Панферова И.В., учитель-логопед; Филиппова Л.Н., учитель-логопед; Кулаковская В.И., канд. психол. наук, педагог-психолог МДОУ № 866, г. Мытищи Московской обл.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.
В МДОУ д/с № 866 «Семицветик» функционируют шесть групп, из них две логопедические, которые посещают дети старшего дошкольного возраста. Помимо воспитателей работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и воспитатели-специалисты по развитию элементов логического мышления и фольклору. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми логопедических групп. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.
Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционной работы.
Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФНР, ОНР). Даже у детей с ФФНР наблюдаются некоторые отставания в лексико-грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико-грамматичес кое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования был выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. Поэтому работа над лексикой остается за воспитателем, а задания по развитию речи берет на себя логопед. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
В задачу воспитателя также входит закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.
Обследование детей логопедических групп показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности. Это подтверждают как результаты логопедического обследования, так и результаты диагностики педагога-психолога. Большую помощь в формировании познавательной активности оказывает воспитатель-специалист по развитию элементов логического мышления. Педагог-психолог и учитель-логопед дают рекомендации по коррекции познавательной и речевой деятельности у каждого ребенка, и на основе изучаемой лексической темы специалист по логике предлагает детям специально подобранные логические задания. Таким образом, формируются устойчивое внимание, его переключение и распределение, обогащается чувственный опыт, развиваются все виды восприятия, в том числе и фонематическое. Все это служит базой для формирования мышления и речи.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки – ладушки» – для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки – для закрепления звука [л].
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.
Коллектив детского сада постоянно ищет новые формы работы с детьми. С этого учебного года с целью обогащения их эмоционально-двигательного опыта были введены занятия по детской хатха-йоге, которые проводит педагог-психолог. Они направлены на развитие дыхания, концен-трацию и эмоциональное равновесие у детей. Практика йоги помогает также развить координацию, укрепить внутренние органы, улучшить общее состояние.
Логопед и другие специалисты ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:
- учитывается структура нарушения;
- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;
- всесторонне развивается личность дошкольника.
Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Предлагаем читателям разработку логопедического занятия, составленного логопедом и педагогом-психологом ДОУ № 866 для старшей группы.
Путешествие в страну
гласных звуков
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о].
• Учить определять гласный звук в начале и середине слова.
• Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
• Развивать зрительное, слуховое восприятие.
• Развивать межполушарное взаимодействие.
• Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
ОБОРУДОВАНИЕ
Красные галстуки по количеству детей; кукла в коляске; демонстрационный материал «Дорожка для Колобка»; аудиокассета с записью произведения С.С. Прокофьева «Петя и волк»; красный мяч, предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками(по количеству детей); символы гласных звуков (демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал); звуковые линейки; картинки с изображением эмоционального состояния; «звуковые дорожки» – индивидуальные карточки с изображением чередующихся символов гласных звуков; «говорящая азбука»; игрушки (собака, кошка, мышка).
Организационный момент -
миогимнастика
Логопед. Дети, давайте повяжем друг другу красные галстуки, посмотрим и удивимся.
Мы умеем удивляться!
Дети удивленно поднимают брови.
Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады.
Дети улыбаются.
К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим наши брови.
Дети нахмуривают брови.
А теперь повторим еще раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Сообщение темы занятия
Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные галстуки. А почему мы выбрали именно красные галстуки?
Дети. Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Логопед. Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!
Соотнесение гласных звуков
с конкретным образом
Неожиданно появляется плачущая кукла.
Логопед. Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы ее успокоить?
Дети. Гласный звук [а].
Логопед предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [а].
Логопед. Посмотрите, кто это катится по дорожке? (Обращает внимание детей на появившуюся картинку.)
Дети. По дорожке катится Колобок.
Логопед. Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок?
Дети. Гласный звук [и].
Логопед вызывает одного ребенка, который двигает фигурку Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [и].
Далее звучит фрагмент из произведения С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Логопед. Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок.
Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку.
Как вы думаете, что делает волк?
Дети. Идет, воет…
Логопед. Какой гласный звук ему подходит?
Дети. Гласный звук [у].
Логопед. Давайте покажем, как волк идет и воет.
Дети изображают волка и произносят звук [у].
Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь.
Дети изображают медведя и длительно произносят звук [о].
Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили.
Дети. Гласные звуки [а], [у], [и], [о].
Логопед. Как называются эти звуки?
Дети. Гласные.
Логопед. Чем они отличаются от согласных?
Дети. Их можно петь и тянуть.
Формирование направленного длительного выдоха
Логопед. Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками.
Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.
Это задание проводится в виде игры с мячом. После выполнения дыхательного упражнения один ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?» Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово. Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.
Соотнесение гласных звуков
со зрительным символом.
Закрепление умения придумать слово на заданный звук
Логопед. Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом.
Дети подходят к доске, где выставлены символы гласных звуков, и помещают картинку рядом с нужным символом.
Логопед. А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.
Логопед называет ряд слов, начинающихся с одного гласного звука, а дети придумывают новые слова. Например: аист, автобус, Африка, апельсин и др.
Кинезиологическая гимнастика
(комплекс упражнений,
развивающих межполушарное взаимодействие)
Логопед. Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Сначала натянем «умную шапку». (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
Покажем «умную сову». (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.
Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок
Логопед. Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три братца. Похожи ли они?
На доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков с различным эмоциональным состоянием – радость, грусть, испуг. Дети определяют, чем они похожи и чем отличаются.
Давайте повторим следующие чистоговорки:
У-У-У – Я домой пойду!
О-О-О – Вот мое пальто!
А-А-А – Спать уже пора!
Угадайте, кто из изображенных мальчиков мог так сказать.
Дети отвечают и сами пытаются подобрать к этой чистоговорке нужную интонацию.
Развитие мелкой моторики
Логопед. Наши приключения еще не закончились. Посмотрите, тут Снеговик ждет от нас помощи. Он должен отнести письмо Деду Морозу, да только тропинка заколдована.
Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.
Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук.
Один ребенок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом аналогично левой рукой.
Определение гласного звука
в середине слова
Появляется Звукоежка.
Звукоежка. А, не ждали?! Наконец-то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте.
Звукоежка передает письмо логопеду.
Логопед. Дети, послушайте, что в нем написано.
Эта добрая собачка
Нам отправила письмо.
Пишет нам, что Звукоежка
Лишил голоса ее.
Кошка Мурка замолчала,
Слышно только «мр» да
«мр».
А мышонок пискнул
только,
А потом совсем притих.
Что же это ты натворил, Звукоежка?
Звукоежка. А я взял да и съел все гласные!
Логопед. Дети, давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака?
Дети. Собака лает: гав-гав-гав.
Логопед. Какой гласный звук слышится в ее крике?
Дети. Звук [а].
Дети ставят символ звука [а] (в середине слова).
Логопед. Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени?
Дети. Звук [и].
Логопед. А почему кошка перестала мурлыкать?
Дети. Потому что Звукоежка съел звук [у].
Дети ставят символ звука [у] в середине звуковой линейки.
Логопед. Молодцы, ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и вороне. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Очень важные звуки.
Развитие произвольного
внимания и пространственной ориентировки
Логопед. А теперь, ребята, мы Звукоежке загадаем загадку: «Найди части лица, в названии которых есть звук [o]».
Звукоежка. Ой, ребята, помогите мне!
Дети. Лоб, рот, нос.
Логопед. А теперь повторяйте все за мной, да смотрите – не ошибитесь. Покажите указательным пальцем правой руки лоб, нос, рот.
Задание проводится в виде игры. Логопед несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Итог занятия
Звукоежка (прощается). Молодцы, ребята, за ваши познания подарю-ка я вам «говорящую азбуку». Звуки вы произносите хорошо, а теперь пора вам и буквы изучать.
Логопед. А мы и буквы знаем.
Дети по беззвучной артикуляции логопеда отгадывают гласный звук и находят соответствующую букву на азбуке.
Логопед интересуется у ребят, понравилось ли им путешествие.