Хархан Г.В., учитель-логопед МДОУ № 71, г. Норильск
Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму. Действительно, проанализировав в подготовительной группе навыки и умения детей, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы плохо.
Тем не менее воспитателям не стоит брать на себя задачу школы – учить детей писать. В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.
В условиях ДОУ решению проблемы способствует ручной труд. Вязание, вышивание, вырезание развивают мелкую моторику руки, но одного этого недостаточно.
Что же может помочь подготовить руку к письму и одновременно решить вопросы эстетиче-
ского, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка?
Опыт предыдущих лет и анализ нашей работы показали, что наиболее эффективно это делает декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Как же можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач, помимо подготовки руки к письму?
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.
Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.
В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок также может послужить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.
Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. (Орнамент, согласно словарю С.И. Ожегова, – это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных). Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.
Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.
Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого узора, гжели требует, чтобы дети из основных цветов получали различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.
Разнообразить изобразительную деятельность детей можно, организуя ее не только в группе, но и других помещениях детского сада: на веранде, в музыкальном зале, холлах.
Во время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубоко и эмоционально воспринимать декоративный узор.
Перечень музыкальных произведений
“Осень к нам пришла”, муз. В. Костенко.
“Осень”; “Зима”, муз. И. Кишко.
“Веснянка”, муз. В. Герчик, сл. С. Вышеславцевой.
“Летний танец”, муз. В. Блага.
“Времена года”, муз. П.И. Чайковского.
“Детский альбом”, муз. П.И. Чайковского.
Опера “Снегурочка”, муз. Н. Римского-Корсакова.
“Хороший день”, муз. Д. Шостаковича.
“Парень с гармошкой”, муз. Г. Свиридова.
“Ах, улица, улица широкая”, русская народная песня.
“Вальс цветов”, муз. Е. Доги.
метки:
изобразительная деятельность,
подготовка руки к письму