Шинкаренко Л.Н., учитель-логопед ДОУ «Дельфин», г. Муравленко, Ямало-Ненецкий АО
Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно.
Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Часто от детей требуют, чтобы они заучили описание артикуляции и использовали зрительный самоконтроль (зеркало). Для более четкого зрительного восприятия применяются муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кистей рук. Последний способ позволяет продемонстрировать как статику, так и динамику артикуляции, а также смоделировать упражнения, направленные на повышение тонуса языка.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию и игре, автор изготовил дидактическую куклу Квакушку, которую использует в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С ее помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем и создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова Квакушки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать).
Детали кроя
1. Передняя часть головы (зеленая) - 1 деталь.
2. Задняя часть головы (зеленая) - 1.
3. Спинка (зеленая) - 2.
4. Живот (желтый) - 2.
5. Ротовая полость (белая) - 2.
6. Язык (красный) - 2.
7. Внутренняя часть задней лапы (желтая) - 2.
8. Наружная часть задней лапы (зеленая) - 2.
9. Верхняя часть лап (зеленая) - 4.
10. Нижняя часть лап (желтая) - 4.
Логопед, манипулируя языком лягушки, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей.
Фрагмент занятия с использованием Квакушки
Логопед. Дети, сегодня на занятие к нам пришла гостья. Я расскажу о ней, а вы попробуйте отгадать, кто это!
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка.)
Логопед достает лягушку, дети рассматривают ее.
Квакушка
Болото зеленое в ряску
одето.
Склонилось над ряской
зеленое лето.
В болоте зеленом Квакушка
живет,
Зеленые песни с друзьями
поет.
Квакушка привыкла всегда
улыбаться,
И как же лягушке такой не
смеяться?
Рот у Квакушки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Сдвинуть губы прямо
к ушкам
Очень нравится Квакушке.
Логопед. Дети, нравится вам наша гостья? Мы оставим ее на занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая. Вы запомнили ее имя?
Используя Квакушку, логопед показывает детям упражнения для языка.
- Лопата. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Жало. Рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед.
- Часики. Рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться под определенный счет к его уголкам.
- Вкусное варенье. Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Дети очень любят такую игру. Кстати, Квакушку можно использовать как поощрение, предложив провести артикуляционную гимнастику вместе с ней наиболее старательным детям.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 1997.
2. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 1999.
3. Смирнова И.А., Артемова Т.В., Иванова В.М., Оганджанянц Т.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе // Дефектология. 1994. № 3.