Ковайкина Е.В., учитель-логопед ДОУ № 1883, Москва
Предлоги (служебные слова) помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений. При нормальном развитии речи предлоги появляются после всех знаменательных частей речи. Их появлению предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всего появляются предлоги в их первичном значении – обозначении пространственных отношений, которые с развитием речи все больше и больше детализируются. Затем предлоги начинают употребляться в других значениях: времени, цели, причины и т.д.
У детей с общим недоразвитием речи имеется период, в течение которого все предлоги опускаются. В дальнейшем они появляются при недостаточно развитом глагольном управлении. Особенно трудно усваиваются значения предлогов цели, времени, отношения к объектам. Поэтому дети долго могут то опускать предлог, то употреблять его. Например, предлог в может быть усвоен в значении «внутри» (в ящике, в кармане и т.д.). Однако ребенок может сказать: «Хочу играть прятки», так как этот предлог еще не усвоен в другом значении, т.е. в структуре предложения сохраняется порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами – налицо резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.
Особенно большую трудность для детей с общим недоразвитием речи представляют инвертированные и пассивные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объективными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания, на поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами.
Таким образом, необходима тщательная и систематизированная коррекционная работа по формированию предложных конструкций.
По нашим наблюдениям, слишком ранняя логопедическая работа, направленная на вычленение предлога из словосочетания как самостоятельной единицы речи, ведет к большой путанице значений предлогов. Это можно исправить длительными занятиями, опираясь на естественный процесс их усвоения детьми. На ранних этапах логопедической работы целесообразна такая методика обучения, при которой внимание детей направляется на правильное употребление падежных окончаний. Логопед во всех предложных конструкциях должен подводить ребенка к употреблению предлога по аналогии, неод-нократно задавая вопросы типа: на чем? в чем? под чем? у кого? и т.д. С этой же целью можно давать двустишия для заучивания, в которых предлог попадает в размер стиха, что способствует его лучшему вычленению и запоминанию. Если на этом этапе работы вместо предлога дети начинают произносить гласные а, у или двугубный в («а тале» – на столе, «а туле» – на стуле, «у камани» – в кармане и т.д.), то это уже говорит о начале усвоения предлога.
Только после того, как будет достаточно развито глагольное управление, можно начать работу непосредственно по вычленению предлога из словесного состава речи. Так как дети с нарушениями речи часто воспринимают его как часть слова, то игры, предлагаемые им на занятиях для усвоения предлогов, должны быть организованы так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что он, хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово; замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие предметов.
Предлагается изучать предлоги в следующей последовательности: В, НА, К, ПОД, НАД, У, С (СО), ПО, ДО, ЗА, БЕЗ, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.
В связи с тем, что детям с общим недоразвитием речи легче строить предложения с наглядной опорой, целесообразен следующий порядок работы формирования падежных конструкций.
1. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает детям образец высказывания логопеда.
2. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца высказывания логопеда.
3. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по самостоятельному действию ребенка. Логопед дает поручение ребенку, тот его выполняет, составляя предложение о своем действии, используя изучаемый предлог.
4. Составление словосочетаний и предложений с предлогами с наглядной опорой в виде предметов, картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними.
5. Составление словосочетаний и предложений с предлогами со словами, предложенными логопедом.
На каждом занятии полезно использовать наглядный материал, помогающий контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышающий их активность.
Например, на занятии по теме «Предлог НА» дети составляют предложения по фронтальному (общему для всех) наглядному материалу, разбирают рассказ, картинки к которому выставлены на доске. Как проверить, все ли усвоили материал, все ли могут правильно составить предложение с предолгом НА по незнакомой картинке, для всех ли понятны пространственные отношения, выраженные предлогом НА?
Для этого на заключительном этапе занятия каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом НА. И логопед, тратя на данном этапе занятия 3-4 мин, сможет проконтролировать эффективность своей работы и безошибочно определить не усвоивших тему.
Таким образом, наличие четкой системы коррекционной работы и тщательный контроль над усвоением знаний способствует освоению детьми с общим недоразвитием речи правильной системы предложных конструкций.
Конспект подгруппового занятия (средняя группа)
Тема «Дифференциация
предлогов В, НА, ПОД»
ЦЕЛИ
• Общеобразовательные:
- учить дифференцировать предлоги В, НА, ПОД с наглядной опорой;
- ввести предлоги В, НА, ПОД в речь детей;
- закрепить в речи имена существительные с обобщающим значением «одежда».
• Коррекционные:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать зрительную память.
• Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные свойства;
- воспитывать аккуратность и самоконтроль.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Предметные картинки.
2. Большая кукла.
3. Игрушечные кровать, шкаф, стул, чемодан.
4. Коробочки.
В ходе занятия логопед голосом акцентирует предлоги, содержащиеся в вопросах.
* * *
Дети заходят в группу и встают около стульчиков.
Логопед. Ребята, ночью прилетала Фея и положила для каждого из вас подарок. Найдите его глазками. (Вы-кладывает коробочки с подарками под столом, на стуле, под стулом, на столе.)
Дети находят.
Составление словосочетаний
и предложений с предлогами
по следам демонстрируемого действия
С каждым ребенком отрабатывается место нахождения его коробочки.
Логопед. Даша, под чем стоит твоя коробочка?
Даша. Моя коробочка стоит под стулом.
Логопед. На чем твоя, Кирюша?
Кирюша. Моя коробочка на столе.
Логопед. Возьмите коробочки в руки и сядьте на место. Посмотрите, что спрятано в коробочке.
Дети открывают коробочки и рассматривают, что лежит внутри нее.
Логопед. Коля, в чем лежит твой слоненок?
Коля. Мой слоненок лежит в коробочке.
У каждого ребенка уточняется нахождение его подарка.
Логопед. Уберите сюрпризы в коробочки. Положите их на поднос.
Поднос с коробочками уносится.
Ребята, к нам пришла кукла Маша-растеряша. Вечером она раздевалась, всю одежду разбросала. (Прячет куклу за ширму.) Что на Маше было одето? (Раздает карточки с изображением одежды.)
Дети перечисляют названия одежды.
Утром Маша стала искать свою одежду. Дети, покажите, как Маша искала одежду.
Дети по очереди читают стихо-творение и ищут вместе с куклой Машей одежду.
Ищет вещи Маша, Маша – растеряша.
И на стуле нет, (Ребенок подходит к стулу.)
И под стулом нет, (Смотрит под стулом.)
И в шкафу нет, (Заглядывает в игрушечный шкаф.)
И под шкафом нет, (Смотрит под шкафом.)
На кровати нет, (Глядит на кровать.)
Под кроватью нет. (Высматривает под кроватью.)
Вот какая Маша, Маша-растеряша. (Разводит руками.)
Логопед. Ребята, куда надо складывать одежду?
Дети. Вечером одежду надо аккуратно сложить на стуле или повесить в шкаф.
Составление словосочетаний
и предложений с предлогами
по самостоятельному действию ребенка
Логопед. Перед вами коробка и чемодан. Егор, положи носки в коробку.
Ребенок берет картинку, на которой изображены носки, и кладет ее в коробку.
Логопед. Где лежат носки?
Дети. Носки лежат в коробке.
Логопед. Машенька, спрячь кофту под чемодан.
Ребенок берет картинку, на которой изображена кофта, и прячет ее под чемодан.
Логопед. Где лежит кофта?
Дети. Кофта лежит под чемоданом.
Каждому ребенку логопед дает персональное задание, а затем задает вопрос, где находится его картинка.
Составление словосочетаний
и предложений с предлогами
с наглядной опорой в виде предметов, картинок
«Выходит» одетая кукла Маша.
Кукла Маша. Ребята, спасибо, что вы помогли мне искать одежду. Я приготовила для вас сюрприз. (Показывает карточки, на которых изображены: ваза на столе, тапочки под кроватью, ложка в стакане и т.п.)
Кукла Маша. Дети, выберите карточку. Лена, что на ней нарисовано?
Лена. У меня нарисован сыр.
Кукла Маша. Сыр лежит где?
Лена. Сыр лежит в тарелке.
Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.
Подведение итогов
Логопед оценивает работу каждого ребенка.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1996.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 2000.hhim-nedorazvitiem-rechi