Левина Е.В., учитель-логопед ДОУ, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Учить детей выделять в предложениях и правильно употреблять предлог из-под, уточнить его пространственное значение.
- Закреплять умение анализировать предложение, выполнять его схему.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Игрушечные снеговик, деревья, снежинки, мебель.
2. Схемы предложения (индивидуальные), сюжетные картинки.
3. Аудиозапись с шумом ветра, магнитофон.
ПОДГОТОВКА
1. Дети знакомятся с предлогами в, на, под, к, с, из.
2. Воспитатель проводит беседу о зимнем лесе.
3. Делаются упражнения по анализу предложений, выполняются их схемы.
* * *
Организационный момент
Дети сидят в группе. Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит снеговика.
Логопед. К нам из зимнего леса прибежал снеговик. Там случилась беда. (Включает аудиозапись с шумом ветра.) Налетел северный ветер, унес снежинки, и теперь деревья замерзают без снега. Как вы думаете, почему так получается?
Дети. Снег служит деревьям покрывалом, он сохраняет тепло.
Психогимнастика
Логопед. Представьте, как холодно деревьям и холодно нам.
Дети напрягают мышцы всего тела.
Приятно вам чувствовать холод?
Дети. Нет.
Логопед. Что надо делать, чтобы согреться?
Дети. Нужно двигаться. (Выполняют несколько энергичных движений.)
Логопед. Мы согрелись, а теперь необходимо помочь зимнему лесу. Как же мы поступим?
На ковре лежит большая снежинка, на ней написано послание от ветра.
(Читает послание.) «Для того чтобы снежинки прилетели обратно, нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ я буду возвращать на деревья снежинки».
Повторение пройденного
Логопед. А вот и первое задание. Вспомните и назовите предлоги движения.
На наборное полотно выставляются схемы предлогов к, из, с.
Составьте предложение по картинкам, используя эти предлоги.
Трое детей получают картинки с изображениями котенка, медвежонка и бельчонка.
Какой предлог использовал Дима в предложении?
Дима. Предлог к. Котенок подбежал к мальчику.
Логопед. Теперь послушаем Настю.
Настя. У меня предлог из. Медвежонок вышел из леса.
Логопед. А что получилось у Вани?
Ваня. Я использовал предлог с. Бельчонок спрыгнул с пенька.
После выполнения задания логопед дает детям несколько снежинок, чтобы они повесили их на деревья.
Введение в тему
Логопед (берет большую снежинку). Ребята, ветер прислал нам загадку о том, где спрятаны снежинки, а подсказкой будет схема предлога под. (Выставляет схему на наборное полотно.)
Под крышей четыре ножки,
На крыше суп да ложки.
Дети. Это стол.
Логопед. Ребята, где нам надо искать снежинки?
Дети. Под столом. (Достают снежинки.)
Логопед. Так где ветер спрятал снежинки?
Дети. Под столом.
Логопед. Откуда вы достали снежинки? Можно сказать, что из стола? Можно сказать, что со стола?
Дети. Нет.
Логопед. А как сказать правильно? Давайте вместе подумаем. Где находились снежинки?
Дети. Под столом.
Логопед. Что мы сделали, когда нашли снежинки?
Дети. Мы их взяли, подняли.
Логопед. Здесь соединяются два предлога. Предлог под и еще какой-то предлог движения. Давайте попробуем их соединить и решим, как же сказать правильно. (Соединяет схемы предлогов и предлагает детям варианты ответов.) Мы достали снежники к-под (из-под, с-под) стола.
Дети выбирают верный ответ.
(Показывает схему нового предлога и объясняет его значение.) Когда предмет находится под чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог из-под.
Динамическая пауза
Логопед предлагает детям вымести снежинки из-под стола, стула, шкафа. Дети имитируют соответствующие движения. Затем каждый из них рассказывает, из-под чего выметал снежинки.
Закрепление нового материала
На столе перед детьми стоит набор детской мебели.
Логопед. Пока мы знакомились с новым предлогом, северный ветер распахнул форточку и спрятал снежинки под чем?
Дети. Под мебелью.
Логопед. Каждый из вас должен достать снежинку и рассказать, откуда ее достал. А какой предлог поможет нам в этом?
Дети. Предлог из-под. (Выполняют задание и украшают снежинками деревья.)
Работа по индивидуальным карточкам
Дети составляют предложения по индивидуальным карточкам, проверяя, правильный ли предлог они употребили. Схема предлога закрыта карточкой, и дети открывают ее только после озвучивания своего предложения. После каждого верного ответа логопед украшает дерево снежинкой. Два-три предложения разбираются подробно, и к ним выполняется схема. Один ребенок работает у фланелеграфа.
Логопед. Ребята, а зачем нужны предлоги? (Убирает из схем фишку, обозначающую предлог.) Попробуйте повторить предложение без предлога.
Дети. Мяч выкатился… стола. И т.д.
Логопед. Вам понятно, о чем рассказывает это предложение?
Дети. Нет.
Логопед. Значит, мы можем сделать вывод о том, что предлоги помогают понять предложение, помогают дружить словам в предложении.
Работа по подгруппам
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает панно с фрагментами сюжетов. Необходимо из шести сюжетов выбрать те, по которым можно составить предложения с предлогом из-под, и подставить к картинке его схему. После выполнения задания проводится взаимопроверка. Команды получают снежинки и украшают ими деревья.
Итог занятия
Логопед. Ребята, посмотрите, все деревья укутаны снегом. Теперь им не страшен мороз. Какой предлог помог нам справиться с заданиями? Какое задание было самым трудным? А самым интересным? Для чего нужны предлоги?
Дети отвечают на вопросы.
Психогимнастика
Логопед. Дети, деревьям теперь тепло и уютно, они не замерзнут зимой. Мы сейчас возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, улыбнемся друг другу.
Дети выполняют задание.