«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Преемственность в речевой работе детского сада и семьи

24 сентября, 2006 Рубрика: Презентация опыта Монахова Т.В.

Монахова Т.В., учитель-логопед ДОУ № 1544, Москва
Понятия «предупреждение», «профилактика» рассматриваются с педагогических позиций (Г.А. Каше, 1965). Новый взгляд на первичные нарушения речи и вторичные последствия стимулировали появление новых методик коррекционного и преду-
предительного логопедического воздействия для специальных детских садов, школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако продолжения это важное направление логопедии не получило: не было методики работы для детского сада общего типа, системы помощи детям в семье.
В 1960-е гг. выделился медицинский аспект профилактики, появилось понятие «фактор риска», под которым понимался широкий спектр неблагоприятных биологических и социальных факторов, вызывающих различные отклонения в развитии ребенка. Для решения нашей проблемы мы считаем главным изучение социально-психологических факторов риска: неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, невысокий культурный уровень окружающих, педагогическая некомпетентность родителей и др.
В отечественной педагогике определены разнообразные формы, методы и задачи работы дошкольных учреждений с семьей (Р.Л. Голубева, 1988). Многие авторы поднимали вопросы подготовки детей к школе в семье: обогащение речи старшего дошкольника, исправление недостатков звукопроизношения, ознакомление со звуковым составом слова, чтение книг (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, 1979; А.И. Максаков, 1978, 1988; Г. Тумакова, Т. Маркова, 1979).
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Для родителей нами была разработана анкета (см. приложение). Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в школьном обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.
После обработки анкет целесообразно провести с родителями занятие-консультацию по обучению их проведению с детьми артикуляционной гимнастики, где учитель-логопед сначала сам, а потом с ребенком или подгруппой детей продемонстрирует артикуляционные упражнения.
Проведение с детьми артикуляционной гимнастики
Занятие-консультация для родителей
Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастике, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Первый комплекс включает упражнения, необходимые для формирования четкого, правильного произношения всех звуков: «Окошко», «Месим тесто», «Заборчик», «Дудочка», «Блинчик», «Часики», «Орешки», «Слоник пьет», «Шарик».
Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков [с], [з], [ц]. При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильная воздушная струя идет посередине языка: «Чистим зубы», «Горка», «Киска сердится», «Загнать мяч в ворота».
Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]. При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье».
Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков [л], [л’]. При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: «Поймаем мышку», «Пароход гудит», «Качели».
Пятый комплекс направлен на постановку и автоматизацию звуков [р], [р’]. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе: «Барабанщик», «Маляр».
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции (первый комплекс).
В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. Здесь так же используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются (первый и второй комплексы).
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одного положения на другое (первый, третий, четвертый и пятый комплексы).
В подготовительной к школе группе берут упражнения на дифференциацию различных звуков с учетом последовательности развития у детей артикуляционного аппарата (все перечисленные комплексы).
Приложение
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка ___________________________
2. Дата рождения _________ ___________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ______________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___________________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___________________________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) _______________________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? _______________


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск