Акименко В. М., канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии СГПИ, г. Ставрополь
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи. Опираясь на статистические данные отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод об их широкой распространенности у дошкольников.
Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.
Несмотря на достаточно полную и серьезную проработанность вопросов коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников, мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении по нескольким причинам.
1. Сложившиеся методики коррекции звукопроизношения не формируют у детей правильный образ положения органов артикуляционного аппарата. По нашему мнению, одна из причин этого заключается в упрощении обучения, которое вносит демонстративная наглядность (артикуляционный профиль, фотографии уклада, муляжи и т.д.), которая в силу своей эмпиричности (визуальные различия в положениях органов артикуляционного аппарата минимальны) не может способствовать созданию верного образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
2. Используемые наглядные средства не соответствуют задачам коррекционного обучения. Традиционно сложилось, что развитие фонематического слуха идет по линии слушания и говорения, но в силу его недоразвития, опираясь только на слух, трудно научить ребенка различать звуки. Здесь нужна также дополнительная «материализация» звука.
3. Дети с недоразвитием фонематического слуха испытывают особые сложности при подготовке к обучению грамоте, которые проявляются в трудностях анализа звукового состава слова. Предлагаемые способы «материализации» звука (фишки для обозначения гласных и согласных звуков) не помогают интонационному выделению звуков в словах, что приводит к их пропускам при анализе слова.
Таким образом, необходимо совершенствовать систему коррекционного обучения детей с нарушениями речи, искать новые эффективные методы обучения. К ним, например, относится моделирование, которое представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
Моделирование дает возможность изменить сам подход к во-
просу обучения и воспитания до-
школьников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования. Однако использование моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, на наш взгляд, не нашло достаточного применения.
Проведя анализ исследований по данной проблеме (В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, К.Е. Морозова, В.В. Налимова, И. Новика, В.А. Штоффа), мы сформулировали процедуру моделирования, в которую включили несколько этапов.
1. Изучение объекта исследования и выделение необходимых свойств и отношений.
2. Определение аналога модели и формулировка условий аналогии.
3. Выбор в качестве модели объекта, способного заместить оригинал. В соответствии с предложенной процедурой, мы изучили органы артикуляционного аппарата, принимающие участие в произнесении звуков, и определили аналог для гласных звуков:
- участие или неучастие губ;
- вибрация голосовых складок;
- свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель, а также согласных звуков:
- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
- способ артикуляции;
- место артикуляции;
- наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
- место резонирования.
Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции звуков, нами были разработаны специальные символы (рисунок).
Модели артикуляции, во-первых, должны содержать все перечисленные признаки звуков, во-вторых, быть свободными от связей и отношений, которые затрудняют познание артикуляции. Иначе говоря, необходимо, чтобы они были просты в использовании. Простота нужна как для большей доступности модели, так и для получения с ее помощью данных, которые нельзя получить при непосредственном изучении оригинала.
Нами разработаны модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения (приложение). Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запомнить и правильно провести коррекционную работу. Чем богаче и разнообразнее стимулы (средства, которыми мы располагаем для запоминания), чем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.
Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.
Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.
Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения, звукового анализа и синтеза, должны постоянно артикулировать звуки, уточнять положение губ, языка, работу голосовых складок и соотносить это с каждым знаком модели. А одним из самых ярких проявлений творческого саморазвития, умения самостоятельно мыслить, добывать знания можно назвать рефлексию. Развиваясь, рефлексивные навыки повышают общий интеллектуальный уровень ребенка, способствуют развитию мышления.
Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки преподавателей. Положительный результат от введения предлагаемой технологии появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Приложение
Модели артикуляции
Гласные звуки [а], [и], [о], [э], [ы], [у]
[А]. Рот широко открыт - на модели круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
[И]. Губы растянуты в улыбке - на модели горизонтальный, узкий прямоугольник. Воздуш ная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
[О]. Форма губ напоминает букву «о» - на модели вертикальный овал. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
[Э]. Губы растянуты, но имеют округление - на модели овал, расположенный по горизонтали. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
[Ы]. Губы растянуты, но не так сильно, как при произнесении звука [и] - на модели широкий прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
[У]. Губы вытянуты вперед «в трубочку» - на модели маленький круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
Дифтонги «я», «ё», «ю», «е»
«Я». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [а] - на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
«Ё». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [о] - на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
«Ю». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [у] - на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
«Е». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [э] - на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют - на модели колокольчик.
Согласные звуки [ф], [ф’], [в], [в’]
[Ф]. Глухой - на модели нет колокольчика, твердый, щелевой. Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха, верхняя губа слегка приподнята - фигура напоминает дугу, кончик языка отходит от нижних резцов - кружок ниже фигуры.
[Ф’]. Глухой - на модели нет колокольчика, щелевой. Мягкий - губы более растянуты, дуга длиннее по горизонтали, чем при произнесении звука [ф], кончик языка отходит от нижних резцов - кружок ниже фигуры.
[В]. Звонкий - на модели колокольчик, твердый, щелевой. Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха, верхняя губа слегка приподнята - фигура напоминает дугу, кончик языка отходит от нижних резцов - кружок ниже фигуры.
[В’]. Звонкий - на модели колокольчик, щелевой. Мягкий - губы более растянуты, дуга длиннее по горизонтали, чем при произнесении звука [в]. Кончик языка отходит от нижних резцов - кружок ниже фигуры.
Согласные звуки [ш], [ж], [ч], [ш’]
[Ш]. Глухой - на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, твердый. При произнесении звука «Ш» губы слегка выдвинуты вперед и округлены - на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.
[Ж]. Звонкий - на модели колокольчик, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены - на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.
[Ч]. Глухой - на модели нет колокольчика, переднеязычный (передненёбный), твердый. Аффрикат - на модели показано слияние двух звуков [т’] и [ш’].
[Ш’]. Глухой - на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, мягкий. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены - на модели круг. Кончик языка поднят к альвеолам (ниже, чем при произнесении звука [ш]), на модели стрелка короче, чем при произнесении звука [ш], и показывает движение языка вверх.
Согласные звуки [м], [м’], [б], [б’], [п], [п’], [н], [н’]
[М]. Сонорный - на модели колокольчик, смычно-проходной, губно-губной - на модели конфигурация губ в форме ромба, которая напоминает движение губ в момент образования звука. Носовой - черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.
[М’]. Сонорный - на модели колокольчик, смычно-проходной, губно-губной - на модели конфигурация губ в форме ромба, но они более растянуты по горизонтали, чем при произнесении звука [м]. Носовой - черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.
[Б]. Звонкий - на модели колокольчик, губно-губной, смычно-взрывной - на модели конфигурация губ в форме ромба, которая отражает движения губ в момент образования звука. Кончик языка у нижних резцов - кружок внизу ромба.
[Б’]. Звонкий - на модели колокольчик, губно-губной, смычно-взрывной. Мягкий - на модели ромб, отражающий конфигурацию губ в момент произнесения звука, но он более растянут по горизонтали, чем при произнесении звука [б]. Кончик языка у нижних резцов - кружок внизу ромба.
[П]. Глухой - на модели нет колокольчика, губно-губной, смычно-взрывной - на модели конфигурация губ в форме ромба, которая отражает движения губ в момент образования звука. Кончик языка у нижних резцов - кружок внизу ромба.
[П’]. Глухой - на модели нет колокольчика, губно-губной, смычно-взрывной. Мягкий - на модели ромб, отражающий конфигурацию губ в момент произнесения звука, но он более растянут по горизонтали, чем при произнесении звука [п]. Кончик языка у нижних резцов - кружок внизу ромба.
[Н]. Сонорный - на модели колокольчик, смычно-проходной, язычно-зубной. Губы разомкнуты - на модели небольшой овал в горизонтальном положении. Носовой - черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.
[Н’]. Сонорный - на модели колокольчик, смычно-проходной, язычно-зубной. Губы разомкнуты, но более растянуты по горизонтали, чем при произнесении звука [м], - на модели большой овал в горизонтальном положении. Носовой - черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.
Согласные звуки [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц]
[С]. Глухой - на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы растянуты - на модели прямоугольник. Кончик языка у нижних резцов - кружок под прямоугольником.
[С’]. Глухой - на модели нет колокольчика, переднеязычный, щелевой. Губы растянуты больше, чем при произнесении звука [с] - на модели прямоугольник длиннее. Мягкий - на модели над прямоугольником дуга, так как спинка языка выгнута. Кончик языка у нижних резцов - кружок под прямоугольником.
[З]. Звонкий - на модели колокольчик, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы растянуты - на модели прямоугольник. Кончик языка у нижних резцов - кружок под прямоугольником.
[З’]. Звонкий - на модели колокольчик, щелевой. Губы растянуты больше, чем при произнесении звука [з] - на модели прямоугольник длиннее. Переднеязычный, мягкий - на модели над прямоугольником дуга, так как спинка языка выгнута. Кончик языка у нижних резцов - кружок под прямоугольником.
[Т]. Глухой - на модели нет колокольчика, смычно-взрывной, язычно-зубной. Губы имеют нейтральное положение - на модели прямоугольник. Кончик языка у верхних резцов - кружок над прямоугольником.
[Т’]. Глухой - на модели нет колокольчика, смычно-взрывной, язычно-зубной. Мягкий - губы более растянуты, чем при произнесении звука [т] - прямоугольник по горизонтали длиннее. Дуга над прямоугольником обозначает подъем спинки языка.
[Д]. Звонкий - на модели колокольчик, смычно-взрывной, язычно-зубной. Губы имеют нейтральное положение - на модели прямоугольник. Кончик языка у верхних резцов - кружок над прямоугольником.
[Д’]. Звонкий - на модели колокольчик, смычно-взрывной, язычно-зубной, мягкий. Губы более растянуты, чем при произнесении звука [д] - прямоугольник по горизонтали длиннее. Дуга над прямоугольником обозначает подъем спинки языка.
[Ц]. Глухой - на модели нет колокольчика, переднеязычный, мягкий. Аффрикат - на модели показано слияние двух звуков [т] и [с].
Согласные звуки [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’], [й]
[Г]. Звонкий - на модели колокольчик, твердый. Заднеязычный, кончик языка отходит от нижних резцов - кружок внизу круга. Петля (вид на язык спереди) маленькая. Спинка языка поднимается для образования смычно-взрывного звука.
[Г’]. Звонкий - на модели колокольчик, средненёбный, смычно-взрывной - на модели петля, мягкий. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты - на модели овал.
[К]. Глухой - на модели нет колокольчика, заднеязычный. Кончик языка отходит от нижних резцов - кружок внутри круга, твердый. Петля (вид на язык спереди) маленькая. Спинка языка поднимается для образования смычно-взрывного звука.
[К’]. Глухой - на модели нет колокольчика, средненёбный, смычно-взрывной - на модели петля, мягкий. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты - на модели овал.
[Х]. Глухой - на модели нет колокольчика, заднеязычный, кончик языка отходит от нижних резцов - кружок внизу круга, твердый, щелевой. Петля больших размеров - образует с нёбом щель.
[Х’]. Глухой - на модели нет колокольчика, средненёбный, щелевой, мягкий. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты - на модели овал.
[Й]. Сонорный - на модели колокольчик. Губы растянуты в улыбке - на модели прямоугольник. Среднеязычный, кончик языка отходит от нижних резцов - кружок внутри прямоугольника.
Согласные звуки [р], [р’], [л], [л’]
[Р]. Сонорный - на модели колокольчик, дрожащий - на модели волнистая линия чуть выше середины, так как кончик языка находится у альвеол и совершает колебательные движения, твердый. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного - на модели круг.
[Р’]. Сонорный - на модели колокольчик, дрожащий - на модели волнистая линия чуть выше середины, так как кончик языка находится у альвеол и совершает колебательные движения, переднеязычный. Мягкий - спинка языка более поднята, чем при произнесении звука [р]. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного - на модели овал.
[Л]. Сонорный - на модели колокольчик, смычно-проходной, переднеязычный, твердый. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного - на модели круг. Кончик языка у альвеол - кружок вверху круга. Боковые края языка не смыкаются с коренными резцами - на модели фигура, напоминающая букву «л».
[Л’]. Сонорный - на модели колокольчик, смычно-проходной, переднеязычный, мягкий.
Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты - на модели овал. Кончик языка у альвеол - кружок вверху круга. Боковые края языка не смыкаются с коренными резцами - на модели фигура, напоминающая букву «л».