«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Пальцы развиваем, буквы составляем

28 мартa, 2007 Рубрика: Речевые игры и упражнения Ракитина В.А. Рыжанкова Е.Н.

Рыжанкова Е.Н., учитель-логопед ДОУ № 11, Ракитина В.А., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 7, г. Северодвинск, Архангельская обл.

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. Предлагаемая «Пальчиковая азбука» - это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:
- внимания, памяти, мышления;
- зрительно-пространственного восприятия и представления;
- мелкой моторики;
- речи;
- конструктивного праксиса.
Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его.
Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Закрепите название пальцев рук с ребенком.
2. Внимательно рассмотрите рисунок (образ буквы, составленный из пальцев).
3. Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построении буквы.
4. Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.
5. Прочитайте ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию.
6. Предложите ребенку построить букву по стихо-творному описанию самостоятельно.
7. Проверьте правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.
8. Предложите ребенку построить свой вариант буквы.
9. Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».
10. Попросите ребенка составить предложения с построенным словом - это способствует усвоению его лексического значения.
Внимание!
• Ребенок должен строить букву перед собой.
• Познакомьте ребенка с правилами зеркала.
Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90°.
Пальчиковая азбука (фрагменты)
Буква А
Построй по инструкции
Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.
Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.
Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний - перекладиной
Ровно ляжет в нем.
Буква Б
Построй по инструкции
Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом.
Построй по стихотворению
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим.
Остальные под углом
Над кольцом объединим.
Буква И
Построй по инструкции
Указательные пальцы направлены вверх.
Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.
Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сом-кнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Указательные пальцы
Встали, словно уши зайца.
Левый средний чуть
нагнулся,
Пальца правого коснулся.
Буква К
Построй по инструкции
Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.
Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки.
Построй по стихотворению
Указательный и средний
Образуют галочку.
Правый указательный
Вверх направим палочкой.
Буква Л
Построй по инструкции
Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних.
Построй по стихотворению
Указательные пальцы
Под углом соединяют.
Остальные не мешают,
Их большие прижимают.
Буква Х
Построй по инструкции
Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются кончиками в ладони.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Умны и внимательны:
Только их слегка
скрестили -
Букву X изобразили.
Дидактические упражнения
Живое слово
• Построй из пальцев слово.
• Проговори звуковой ряд при построении слова.
• Составь с этим словом предложение.
Допиши словечко
• Прочитай слово, построенное из пальцев.
• Определи, какая буква в нем последняя.
• Построй из пальцев прочитанное слово.
• Проговори звуковой ряд при построении слова.
• Составь с построенным словом предложение.
Какая буква пропала?
• Прочитай слово, построенное из пальцев.
• Определи, какой буквы в нем не хватает.
• Построй из пальцев прочитанное слово.
• Проговори звуковой ряд при построении слова.
• Составь с построенным словом предложение.
Использованная литература
Рыжанкова Е.Н., Зиновьева Л.В. Пальчиковая азбука: Подготовка детей к школе. М., 1995.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск