I. Организа-ционный этап | Приветствие и знакомство с детьми Эмоциональный настрой детей на занятие Активизация словарного запаса по лексической теме «Осень» Дид. игра «Назови признаки Осени» Танец «Осенние листья» Снятие эмоционального и мышечного напряжения Развитие тактильного восприятия Путешествие по осеннему лесу | Словесный метод (беседа, вопросы) Наглядный метод (показ слайда, демонстрация материла, наблюдение явлений природы) Игровой метод (создание игровой ситуации, эмоциональность) Игровой метод (эффект неожиданности) Наглядный метод (рассматривание ежа) | -Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться: меня зовут Ляйсан Жалиловна - Посмотрите, когда шла я к вам в гости, собрала красивый букет. Какой букет? А почему он называется осенним? - Назовите признаки осени Учитель-логопед предлагает обратить внимание на экран - Ребята, когда падают листья, они кружатся в танце, возьмите листочки в руки, я предлагаю вам потанцевать и покружиться как листочки Звучит музыка -Давайте, подбросим листочки и посмотрим на наш листопад -Ой, как много осенних листьев на земле, целая тропинка. Я вам предлагаю по этой дорожке отправиться в осенний лес - Вы слышите, как шуршать листочки под ногами? Учитель-логопедобращает внимание на шуршание листьев - Вы слышите, кто-то шуршит? - Ой, а кто это там спрятался? Учитель-логопед достает маленького ежика - Ежик как тебя зовут? (Шумка) Предложить повторить имя ежа - Ребята, ежик какой? -Что есть у ежика? -Наш ежик почему-то грустный Учитель-логопед слушает ответы ежа - Ребята, он говорит, что потерял маму и замерз, а ведь скоро станет совсем холодно, и он не успеет утеплить свою норку и обнять маму - Ребята, он совсем холодный, замерз, давайте поможем согреться ёжику и вместе сделаем массаж для лица, встаньте так, чтобы вам было удобно и меня с ежиком видно | - дети знакомятся с учителем-логопедом -осенний -осень, листья желтые, красные -идут дожди, хмурые тучи, листики желтеют и падают, птицы улетают в теплые края -под музыку дети кружатся, танцуют -идут по тропинке, устланной осенними листьями -дети шуршат - ёжик -дети повторяют имя ежика -колючий, маленький -нос, глаза, уши, лапки - да -дети стоят вокруг ежа, делают гимнастику для лица | осенний букет изображение «Осень» на слайде музыка «Осенний танец» тропинка из осенних листьев игрушка «ежик» |
II. Основной этап | Самомассаж «Ёжик колючий» Расслабление мышц лица Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» Закрепление умения правильно выполнять артикуляционные упражнения Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос» Развитие межполушарного взаимодействия Дифференциация звуков в изолированном произнесении звуков «С-Ш» Различение звуков «С» и «Ш» изолированно Артикуляционная характеристика звука «С» Определение положения органов артикуляции для звука «С» Артикуляционная характеристика звука «Ш» Определение положения органов артикуляции для звука «Ш» Дифференциация звуков «С-Ш» в слогах Различение звуков «С» и «Ш» в слогах Физ. минутка«Ёжик» Развитие общей моторики Развитие фонематического восприятия Дифференциация звуков «С-Ш» в словах Дид. игра «Разложи грибы» Различение звуков «С» и «Ш» в словах Дифференциация звуков «С-Ш» в предложениях Дид. игра «Исправь ошибки» Различение звуков «С» и «Ш» в предложениях Нейроигра «Сердечки» Развитие межполушарного взаимодействия Игровое упражнение «Помоги ежику утеплить жилье» | Словесный метод (чтение стихотворения) Наглядный метод (показ образца) Наглядный метод (показ образца) Практический метод (совместные действия учителя-логопеда и детей) Практический метод (совместные действия учителя-логопеда и детей) Наглядный метод (показ образца выполнения) Словесный метод (повторение за учителем-логопедом) Наглядный метод (показ картинки) Словесный метод (пояснение) Словесный метод (повторение за учителем-логопедом) Практический метод (совместные действия учителя-логопеда и детей) Практический метод (дид. игра) Словесный метод (объяснение учителя-логопеда) Наглядный метод (показ картины) Игровой метод (внезапное появление мамы-Ежихи) Наглядный метод (показ образца выполнения) Практический метод (индивидуальная работа детей, нейроигра) Словесный метод (объяснение) Практический метод (упражнение -оказание помощи) | Оттяну вперед я ушки, А потом назад. Ежик мой колючий Будет очень рад. Раз, два, три, четыре, Ушки отпустили Быстро щечки растираем И считать не забываем. Ну-ка, ежик, повтори, Щечки и себе потри! Чтобы ежик лучше видел, Стал внимательней, шустрей, Я волшебные очки Нарисую поскорей. Учитель-логопед читает стихотворение -Вот и согрелся наш ежик Ёжик благодарит детей Звучит звуки леса -Ребята, как хорошо в осеннем лесу, какой воздух, давайте глубоко подышим свежим воздухом! Делаем вдох носом и плавно выдыхаем ртом (3 раза), чувствуете запах шишек? -Ой, а шишек сколько ребята, соберем их? -А шишки необычные, они нам помогут сделать зарядку для языка, и научим ежика, подходите к столам -Ох и осень шалунишка, разбросала везде листья. Давайте их сдуем. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом -Ребята, что под листочками? -Они нам помогут сделать зарядку для языка и губ, а ты ежик смотри внимательно и запоминай! Учитель-логопед обращает внимание на осанку детей, достает из корзинки поочередно шишки с изображением названий гимнастик (улыбка, заборчик, блины, горка, щетка, вкусноеваренье, чашка). Упражнение «Улыбка» Ежик, ежик! Ты наш друг! Улыбнись ты всем вокруг! (Удерживает под счет до 6) Упражнение «Забор»: Из зубов заборчик строй- Ровный, белый, не косой! (Удерживает под счет до 6) Упражнение «Блины»: Ёж тебе напек блины, Очень вкусные они! (Удерживает под счет до 6) Упражнение «Вкусное варенье»: Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать Упражнение «Горка»: С горки весело кататься, Вниз лететь и не бояться! (Удерживает под счет до 6) Упражнение «Щетка»: По утрам, по вечерам Ежик чистит зубки сам. Вправо – влево, вправо – влево Чистит зубки он умело. Упражнение «Чашка»: Мы вот чашечку возьмем И в него чайку нальем. Угостим мы всех ребят, Ведь наш ежик очень рад! (Удерживает под счет до 6) Ёжик благодарит детей за то, что они научили его делать гимнастику для языка и губ -Ежик тоже хочет вас научить одной игре, она называется «Ухо-нос» Учитель-логопед благодарит ежика Раздаются звуки шум ветра, шелест листьев, учитель-логопед предлагает прислушаться - Как дует ветер в лесу? (ссс) - Как шумят деревья? (шшш) -Давайте вспомним, как правильно произносится звук «С»? (губы улыбаются, язык лежит за нижними зубами, струя воздуха холодная) Артикуляционная характеристика звука [С] по схемам-символам -А когда мы произносим звук «Ш»? (губы округлены, вытянуты вперед, а широкий язык поднят вверх чашечкой, струя воздуха теплая) Артикуляционная характеристика звука [Ш] по схемам-символам -Ветерок поет свои слоговые песенки, споем вместе: -са-са-са -со-со-со -cу-су-су Листочки падают и шуршат, повторите: -ша-ша-ша -шо-шо-шо -шу-шу-шу -Ребята, выходите на полянку, поиграем! Учитель-логопед предлагает встать в круг, и повторить движения за ним Ежик, ежик, где ты был? Долго по лесу бродил. Встретил белку и синичку, Мишку встретил и лисичку Всех, кого нашел в бору, Пригласил в свою нору. -Ребята, пока мы играли, ежик собрал много грибов. Давайте, мы их рассмотрим, подходите ближе. А грибы не обычные, если на них посветить фонариком проявляется картинка. Ежик вас просит разложить в туесок, те грибы у которых картинка со звуком «С», а в лукошко, те грибы, у которых картинка со звуком «Ш» Учитель-логопед объясняет, что такое туесок, лукошко (туесок со звуком «С», лукошко со звуком «Ш»), и предлагает включить фонарики направить луч света на гриб Грибы с картинками со звуком «С»: солнце, самокат, сова, лиса Грибы с картинками со звуком «Ш»: шапка, машина, шишка Ёжик благодарит ребят за то, что они правильно разложили грибы -Ребята наш ёжик Шумка совсем запутался, поможем ему составить предложение правильно? Учитель-логопед с детьмиподходят к мольберту, учитель-логопед читает предложение по картине Положили кашу в МИШКУ Угостили мёдом МИСКУ Ёжик благодарит ребят за то, что научили правильно составить предложение, появляется мама-Ежиха -Ребята, ежик Шумка так обрадовался и решил сделать подарок для мамы. Вы ему поможете? Посмотрите на картинку, что решил ежик подарить маме? Учитель-логопед предлагает пройти за столы -А чтобы сделать их красивыми, ежик предлагает выложить сердечки кедровыми орешками. Выкладывать орехи надо двумя руками одновременно. Учитель-логопед показывает, как двумя руками одновременно выкладывать орешки на мольберте, поделки оставляют маме-Ежихе -Ребята, ёжик говорит «спасибо», но им пора в норку, потому что скоро наступит зима Ёжик и мама-ежиха прощаются. -Ребята, а давайте утеплим листьями норку, чтобы им было тепло и мягко. Подойдите к норке и прикрепите листья. Учитель-логопед предлагает взять бумажные осенние листья и прикрепить их к норке | -дети, взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад -дети указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках -дети массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз -дети дышат глубоко -да -да -дети собирают шишки в корзину -дети делают вдох носом, сильный выдох ртом -зеркала -дети выполняют артикуляционную гимнастику, смотрят в зеркало -детишироко улыбаются, растягивая губы -дети выполняют упражнение «Забор» -дети выполняют упражнение «Блины» -дети широко открывают рот. Облизывают широким языком верхнюю губу, затем нижнюю -дети выполняют упражнение «Горка» -дети выполняют упражнение «Щетка» -дети открывают рот, высовывают язык, загибая боковые края и кончик языка вверх -дети повторяют за учителем-логопедом - ссссссс - шшшшшшш - губы улыбаются, язык за нижними зубами, холодный воздух - губы в трубочке, язык на вверху, теплый воздух - са-са-са -со-со-со -cу-су-су -ша-ша-ша -шо-шо-шо -шу-шу-шу -повороты головой в сторону, руки на поясе -маршируют на месте -скачут как белочка, машут крыльями -шагают как медведь и имитируют движения хвостиком -шагают на месте -дети подходят к учителю-логопеду -солнце, самокат, сова, лиса -шапка, машина,шишка, -да -дети исправляют ошибки -миску -мишку -да -сердечки -дети одновременно выкладывают кедровые орешки на пластилиновую основу -дети прощаются с ежиком и мамой Ежихой -дети утепляют норку | шишки индивидуальные ручные зеркала картинка «Артикуляционная характеристика звука «С» картинка «Артикуляционная характеристика звука «Ш» музыка «Ежик» индивидуальные фонари предметные картинки Карточка «Исправь ошибки» мама-Ежиха пластилин, картон, кедровые орешки листья из фетра |