятия, чаще – на одной из его частей. Универсальность панно в том, что его можно применять в работе с детьми разного уровня развития, в зависимости от поставленных задач.
Располагать панно на занятиях следует на возможно большем расстоянии от детей (мелкие предметы и детали должны быть хорошо видны).
Последовательность занятий
с использованием панно
в старшей группе детей с ОНР
Тема «Ознакомление с изображением на картинке» (часть занятия)
Логопед. Дети, нас сегодня пригласили в гости. (Подводит детей к панно.) В доме живут бабушка Катя, дедушка Ваня и их внучка Танечка. (Выставляет на панно перечисленные персонажи.) Мы будем к ним часто ходить в гости. Посмотрите, какой у них красивый деревянный дом: крыша красная, железная; дом с крылечком, на которое они выходят и любуются природой. Что вы еще видите?
Дети. Гараж.
Логопед. Правильно. Он деревянный или кирпичный? А зачем бабушке Кате, дедушке Ване и Танечке гараж?
Дети отвечают.
А какая же у них машина? (Прикрепляет к панно машинну.)
Дети определяют, называют.
Интересно, а это что? (Прикрепляет сарай.)
Дети отвечают.
Для чего им сарай? В следующий раз придем в гости к ним и посмотрим, кто же в сарае живет. Вокруг дома стоит деревянный забор, чтобы к ним никто посторонний не заходил. А это что? (Прикрепляет ворота.)
Дети отвечают.
Теперь посмотрим, что находится справа от ворот. (Огород, грядки.) Слева от ворот? (Сад.)
Дети отвечают.
Теперь что мы видим вдалеке?
Дети. Поле.
Логопед. Да, это поле. Комбайн убирает урожай пшеницы и ссыпает ее в грузовик, чтобы увезти.
Вот мы и познакомились с бабушкой Катей, дедушкой Ваней и Танечкой, посмотрели, где они живут. Теперь будем ходить к ним в гости.
Тема «Овощи» (часть занятия
лексико-грамматического)
ЦЕЛИ
• Активизировать в речи детей слова: овощи, огород.
• Согласовывать числительные с существительными.
* * *
Логопед. Нас снова пригласили в гости бабушка Катя, дедушка Ваня и Танечка. Помните, мы за воротами у них видели огород? Какие же, интересно, они на нем вырастили овощи? Хотите узнать? (Подходит к панно.) Танечка, расскажи нам, пожалуйста, какие овощи вы вырастили на своем огороде?
Танечка рассказывает, а дети по очереди прикрепляют на грядки названный овощ и считают их количество.
Дети, посмотрите, какой красивый огород был у наших друзей!
Дети называют, какие овощи росли, закрепляя названия, и все вместе (хором и индивидуально) повторяют слово «овощи».
Так где же все эти овощи росли?
Дети. На огороде.
Тема «Фрукты» (часть лексико-грамматического занятия)
ЦЕЛИ
• Обогащать словарь детей качественными прилагательными – подготовка к описательным рассказам.
• Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
• Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании их с существительными в среднем роде.
* * *
Логопед. Посмотрим, какие фрукты росли в саду у наших друзей? (Предлагает посмотреть.)
Я сейчас расскажу про какой-то фрукт, а вы отгадаете. Кто отгадает, тот прикрепит к его дереву. (Вырезанные картинки-фрукты спрятаны в руке.) Они маленькие, кругленькие, мягкие, красненькие, с косточкой. (Сливы.)
Дети выполняют.
А вот желтые, сочные, сладкие, похожие на лампочку.
Дети. Это груши.
Логопед. Сколько груш вы прикрепили?
Дети отвечают.
Любят бабушка Катя с Танечкой в сад ходить. Пойдут, сорвут какой-нибудь фрукт, съедят или сок сделают. Какой сок бабушка делает Танечке и из чего?
Дети называют фрукт и образовывают от этого названия относительное прилагательное: из сливы – сливовый сок и т.д.
А еще бабушка сделала много запасов на зиму из выращенных фруктов: варенье, повидло. Как вы думаете, какое варенье она сварила? (В ответах обращает особое внимание на окончания относительных прилагательных: вишневое, сливовое и т.д.) А какое повидло она сварила? (Упражняет в образовании относительных прилагательных среднего рода, а после перечисления предлагает ответить распространенным предложением типа: «Бабушка сварила внученьке грушевое варенье».)
Тема «Домашние животные»
(часть занятия)
ЦЕЛИ
• Активизировать в речи детей названия домашних животных в единственном и множественном числе, глаголы «мычит», «ржет», «хрюкает», «блеет», «лает».
• Упражнять в образовании творительного падежа от существительных единственного и множественного числа.
Логопед. Помните, мы видели у бабушки Кати и дедушки Вани сарай? Как вы думаете, кто в нем живет?
Дети начинают предполагать, называть разных животных.
Давайте сходим и посмотрим, кто же из вас оказался прав? (Подходят к панно.)
Во дворе ходит один дедушка Ваня.
Дедушка Ваня, расскажи нам, пожалуйста, кто у вас в сарае живет. («Выпускает» корову, ставит ее на панно.)
Дети называют.
Дедушка Ваня, у коровы есть детеныши?
Дедушка. Есть, сейчас она их позовет (корова «му-у-у, му-у-у»).
Дети повторяют (активизируется глагол «мычит»).
Появляются телята, дети считают: один, два и т.д.
Логопед. Так, значит, кто есть у коровы?
Дети. Телята.

Идентично проводится работа по каждому животному (лошади, свинье, овечке, козе, собаке): название взрослого животного; название детенышей в единственном и множественном числе; глагол, обозначающий голос животного; счет детенышей до двух.
Когда все животные выставлены на панно, предлагается поиграть в игру «Кто с кем?». Лазерной указкой обводится взрослое животное с одним или двумя детенышами. Дети называют: «Это свинья с поросенком» или «Вы показали свинью с поросятами» и т.д. Когда все животные показаны, в знак поощрения за активность на занятии, за правильные ответы предлагается одним детям показывать животных, а другим отвечать.
Тема «Дикие животные»
(часть лексико-грамматического занятия)
ЦЕЛИ
• Закреплять умение образовывать множественное число существительных от существительных единственного числа (название детенышей).
• Ставить эти существительные в творительном падеже.
• Упражнять в диалоге, выразительности речи.
* * *
Логопед. Дети, в лесу пасутся взрослые дикие животные. (Прикрепляет их на панно). Назовите их. (Раздает каждому картинку с одним детенышем.) Животные потеряли своих детенышей. Они их ищут и не могут найти. Слышите – зовут. (Берет на себя роль лисы.) Я лиса, где же мои детки?
Дети, у которых в руках лисята, по очереди встают, подходят к панно и говорят: «Я твой лисенок!»
Лиса. А, вот мои лисята!

Так происходит диалог между всеми взрослыми животными (волком, медведем, заяцем, ежом, белкой) и их детенышами. Окончания единственного и множественного числа существительных – названий детенышей – выделяется голосом.
В конце занятия проводится игра «Кто с кем в лесу гуляет?» (по аналогии с игрой в теме «Домашние животные»).
Тема «Домашние птицы» (часть лексико-грамматического занятия)
ЦЕЛИ
• Закреплять названия домашних птиц и их детенышей.
• Активизировать в речи детей словосочетание «Домашние птицы».
• Упражнять в образовании родительного и творительного падежа от названий птиц, ласкательных существительных с суффиксами -очк и -ечк.
* * *
Логопед. Дети, на дворе у наших друзей я увидела не только животных. Хотите посмотреть, кто еще ходит по двору? (Идет к панно.) Кто это, узнаете?
Дети перечисляют птиц и их детенышей.
Как мы их назовем одним словом?
Дети. Птицы.
Логопед. Какие это птицы?
Дети. Домашние.
Логопед. Вы заметили, что домашние птицы гуляют семьями? Вот петушок вывел свою семью. Кого?
Дети. Кур, цыплят.
Логопед. Сколько у него кур? Цыплят?
Дети считают. Последовательно называют животных и их детенышей (гусят, утят, индюшат), подсчитывают их количество.
Логопед. Всех назвали, посчитали, молодцы. Посмотрите, как они ходят дружно, как отцы и матери заботятся о своих детенышах. Они их очень любят, называют ласково. Как?
Дети. Цыпленочек, гусеночек, индюшоночек, утеночек.
Логопед. Давайте, назовем взрослых птиц ласково.
Дети. Курочка, петушок, уточка, индюшечка.
Логопед. А как мы их всех вместе называем?
Дети. Домашние птицы.
Тема «Домашние птицы»
(занятие по связной речи)
ЦЕЛЬ
• Обучить диалогу.
* * *
На панно во дворе дома прикреплены домашние животные и птицы.
Логопед. Животные видят, что во дворе появились какие-то двуногие существа, которых они раньше не видели, и удивляются: «Кто это? Мы таких не знаем!» Смотрели они смотрели и решили с ними познакомиться. Как вы думаете, что они могут спросить у птиц?
Дети. Кто они? Кто у них детеныши? Что они едят? Чем покрыты? Где живут?
Логопед. Вы сейчас будете домашними животными, кто каким – выберите сами. Подойдите к какой хотите птичьей семейке и познакомьтесь. Спросите: кто они, какие части тела у них есть, чем они питаются, как называются их детеныши? А если что-нибудь забудете из того, что я вам сказала, вам поможет вот эта схема. (Выставляет схему и вместе с детьми разбирает, что на ней изображено.)
Например, один ребенок берет в руки лошадь, другой петуха.
Встретились во дворе лошадь и петух. Лошадь думает: «Кто это? Ни разу не видела такое чудо!»

Начинается диалог детей по указанному плану. Если дети будут затрудняться, привлечь внимание к схеме, использовать помощь детей.
В конце занятия поощрять детей за самостоятельность, выразительность речи.
Тема «Таня на прогулке»
(занятие по связной речи)
ЦЕЛИ
• Учить описанию природы (снег, лед), погоды (морозный, солнечный, зимний день), одежды (название, цвет).
• Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
• Побуждать к творчеству, самостоятельности при составлении рассказа.
* * *
Логопед. Рассмотрите рисунки на панно: какая природа, погода, кто где гуляет (дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в хоккей, Таня с санями стоит во дворе). Рассмотрите одежду детей и сравните одежду тех, кто катается на санках, коньках, лыжах. Объясните, почему каждая группа детей одета именно так?
Послушайте рассказ. Наступила зима. Белый пушистый снег покрыл землю, деревья, крышу дома. Тане захотелось пойти погулять. Она надела теплый тулупчик, шерстяной платок, валенки, варежки, взяла санки и вышла во двор. За забором она увидела много ребят. Они катались с горки на санках и лыжах, на коньках по льду, играли в хоккей. Таня слышала, как им весело, и ей тоже захотелось поиграть с ребятами. Вдруг она услышала: «Таня, иди к нам кататься на санках!» Это кричал мальчик и махал ей рукой. Танечка вышла за калитку к ребятам, и они стали кататься вместе с горки.
Логопед. Как вы думаете, куда смотрит Таня и о чем она думает?
Дети отвечают.
Что кричит мальчик, который поднял руку?
Дети отвечают.
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Дети отвечают.
Теперь составьте предложение, используя слова:
- зима, снег, лед;
- надевать, зимняя, тепло;
- смотрит, хочется, весело;
- дружно, дети, коньки.
Дети составляют рассказ по плану:
- описание природы;
- как Таня собиралась на прогулку;
- кого она увидела за забором;
- как она оказалась среди детей.
Тема «Одежда»
(комплексное занятие: формирование лексико-грамматических средств
и связной речи)
ЦЕЛИ
• Учить описывать и сравнивать одежду персонажей (бабушки, дедушки, внучки) в осенний и зимний периоды.
• Упражнять в использовании сложносочиненных предложений с союзом а.
• Активизировать в речи детей качественные и относительные прилагательные.
• Упражнять в образовании и практическом использовании существительных и прилагательных в винительном падеже.
* * *
Вывешены два панно: осень и зима.
Логопед. Как одеты бабушка Катя, дедушка Ваня и Танечка осенью и зимой? Давайте посмотрим, какая разница.
Рассмотреть сначала, как были одеты персонажи осенью (название, детали, цвет одежды, сделав упор на качественные прилагательные), затем зимой (то же самое плюс относительные прилагательные: шерстяной, меховой и т.д.). Затем сравнить одежду каждого персонажа осенью и зимой. Дать образец сравнительного предложения: «Осенью Танечка была одета в легкое разноцветное платьице, а зимой в теплый тулупчик, розовый платок, серые валенки, шерстяные варежки».
Самостоятельные рассказы детей. Сначала рассказ-сравнение по одному персонажу, а в конце – один общий рассказ обо всех.
Часть занятия
по звукопроизношению
ЦЕЛЬ
• Дифференцировать звуки [п], [т], [к].
* * *
После работы за столами все идут к панно. Дети делятся на три звена, каждому звену дается одна из букв, соответствующих дифференцируемым звукам.
Задание: найти на панно предмет, в названии которого есть звук, соответствующий имеющейся букве, и прикрепить букву к этому предмету.
Проводится игра «Чье звено больше и быстрее предметов найдет».
Когда дети закончат прикреплять буквы, посчитать, сколько каких букв прикреплено: каких больше, каких меньше.
Свободное от занятий время (подгруппы
по 2-3 человека)
Тема «День защитника Отечества»
ЦЕЛЬ
• Упражнять детей в умении задавать вопросы: придумывать их содержание, грамматически правильно оформлять, соблюдать соответствующую интонацию.
* * *
Сначала краткая беседа по теме (какой праздник, кого прославляем). Затем поговорить с детьми о том, что можно спросить у дедушки Вани в связи с праздником: Служил ли он в армии? Кем был в армии? Был ли он на войне? Был ли ранен? Есть ли награды? За что? и т.д.
Необходимо упражнять детей в проговаривании этих вопросов с вопросительной интонацией через диалог (роль дедушки берет на себя логопед).
Тема «Зимующие птицы»
(лексико-грамматическое занятие)
ЦЕЛИ
• Активизировать в речи название зимующих птиц.
• Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образовании существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока.
• Упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных – названий птиц.
• Развивать мышление.
Логопед. Мы с вами много говорили о зимующих птицах, уже видели их в лесу.
А вы не заметили, к нашим друзьям в сад они прилетели или нет? Давайте сходим, посмотрим. (Идет к панно, показывает птиц сидящих на деревьях.) Как много разных птиц прилетело! Вот я сейчас загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.
Красногрудый, чернокрылый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
(Разобрать слово «красногрудый».)
А какие еще птички прилетели в сад?
Дети. Синички, воробьи, свиристели.
Логопед. А вот летит еще одна птица! Кто это? Что про нее можно сказать, какая она?
Дети. Сорока. Длиннохвостая, белобока. (Разбор состава этих слов.)
Логопед. Что она сейчас делает?
Дети отвечают.
На деревьях много птиц, места нет и сорока перелетает с дерева на дерево, ищет место. Что она делает?
Дети. Перелетает от одного дерева к другому.
Логопед. Летала, летала, не нашла места и совсем улетела.
А сейчас я вам почитаю стихи про этих птиц, а вы отгадайте, про кого я читаю.

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка
На крыльце живой …
(снегирь).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам
красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь!
- Как зовут тебя? (Снегирь.)
Игра «Кто первый заметит
ошибку?»
- Черный ворона;
- серое голубь;
- сорока сидел на заборе;
- длиннохвостый снегирь;
- красногрудая синичка.
Тема «Международный женский день» (индивидуальные занятия)
ЦЕЛИ
• Учить составлять пожелания, грамматически правильно их оформляя и высказывая с особой доброжелательной интонацией.
• Побуждать к разнообразию пожеланий.
* * *
Логопед. Предлагаю сходить в гости к бабушке Кате и Танечке и поздравить их с 8 Марта. Прежде чем пойти, нужно подготовиться, т.е. придумать, как поздравлять, что пожелать.

Поупражнять в проговаривании предложений. Если ребенок будет затрудняться, дать образец, после которого разобрать: что говорила, как говорила. После такой предварительной работы пойти и поздравить. Роль бабушки и Танечки взять на себя, от их имени поблагодарить ребенка за поздравление, показать важность его слов.
Тема «А.С. Пушкин»
(занятие по формированию связной речи)
ЦЕЛИ
• Учить воспринимать поэтический слог, вызывая чувственные переживания.
• Осмысливать содержание стихотворения, сопоставлять его с изображением на картинке, объяснять и доказывать соответствие.
• Упражнять в объяснительной речи.
Вывесить два панно: осень и зима. Прочитать отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. Дети определяют, к какому из панно они подходят, и ищут соответствующие тексту эпизоды, места.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко
блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом
обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
приближалась
Довольно скучная пора…
* * *
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
* * *
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом
одета.
Мальчишек радостный
народ
Коньками звучно режет
лед.
…Снег выпал только в
январе,
На третье, в ночь.
Проснувшись
Рано, в окно увидела
Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
…Все ярко, все бело кругом.
* * *
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег
лежит.
Прозрачный лес один
темнеет
Да ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдо
блестит.
* * *
Как весело, обув железом
острым ноги,
Скользить по зеркалу
стоячих, ровных рек!
* * *
Дни поздней осени бранят
обыкновенно,
Но мне она мила, читатель
дорогой,
Красою тихою, блистающей
смиренно.
* * *
Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя
прощальная краса -
Люблю я пышное природы
увяданье,
В багрец и золото одетые
леса!
* * *
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот
сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг
холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Часть занятия
по звукопроизношению
(индивидуальная работа)
ЦЕЛЬ
• Сопоставлять схему слова с названием предмета.
* * *
Логопед. Дети, вы научились составлять схемы слов типа СГС, СГСГ. Предлагаю найти на панно соответствующее слово – предмет и прикрепить его к слову ( дом, Таня, лиса, дети).
Коллективно проверяется выполнение, доказывая правильность или наличие ошибки.
Тема «Дружба» (индивидуальное
или подгрупповое занятие)
ЦЕЛИ
• Активизировать в речи слова: дружить, дружные, дружелюбные.
• Автоматизировать поставленные звуки.
* * *
Логопед. Дети, смотрите на панно «Зима». Чем занимаются дети?
Дети. Играют, катаются.
Логопед. Почему они решили играть и кататься вместе?
Дети. Интереснее, веселее.
Логопед. Кому из детей скучно? Почему?
Дети. Потому что он один.
Логопед. Кто из детей решил пригласить Танечку в свою компанию? Как можно его назвать?
Дети. Добрый, любит дружить.
Логопед. Какие знаете пословицы о дружбе?
Дети отвечают.
Чтение. Занятия подгрупповые
или индивидуальные
ЦЕЛИ
• Закреплять образ букв.
• Не назидательно поддерживать интерес к чтению у нечитающих детей.
• Упражнять в чтении читающих.
* * *
В индивидуальной работе тем детям, которые научились читать, дать карточки с написанными словами. Дети, прочитав, прикрепляют их к соответствующим предметам.
Когда на занятии идет конструирование букв, дети при затруднении встают, подходят к панно, обводят пальчиком букву (размер 5 см) и, возвращаясь, продолжают «строить» ее.
Тема «Весна» (часть лексико-
грамматического занятия)
ЦЕЛИ
• Упражнять в использовании сложносочиненных предложений с союзом а.
• Сравнивать явления природы, жизнь людей на двух панно: зима и весна.
* * *
Логопед. Растаял снег, на реке ледоход, на поле трактор пашет землю, прилетели перелетные птицы, люди надели весеннюю одежду, в лесу проснулся медведь. Зимой река была покрыта льдом, а весной на реке ледоход.
Тема «Весна»
(занятие по формированию
связной речи)
ЦЕЛИ
• Продолжать учить описывать природные и погодные явления, внешний вид людей.
• Связывать предложения в логической последовательности, грамматически правильно их оформляя.
* * *
Логопед. Рассмотрим подробности на панно «Весна»: солнце светит, снег тает, ручьи и лужи, проталины, на реке ледоход. Какая одежда на Танечке?
Дети отвечают.
А чем она занимается?
Дети отвечают.
В поле трактор пашет землю, за трактором ходят прилетевшие грачи.

После рассматривания логопед предлагает детям придумать рассказ по плану:
- какое время года на панно и доказать это;
- как Танечка собиралась на прогулку, во что оделась;
- что Танечка делает во дворе, ее настроение;
- что происходит в поле.
Пример рассказа. «Наступила весна. Солнце стало пригревать сильнее, снег стал таять, побежали ручьи. Около деревьев появились проталины. На реке треснул лед и льдины поплыли. Это ледоход.
Во дворе появились лужи, и Танечка решила попускать кораблик. Она оделась по-весеннему: легкая курточка, вязаная шапочка, резиновые сапоги, чтобы ножки не промочить. Пускает она кораблик и радуется весне. А в поле снега уже нет, трактор пашет землю, а за трактором ходят прилетевшие грачи – ищут червяков, долбят комки земли своими толстыми клювами. Хорошо весной!»
Работа воспитателей с панно
(по заданию логопеда)
Упражнения:
- называние на панно предметов указанного цвета, назначения, материала;
- название действий, выполняемых разными персонажами;
- продолжение предложения, начатого воспитателем;
- узнавание предмета или объекта по его описанию;
- составление предложений разных семантико-синтаксических структур;
- самостоятельное описание предметов или объектов по схемам-планам;
- сравнение предметов и объектов по существенным признакам.
Предметно-моделирующая деятельность
Воспитатель отражает содержание панно с помощью изобразительных средств. Дети дорисовывают рисунок в соответствии с содержанием. Воспитатель побуждает детей к разным способам изображения содержания панно (рисование, аппликация, рваная аппликация и т.д.).
Создаются коллективные композиции по панно и макет панно.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей / Сер. Физиология художественно-творческого и духовно-психического развития ребенка. Сергиев Посад, 1996.
Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий / Сер. Педагогика здорового ребенка. Сергиев Посад, 1996.
Базарный В.Ф. Методология и методика / Президентская программа «Дети России». СПб., 1995.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. СПб., 1995.
Базарный В.Ф., Уфимцева Л.М., Оладо Э.Я., Гуров В.А. Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах: Метод. рекомендации. Красноярск, 1989.
Попова А.И. Укреплять здоровье // Начальная школа. 1990. № 6.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск