Чигинцева Е.Г., логопед дошкольного логопункта «АРТ», г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Система речевых упражнений и артикуляционной гимнастики как методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана.
К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения относятся (О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун):
- подготовительный;
- формирования произносительных умений, навыков;
- закрепления произносительных умений и навыков.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:
- постановка звука;
- автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных), автоматизация навыка произношения звука в словах;
- автоматизация произношения в предложениях;
- дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
- автоматизация звука в разговорной речи.
Между постановкой звука и автоматизацией навыка произношения звука в слогах можно дополнительно включить этап автоматизации изолированного поставленного или вызванного звука.
При постановке звука с помощью специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно-рефлекторные связи, которые при повторении все более фиксируются [4, с. 110]. К автоматизации поставленного звука можно переходить, лишь когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко продолжительно и многократно. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении [3, с. 72]. Но существует противоположное мнение, основанное на том, что не целесообразно задерживаться на тщательной отработке вызванных звуков: «Ставится не звук [ш], потом включающийся в слоговое окружение, а сразу ставится звук в составе слога ша. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным» [4, с. 110].
Практический опыт позволяет придерживаться точки зрения М.Е. Хватцева и О.В. Правдиной о том, что в процессе логопедиче-
ской работы по формированию правильного произношения, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые. В подобных случаях необходимо стимулировать новые рефлексы подсказкой, напоминанием и т.п. Разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и соперничают. Следовательно, для закрепления нового звука или слова требуется систематическая тренировка. Во избежание нарушения точности, индивидуальности звука нужно упражнять ребенка в произнесении его изолированно, однако без злоупотребления такой тренировкой [6, с. 87-88]. Необходимость многократного повторения поставленного звука отмечена в работах О.В. Правдиной [3, с. 175-176].
Задача следующего этапа логопедической работы состоит в том, чтобы нормализованные условные речевые связи автоматизировались. Этот процесс довольно труден, поскольку при формировании нового динамического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка. Автоматизация звука - это завершающий этап обучения, когда произнесение не сопровождается обдумыванием движений языка, губ, это введение вновь созданной и закрепленной связи в более сложные речевые структуры - слова, фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и формирование новых. Осторожность и постепенность данного процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала. Этот переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог - закрытый слог - звукосочетания типа aпa, ама, омо, уму), слогам со стечением со гласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем - к различным видам развернутой речи [3, с. 177]. Ребенок должен приобрести не только правильный навык произношения, но и контроль над ним на основе сравнения речи собственной и окружающих. У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает просто привлечь к нему внимание ребенка (усилив и выделив) [3, с. 175].
В статье не рассматриваются важные вопросы одновременной работы по развитию фонематиче-
ского восприятия, слуховой памяти, а также то, что их формирование должно сочетаться с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Кроме того, не рассматриваются традиционные в логопедии способы постановки звуков. Хотелось бы акцентировать внимание на автоматизации изолированного звучания поставленного звука, на постепенности, по-
следовательности его введения в речи, а также на поиске содержания и форм работы с родителями.
Совместная работа логопеда
и родителей
Совместная работа логопеда и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с ними, информировать об успехах и неудачах детей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Домашние занятия с родителями (по заданию логопеда) проводятся ежедневно 2-3 раза в виде кратковременных упражнений (5-15 мин). Логопед должен рассказать родителям об основных приемах обучения, подборе наглядно иллюстративного и речевого материала, а также требованиях, предъявляемых к речи детей на занятиях. Успех зависит от эмоционального контакта логопеда с ребенком и родителями; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Большую помощь родителям оказывают пособия Н.В. Новоторцевой, Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, И.В. Скворцовой, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Солошенко, М. Мальцевой, В. Ко-
стыгиной. Эти книги отвечают требованиям основных принципов педагогической работы:
- максимального использования в работе различных анализаторов;
- сознательности;
- поэтапности;
- последовательности и параллельности;
- формирования произношения в условиях естественного живого общения.
В этих пособиях предлагается в домашних занятиях с детьми следовать этапам преодоления дефектов звукопроизношения, более подробно рассматривается автоматизация поставленного звука в словах, но постепенность и последовательность отработки изолированного звучания и автоматизации звука в слогах представлена в менее интересных формах. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Фиксация содержания домашних занятий проводится в индивидуальных тетрадях, где указываются различные виды деятельности, речевого материала. Их эффективность тем выше, чем больше предлагается игровых и увлекательных упражнений. За-
крепление правильной артикуляции полезно проводить, используя речевые и внеречевые формы работы. Благоприятный эмоциональный фон приобретают занятия, сопровождающиеся орече-
вленными иллюстрациями, которые выполняет логопед или ребенок в индивидуальных тетрадях. Затем по этим иллюстрациям родители с детьми отрабатывают вновь формируемые речевые навыки.
С физиологической точки зрения постановка звука - это, как уже говорилось, создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Простые отработанные движения вводятся в комплекс, и таким образом вырабатывается правильный уклад нужного звука [5, с. 175]. Все упражнения, изображенные в домашней тетради логопедом, ребенок самостоятельно раскрашивает. В книге З.А. Репиной и В.И. Буйко «Уроки логопедии» такой комплекс называется «Веселая полянка». Занятия по нарисованному комплексу способствуют большей заинтересованности ребенка и тяге к самостоятельности.
При воспроизведении правильного уклада и подключении выдыхаемой голосом струи, ребенок неожиданно воспроизводит нужный звук. Постановка может быть закончена после многократного повторения изолированного звука. Очень важно начинать автоматизацию изолированного звука с уточнения движений органов артикуляции в момент его произнесения. Автоматизация изолированного звучания возможна также при стихотворном сопровождении.
Стихи к упражнениям для автоматизации изолированных звуков
Свистящие
В санки язычок уселся,
Сам сегодня он оделся,
В зубки горкой,
Упершись, собрался,
И-И-И - стрелой с горы
помчался,
Губы улыбаются,
Зубы размыкаются -
И-И-И-С-С-С.
Под скорлупкою секрет:
Т-С-Т-С, разбуди -
найдешь ответ.
В скорлупе щелчок,
Треск - родился малышок.
Т-С-Т-С, Ц-Ц-Ц-Ц.
Загудел комарик тонко:
З-З-З - поет он звонко,
Повторяйте много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Шипящие
Пусть не хвастает змея -
Чашечка у нас своя,
Губы трубочкой тяни,
Язычок приподними,
Теплый воздух пропусти,
Зашипи попробуй громко,
Отползай, змея, в сторонку -
Ш-Ш-Ш.
Ж-Ж-Ж - пчелка зажужжала,
На цветок направив жало.
В путь пора нам собираться,
С ветерочком покататься,
Чуть прислушайся, малыш,
ТЬ-Ш, ТЬ-Ш, ТЬ-Ш,
Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.
Веет свежий ветерок:
Ш-Ч-Ш-Ч-Ш-Ч,
Он в дороге нам помог -
Щ-Щ-Щ.
[Л] и [Р]
Парусом язык подняв,
Плотно к нёбушку прижав,
Звук Ы-Ы долго потяни,
Среди волн мы не одни.
Звук Л-Л-Л прячется в воде,
Мы найдем его везде.
Язычок дрожит упруго,
Наш Барбосик встретил друга,
Р-Р-Р - рычат они друг дружке,
Потому что друг - подружка.
Среди нарушений звуковой системы речи дефекты звуков [р], [р’] наиболее распространены и труднопреодолимы. Для них можно предложить последовательные упражнения в виде иллюстраций. Упражнения проводятся по следам уточненных названий органов артикуляции и сформированных умений управления их движениями. Постановка осуществляется при помощи механического вызывания дрожания кончика языка. Вибрация производится зондом или индивидуальной соской, натянутой на твердый предмет. Родители дают ребенку инструкции:
- работай с палочкой 1-2 мин. Каждое занятие отмечай новой иголкой на шубке ежонка;
- работай с палочкой 2-4 мин. Каждый раз отмечай новый лепесток на ромашке;
- работай с палочкой 4-6 мин. Каждый раз запускай новую рыбку в аквариум и т.д.
Колебательные движения зонда или соски могут производиться снизу-вверх, либо вправо-влево. Важной составляющей выполнения упражнений является повышение активности и самостоятельности ребенка. Время занятий должно постоянно увеличиваться. Для привлечения внимания и создания системности можно использовать такую похвалу: «Получился звук, поздравляю! С днем рождения звука [Р]! Отправляемся в гости к звуку».
Брел по кочкам язычок:
Прыг да скок -
Д-Д-Д-Д-Д,
По буграм пошел быстрей,
Догони его скорей -
Д-Д-Д-Д-Д-Д.
Воздух носом ты вдыхай,
Через ротик выдыхай -
ДЖ, ДЖ, ДЖ, ДЖ.
Дам тебе совет простой,
Съел мороженку - не стой,
Возьми соску и на палочку
Ты надень ее, как шапочку,
Поработай палочкой,
Язычком и шапочкой,
Двигай палочкой быстрей -
Зарычишь тогда скорей.
Если очень постараться,
Зарычать, как грозный тигренок.
И самим собой остаться,
Может каждый наш ребенок.
Стихи к упражнениям
для автоматизации звуков в слогах
Автоматизация звука в слогах идет по следам его отработанного изолированного звучания. Звуки [с], [з], [ш], [ж], [с’], [з’], [л’] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных. [З], [ж], [з’] не автоматизируются в обратных слогах. Звуки [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных [1, с. 10-11].
Свистящие
Язычок кричит: - Держись!
Покатился с горки вниз.
Кочки, санки - Са-Са-Са,
Вот какие чудеса,
Без разбору, без дороги,
Сы-Со-Су - промокли ноги.
Шарик в небо отпускает,
Язычок нам радость дарит -
Са-Сы-Со-Су.
Загляделся на ромашку,
Зазвенел комар протяжно:
З-З-З-З.
И зовет его ромашка:
- Залетай ко мне, бедняжка!
За-Зы-Зу-Зо-За.
Буквы червячки тащили,
Но у них нет больше силы,
А цыпленок звукам рад,
Произносит все подряд:
Ац-ыц-уц-оц-ац.
Спит спокойно язычок,
Уложившись на бочок,
Он посвистывает сладко,
Потихоньку и украдкой -
Си-се-сю-ся.
А на спинку повернется,
Звонче свистом он зальется:
Зи-зе-зю-зя.
Шипящие
В чашках каша -
Ша-ша-ша-ша,
Ши-ши-ши - шире небеса,
Шо-шо-шо - шорохи в траве,
Шу-шу-шу - шуба на сове.
Кашу змеи не едят -
Только знай себе шипят:
Ша-ши-шо-шу.
Пчелка ж-ж-жужжала,
Буква лапку ей пожала:
Жа-жи-жо-жу.
[Л] и [Р]
Кораблик к островам плывет,
И к каждому звук [л] везет,
Ну а когда он к ним причалит,
Звучать по-новому заставит -
Ла-лы-ло-лу.
Развлекается Барбос,
Буквы разные принес,
А рычит он от того,
Что есть слоги у него:
Ра-ры-ру-ро.
Стихи к упражнениям
для автоматизации звуков в словах
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах. На этом этапе полезно использовать пособия Н.В. Новоторцевой, Т.С. Резниченко, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой.
Положительные эмоции на занятиях обеспечивают успех в работе. «Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы» (И.И. Павлов). Очень важно анализировать выполнение домашних занятий с ребенком, фиксировать речевые ошибки, соблюдая такт и меру. В конце каждого домашнего занятия можно предложить изобразить результат, нарисовав веселый или грустный язычок, который эмоционально показывает свое отношение к работе ребенка дома.
Отличный результат,
Ребенок очень рад,
И счастлив логопед,
Ошибок в речи нет.
Трудиться надо без сомнения,
Внимание развить, умение.
А при отсутствии внимания,
Не будет речи понимания.
Если лениться,
То трудно добиться,
Что б люди тебя понимали,
Но если трудиться,
То народ удивится:
- Какой молодец,
Мы и не знали!
В момент правильного воспроизведения изолированного звука (особенно [р], так как его появление вызывает наибольшую радость у маленького ученика) можно предложить родителям провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука. В свою очередь логопед поздравляет его, изобразив или приклеив стикер с изображением животного или предмета, издающего поставленный звук. Привлечение внимания к вновь рожденному звуку, вызывающему положительный эмоциональный настрой, способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, самостоятельной речи в более короткие сроки.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.
3. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
4. Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
6. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. СПб., 2004.