Царевская Е.Г., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 2, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- закрепление знаний о речевых единицах (звуке и букве, слоге, слове, предложении, тексте).
- Коррекционно-развивающие:
- развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия);
- обогащение и активизация словаря по теме «космос»;
- развитие творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.
- создание ситуации успеха;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- повышение речевой активности.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Для украшения класса: звездочки, изображение солнышка, шарики, выставка рисунков детей «Жители других планет» и «Проекты космических кораблей».
2. Для зрителей: сигнальные карточки красного и зеленого цвета.
3. Атрибуты костюма инопланетянина.
4. Эмблемы для экипажа космического корабля.
5. Билеты для экзамена, магнитная доска, цифры и буквы, маршрутные листы, слоги на магнитах, карточки со словами, зашифрованная пословица, изографы «аист, страус, курица, сорока», буквы для слова «шоколад», призы и дипломы участникам.
6. Магнитофон, музыкальные записи: группа «ППК» («Переза-
грузка»).
В мероприятии участвуют учащиеся 2-го класса, посещавшие в течение года логопедические занятия. Они составляют команду космического корабля. Зрители – также ученики 2-х классов – по желанию представляют на выставку рисунки.
* * *
Организационный момент
Логопед. Дорогие ребята, уважаемые гости! Совсем недавно, 12 апреля, мы говорили о первом полете человека в космос. А сегодня я предлагаю вам совершить космическое путешествие. В начале учебного года в нашу школу пришло письмо: «Дорогие ребята, приглашаем вас на нашу планету Словесность. Обещаем много приятных сюрпризов». Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? Кто живет на планете Словесность?
Дети высказывают предположения.
На планете Словесность живут звуки и буквы, слоги, слова, предложения, а также увлекательные истории, которые вы сможете сочинить сами. Это письмо я отложила до весны, потому что к путешествию нужно хорошо подготовиться. Несколько месяцев вы изучали русский язык, учились читать и писать без ошибок, грамотно и красиво выражать свои мысли, а также изобретать, фантазировать, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня вам понадобятся не только знания, но еще собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Вы согласны отправиться в путешествие?
Дети. Да!
Основная часть
Повторение изученного
о звуках и буквах
Логопед. Для полета нам нужен экипаж. Команда нашего космического корабля готовилась к полету не только на уроках, но и логопедических занятиях. Чтобы стать космонавтами, им придется сдать экзамен, ответить на вопросы о звуках и буквах.
Учащиеся по очереди берут билеты, читают вопрос и отвечают на него.
1. Чем отличается звук от буквы? Сколько букв в русском алфавите?
2. Сколько в русском языке гласных звуков? Назови их. А сколько гласных букв?
3. Какие согласные звуки всегда твердые?
4. Какие согласные звуки всегда мягкие?
5. Какая буква не обозначает звука? Для чего она пишется в словах? Назови два таких слова.
Зрители оценивают ответы с помощью сигнальных карточек. Сдав экзамен, учащиеся вступают в команду космонавтов, получают эмблему, занимают место на космическом корабле, где указана их должность: капитан, штурман, инженер-механик, помощник капитана по хозяйственной части, врач. Каждый ученик коротко рассказывает о своих обязанностях на корабле.
Дети. Капитан принимает важные решения. Инженер-механик устраняет неполадки. И т.д.
Звуковой и слоговой синтез слов
Логопед. Ребята, пришла пора узнать, как называется наш корабль. Расставьте буквы, как показывают цифры. Это задание для капитана.
3 5 4 2 6 7 1
Р У Т О Н А Ф
Читаем название хором.
Дети. «Фортуна»!
Логопед. Фортуна – значит удача. Пусть нас в пути всегда сопровождает удача.
Стук в дверь. Входит инопланетянин.
Инопланетянин. Здравствуйте! Это вы, ребята, собрались в космическое путешествие?
Логопед. Мы. А вы кто, уважаемый инопланетянин? Как вы попали в нашу школу?
Инопланетянин. Я прилетел с планеты Ошибок. Целый год я учился в первом классе, умею читать и писать, а моя самая заветная мечта – попасть на планету Словесность и найти друзей. Возьмите меня с собой!
Логопед. Возьмем, ребята? А ведь мы даже не знаем твоего имени. Как нам тебя называть?
Инопланетянин. Попробуйте узнать мое имя. Я написал его, да по дороге уронил, и слово разбилось на части, как метеорит на осколки. (Достает слоги из кармана.) Расставьте слоги по местам.
Логопед. В нашем экипаже есть инженер-механик. Он и устранит неполадки в твоем имени.
После выполнения задания дети читают имя инопланетянина.
Дети (хором). Капитошка!
Логопед. Какое у тебя замечательное ласковое имя! А сколько же тебе лет, Капитошка?
Инопланетянин. А вот вам еще загадка. Возьмите мои маршрутные листы. (Раздает каждому космонавту.) На них необычные созвездия букв. Сосчитайте все буквы А, отнимите 3, и вы узнаете, сколько мне лет.
Логопед. Кто же быстрей определит возраст Капитошки?
Дети. Ему семь лет.
Логопед. Принимаем тебя на наш космический корабль пассажиром. Занимай свое место.
Слоговой анализ слов
Логопед. Пора собираться в дорогу.
На доске висят таблички: 1-й отсек, 2-й отсек, 3-й отсек.
Как нам распределить в отсеки слова сок, вилка, фонарик?
Учащиеся предлагают свои версии.
Подводим итог: в 1-м отсеке слова в 1 слог, во втором – в 2 слога, в третьем – в 3. Кто отвечает за хозяйство на корабле?
Помощник капитана по хозяйственной части распределяет по отсекам слова на доске. Зрители оценивают работу сигналами, называют, какие еще предметы можно поместить в отсеки.
Как можно назвать одним словом предметы 1-го отсека, 2-го?
Дети отвечают.
Какие предметы настоящие космонавты не берут в полет? Почему?
Дети отвечают.
Чтобы корабль мог взлететь, нужно знать пароль. Найдите общее окончание всех слов и впишите слово в клетки. (В случае затруднений обращает внимание детей на подсказки – нарисованные «ели».)
Вписываем в клетки пароль и читаем слово.
Активизация словаря.
Взлет космического корабля
Логопед. Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажу космического корабля «Фортуна» занять свои места!
Экипаж. Есть занять места!
Логопед. Доложить о готовности к путешествию!
Экипаж. Капитан корабля Задорожный Ефрем к полету готов! И т.д.
Инопланетянин. Новый русский инопланетянин Капитошка к полету готов!
Логопед. Пристегнуть ремни!
Экипаж. Есть пристегнуть ремни!
Логопед. Начинаем отсчет.
Экипаж (хором). 10, 9, 8… пуск!
Релаксация
Проводится под музыкальное сопровождение.
Логопед. Закроем глаза, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представляем нашу Землю, бело-голубой шар, который становится все меньше и меньше. Внимание! Приближаемся к спутнику Земли. Как он называется? Прочитайте слово на доске. На какое слово нельзя держать курс? Какое слово лишнее?
Луна
Лунка
Лунный
Прилунился
Полнолуние
В нашем экипаже есть человек, который отвечает за курс корабля – это штурман. Предлагаем ему найти лишнее слово и объяснить выбор. Что общего у остальных слов?
Экипаж. Они связаны по смыслу, имеют общий корень.
Логопед. Как они называются?
Экипаж. Однокоренные.
Штурман называет и выделяет корни однокоренных слов.
Логопед. Что означает слово «прилуниться»?
Дети отвечают.
Развитие межполушарного
взаимодействия
Логопед. Ребята, мы справились с трудностями, теперь можно и поиграть. А вы знаете, как инопланетяне здороваются?
Упражнение «Буратино»
Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигать всеми пальцами, кроме больших и мизинца, не соединяя их. Затем руки поменять.
Логопед. А вот так инопланетяне танцуют.
Упражнение «Лезгинка»
Кулак левой руки пальцами к себе на уровне груди. Большой палец отставлен в сторону. Правая рука касается левой кончиками сжатых пальцев, ладонь параллельно полу. На счет «раз» – принять первоначальное положение, «два» – поменять руки.
Логопед. А так инопланетяне играют.
Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за нос, правой – за левое ухо – «раз». «Два» – поменять положение рук.
Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.
Работа с деформированными словами
Звучит сигнал сирены.
Логопед. Пока мы отдыхали, со словами случилась неприятность, буквы поменялись местами и они заболели. Кто вылечит слова?
Дети. Врач.
Логопед. Чтобы слова вы-
здоровели, нужно подчеркнуть буквы, которые перепутали свои места.
Врач экипажа выполняет задание у доски. Зрители оценивают его работу с помощью сигналов.
Скафаднр
Спунтик
Палнета
Пирборы
Работа над предложением
Логопед. Слова спасены. Идем на посадку. Перед нами планета Словесность. Здесь нас встречает пословица. Ее нужно прочитать по первым буквам названий картинок. Читаем пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
В выполнении задания принимают участие все желающие.
Является ли пословица предложением? Докажите.
Дети. Она выражает законченную мысль.
Логопед. О чем эта пословица? Какие пословицы о дружбе вы знаете?
В случае затруднения логопед предлагает детям продолжить предложения.
Старый друг…
Сам погибай, а…
Друг познается в…
Развитие зрительного восприятия, мышления, звукового и слогового анализа слов
Логопед. Приглашаю вас в космический зоопарк. Ребята, вы проявили свою фантазию, когда рисовали жителей других планет. (Обращает внимание зрителей на выставку.) Среди них есть и необычные животные, которым вы придумали интересные названия. Центр управления полетами планеты Словесность вручает вам дипломы за фантазию и изобразительское мастерство.
Идет награждение победителей.
Жители планеты Словесность тоже необычны. Они собраны из букв, расположенных определенным образом.
На доску прикрепляются изографы: аист, страус, сорока, курица.
Назовите их. А можно ли назвать этих жителей одних словом?
Дети. Птицы.
Логопед. Кто из них лишний?
Дети. Курица – домашняя птица.
Логопед. Из трех оставшихся птиц одна снова лишняя. Найдите ее.
В случае затруднения логопед обращает внимание участников на количество букв, тогда лишний – аист, и число слогов – в этом случае лишняя сорока.
Звукобуквенный синтез слова
Логопед. Ребята, хотите узнать, какое любимое лакомство жителей планеты Словесность? Вот буквы для этого слова. Возьмите по одной и встаньте так, чтобы получилось слово.
В игре «Живые буквы» принимают участие и экипаж и зрители. Вместе они складывают слово шоколад.
Внимание! Экипажу вернуться на космический корабль. Шоколад весь полет был рядом с вами, ищите его.
Шоколадки прикреплены к внутренней стороне стульев.
В какой из отсеков вы бы его поместили? Почему?
Дети отвечают.
Подведение итогов
Логопед. Ребята, нашему космическому кораблю пора занять свое место среди других, которые вы сами придумали и нарисовали.
Все снова обращаются к выставке, отмечают лучшие проекты с описанием, вручаются дипломы.
Я надеюсь, что вы будете не только жителями планеты Земля, но и жителями планеты Словесность. Сегодня вы еще раз убедились, как важно дружить с буквами и звуками, со слогами и словами, предложениями. Как важно уметь не только думать, но и выражать свои мысли в речи. Желаю вам успехов и новых открытий каждый день.