«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Ознакомление с родным городом как часть логопедической работы в ДОУ

1 ноября, 2008 Рубрика: Исследование Фоминых Е.Н.

Фоминых Е.Н., учитель-логопед ДОУ № 102, г. Екатеринбург

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Родина для человека - это прежде всего место, где он родился. Для наших детей это г. Екатеринбург. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развить интерес к своему городу - задача всех педагогов, работающих в детском саду.

Нами был разработан план по ознакомлению с городом в старшей и подготовительной к школе логопедических группах, составлены конспекты занятий, подобраны речевые игры, литература и иллюстрации, фотографии города, Урала.

Старшая группа

Работа с детьми по ознакомлению с городом в старшей группе начинается с фронтального занятия «Экскурсия по городу» с использованием иллюстраций, открыток с видами Екатеринбурга. Цель занятия: познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам уральского края, бережное отношение к истории родного края, города.

Следующее мероприятие «Прогулки по юбилейному Екатеринбургу» проводится в форме беседы по детским рисункам, посвященным родному городу.

В течение полугодия проводятся «Городские минутки» - часть фронтальных логопедических занятий. В начале каждого занятия детям несколько минут задаются вопросы о городе.

Как раньше назывался г. Екатеринбург? Как назывались жители города и как называются теперь?

Кто больше знает улиц в нашем городе? (Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.)

Назовите театры нашего города.

Назовите животных зоопарка
г. Екатеринбурга.

Назовите, какие деревья и цветы растут в парке-дендрарии Кировского района.

Чье имя носит Центральный парк культуры и отдыха?

Какие памятники есть в Екатеринбурге?

Какие музеи есть в нашем городе?

Какие виды транспорта имеются в нашем городе? Как называется аэропорт Екатеринбурга?

Назовите крупные торговые центры, супермаркеты города.

Знаете ли вы имена мэра нашего города и губернатора области?

Каких знаменитых уральцев вы знаете?

Какие крупные заводы и фабрики есть в нашем городе?

Какие высшие учебные заведения вы знаете?

В течение всего периода обучения для развития связной устной речи детям предложили вести «Альбомы для домашних рассказов». Ежемесячно они должны составить рассказ на заданную тему, подобрать иллюстрации, фотографии или сделать рисунок к рассказу. В группе дети пересказывают свои рассказы и проводится выставка альбомов.

В юбилейный для города год темой для домашних рассказов стала тема «Мой родной город Екатеринбург». Родителям был предложен примерный план беседы с детьми по данной теме.

1. В каком городе ты живешь?

2. Назови свой домашний адрес.

3. Спроси у взрослых:

- сколько районов в нашем городе; в каком районе ты живешь;

- сколько примерно человек проживает в нашем городе;

- сколько лет исполнилось нашему городу;

- на какой реке он стоит?

4. В каких театрах, кинотеатрах, музеях города ты бывал?

5. Какие памятники нашего города ты знаешь?

6. Какой транспорт есть в нашем городе? Как называется остановка транспорта возле твоего дома?

7. Какие любимые места есть у тебя в городе? Где ты любишь бывать?

8. Как ты думаешь, почему Екатеринбург называют столицей Урала?

9. Любишь ли ты свой город? Хотел бы ты жить в другом городе?

На занятии по развитию речи проводится составление описательных рассказов на тему «Моя улица» по плану.

1. Как называется улица? (Была ли она переименована, почему?)

2. Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т.д.)

3. Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т.д.)

4. Где находится эта улица?

5. Твое отношение к этой улице.

В конце учебного года, когда у большинства детей логопедической группы поставлены и автоматизированы все звуки, проводится конкурс чтецов «За что люблю красивый город мой?». Дети читают стихи о городе и родном крае Л. Татьяничевой, Н. Куштуна, Е. Хоринской.

Подготовительная
к школе группа

В подготовительной к школе группе воспитанники уже знают весь алфавит, большинство из них владеют навыками чтения и письма печатными буквами. Поэтому было решено составить поздравительную открытку с пожеланиями родному городу в честь его 285-летия.

Совместно с воспитателями на одном из родительских собраний проводилась викторина для родителей и детей «Памятные места города Екатеринбурга». По устному описанию, фотографиям, иллюстрациям, видеоматериалам нужно было узнать какие-либо учреждения, улицы, «уголки» родного города.

При проведении конкурса чтецов, в отличие от старшей группы ребята других групп читают не только стихи, но и прозу о своем городе, пословицы о родном крае: «На чужой стороне и весна не красна», «Где родился, там и пригодился», «Всякому мила родная сторона», «Человек без Родины, что соловей без песни» и т.п.

Екатеринбург называют столицей Урала. В юбилейный для города год совместно с психологом ДОУ проводилось интегрированное психолого-логопедическое занятие «Гордое имя Урал». Цель занятия: воспитание патриотических чувств - любви к родному краю Уралу. Занятию предшествовала предварительная работа с детьми: беседа о природе Урала, его богатых недрах, о культурных традициях; чтение сказов П.П. Бажова; разучивание на музыкальном занятии хоровода «На родной уральской стороне».

На занятии по развитию речи была проведена беседа на тему «Пейзажи родного края». Дети занимались составлением описательных рассказов по картинам, фотографиям с использованием эпитетов, сравнений, образных выражений, а также вводных слов и междометий, отражающих свое личное эмоциональное отношение к красоте уральской природы.

Когда воспитанники группы освоят навык чтения и письма печатными буквами, им можно предложить различные кроссворды по темам «Моя Родина - Урал», «Сказы П.П. Бажова», «Мой город», ребусы, игры с буквами и словами на общую тему «Мой родной город и край». Ребята с удовольствием решают традиционные ребусы с картинками, развешивают вывески на здания в игре-путешествии «Прогулка по городу».

Дополнительно были разработаны игры с буквами, со словами по теме «Мой город».

  • Из букв, входящих в словосочетание «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ», составить как можно больше новых слов.
  • «Улицы нашего города». Составить название улицы из первых букв данных слов: ЛАМПА, ЕНОТ, НОС, ИГЛА, НОЖНИЦЫ, АЗБУКА (Ленина).
  • Составить название улицы из последних букв данных слов: КОМ, ТРАВА, ПОЛ, ШАРЫ, КАМЫШ, КОФЕ, ПЛОВ, РУЧКА (Малышева).
  • Прочитать слова, выделить в них первые слоги и составить из них название улицы: ВОСТОРГ, ТОЧКА, НАРЯД, ЯМА (Восточная).
  • Исправить ошибки в словах и напечатать слова правильно. (Например: Екатеринбур, екатеринбург, Екотеринбург и т.д.)
  • «Собрать» слова, в которых изменен порядок букв; в виде подсказок - цифры над буквами или различный размер букв.
  • Подобрать родственные слова к слову «город».
  • Назвать лишнее слово в ряду: УЛИЦА, ПРОСПЕКТ, ПЛОЩАДЬ, ПЕРЕУЛОК.
  • Расшифровать аббревиатуры: КОСК «Россия», ДИВС «Уралочка», УГТУ-УПИ, ТЮЗ, ВИЗ.
  • Объяснить, почему эти места в городе так называются: КАМЕННЫЕ ПАЛАТКИ, СИНИЕ КАМНИ, ПЛОТИНКА, ХРАМ НА КРОВИ.

Реализация всех направлений работы по ознакомлению с городом на логопедических занятиях поможет последовательному и систематическому знакомству детей с родным городом, воспитанию у них чувства гордости за людей, которые живут и трудятся в Екатеринбурге, любви к родному краю.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск