В 2020 – 2021 уч. году в педагогический коллектив школы принят молодой специалист, выпускница Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) факультета психологии и педагогики Ридель Анна Александровна.
Были установлены деловые и доброжелательные отношения. Анна Александровна сразу приступила к логопедической деятельности, показав хорошие теоретические знания и желание работать на результат. Однако не хватало практического опыта и умения работать с детьми с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Молодой специалист изучила логопедические программы по курсу «Логопедические занятия», «Альтернативная коммуникация». Ей были предложены, разработанные логопедами – стажистами календарно – тематические планы групповой и индивидуальной работы по коррекции дисграфии, СНР тяжелой степени, нарушения произношения различных групп звуков, а также речевые карты и протоколы обследования речи обучающихся. Была оказана помощь в обследовании устной и письменной речи детей и постановке логопедического заключения, в составлении расписания, комплектовании групп. Анне Александровне, с согласия логопедов – стажистов, были рекомендованы дети, уже получавшие логопедическую помощь.
Начинающий учитель-логопед посетила индивидуальные занятия по коррекции произношения, СНР тяжелой степени и групповые занятия по профилактике и коррекции дисграфии различной степени выраженности.
Совместно был разработан индивидуальный образовательный маршрут, критерии и показатели, характеризующие эффективность реализации ИОМ с целью повышения профессиональной компетенции учителя-логопеда по теме «Коррекция системного недоразвития речи у обучающихся с ОВЗ». Согласно с обозначенными направлениями работы. Анна Александровна знакомилась с новыми логопедическими технологиями через предметные издания и Интернет; пополняла сайт школы новыми публикациями, оформляла школьный логопедический журнал,изучала методическую литературу, просматривала вебинары, выступала перед коллегами на методическом объединении учителей начальных классов, а также на ГПМО учителей-логопедов и дефектологов по совместно подготовленной теме «Поэтапное формирование умственных действий».
В 2020 – 2021 учебном году Анна Александровна Ридель повысила свою профессиональную компетентность, приобрела хороший практический опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. В следующем учебном году молодой учитель – логопед уже самостоятельно сможет оказывать логопедическую помощь вновь прибывшим обучающимся, начиная с 1 класса.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
руководящего/педагогического работника
Ф.И.О. тьютора/наставника:Алехина Ольга Геннадьевна
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 4» г. Осинники Кемеровской области
Должность : учитель-логопед
Ф.И.О. тьюторанта/наставляемого:Ридель Анна Александровна
Место работы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 4» г. Осинники Кемеровской области
Должность: учитель-логопед
Образование: высшее
Педагогический стаж: 2 года
Квалификационная категория: -
Цель: Повышение профессиональной компетенции учителя-логопеда по теме :«Коррекция системного недоразвития речи у обучающихся с ОВЗ»
Карта индивидуального образовательного маршрута
учителя-логопеда Ридель Анны Александровны
№ | Направления | Перечень мероприятий | Сроки реализации | Место проведения | Формы представления результатов | Ожидаемый результат |
1 | Профессиональное | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | 1. В течение года | 1.Городские и областные мероприятия, заслушиваются экспертной группой. | 1.Фестиваль педагогических идей Фестиваль педагогических практик. | 1.Сертификаты, дипломы, благодарственные письма, грамоты. |
2.Плановая аттестация на повышение квалификационной категории. | 2.март-апрель | 2.Работа областной АК с представленными документами. | 2.Описание профессиональной деятельности. | 2.Присвоение квалификационной категории. |
3.Профессиональные публикации. | 3.В течение года | 3.Просмотр материалов редакторами изданий. | 3. Конспекты мероприятий в электронной версии. | 3.Выпуск публикации. Сертификаты, дипломы, грамоты. |
2 | Методическое | 1.Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО. | В течение года | Педагоги и специалисты города. В УО | Мастер-классы, дискуссии, семинары-практикумы, консультации. | Статья на сайте ОУ, в интернет пространстве. |
2. Посещать открытые мероприятия, проводимые коллегамии участвовать в обмене опытом. | По плану учреждения . | Педагоги и обучающиеся | Мастер-классы, дискуссии, семинары-практикумы, консультации. | Обмен опытом. Статья на сайте школы. |
3. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях. | В течение года | Педагоги и специалисты города. В УО | Мастер-классы, дискуссии, семинары-практикумы, консультации. | Сертификаты, грамоты. Статья на сайте ОУ |
4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | В течение года | Просмотр материалов редакторами изданий. | Эссе, статьи, конспекты мероприятий в электронной версии. | Выпуск публикации. Сертификаты, дипломы, грамоты. |
3 | Психолого-педагогическое | 1.Изучение методической литературы по изучаемой теме. | В течение года | | | Создание картотеки. |
2.Просмотр вебинаров . | В течение года | | | Сертификаты |
4 | Коммуникативное | Участие в классных и общешкольных родительских собраниях. | В течение года | Класс, школа. | Доклад, выступление | Статья на сайте ОУ, в интернет пространстве. Оформление стенда «Логопедический журнал» |
Консультации участников коррекционного процесса (учителей, воспитателей), родителей обучающихся | В течение года | Класс, школа. | Консультации. | Статья на сайтешколы , в интернет пространстве.Оформление стенда «Логопедический журнал» |
5 | Информационное | 1.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять. | В течение всей пед.деятельности | В разное время посетители сайта получают информацию. | Эссе, статьи, презентации конспекты мероприятий. | Отзывы и комментарии. |
2.Создать электронную почту для контактов с единомышленниками | Сентябрь 2020г. | В разное время единомышленники могут получить консультации и гиперссылки | Рекомендации и Гиперссылки на свои электронные работы. | Отзывы и комментарии. Отчеты. |
3.Разработать комплект занятий и сценариев с применением ИКТ и формировать копилку методических материалов. | Сентябрь-май | В разное время посетители сайта получают информацию. Презентация для коллег. | На сайте появится комплект занятий и сценариев с применением ИКТ и копилка методических материалов. | Отзывы и комментарии. Применение моих материалов в работе коллег. |
4.Участие в конкурсах в интернете. | В течении года | Просмотр материалов конкурсной комиссией и редакторами сайтов | Конкурсы по логопедии | Помещение работы в интернете. Дипломы, грамоты, сертификаты. |
| 5.Помещение своих разработок на сайте в интернете. | В течение года | Просмотр материалов конкурсной комиссией и редакторами сайтов | Эссе, статьи, конспекты мероприятий в электронной версии | Дипломы, грамоты, сертификаты.за представленную работу. |
Анализ реализации ИОМ учителя - логопеда
Ридель Анны Александровны на 2020 – 2021 уч. год
По итогам реализации индивидуального образовательного маршрута повысилась профессиональная компетенция Анны Александровны по выбранной теме. Логопед апробирует и выбирает наиболее информационные диагностические методики. Выстраивает систему коррекционной работы, направленную на коррекцию и развитие всех сторон речевой системы. Планомерно и систематично работает со всеми участниками коррекционного процесса: учителями, воспитателями, психологом, медицинскими работниками школы, родителями, обеспечивая комплексное воздействие на обучающихся с нарушениями речи. Изменяется качество применения современных образовательных технологий.
Таким образом, изменилось профессиональное развитие учителя-логопеда. Качественный рост профессионализма позволило Анне Александровне диссимилировать свой педагогический опыт на разных уровнях.
Критерии и показатели, характеризующие эффективность реализации ИОМ
№ | критерии | показатели |
1 | Выявление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи. | 1.1 Общее количество обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи. 1.2 Количество обучающихся, имеющих сложный речевой дефект или сочетающийся с другими дефектами |
2 | Система работы учителя-логопеда | 2.1 Система коррекционно-диагностической работы. 2.2 Результаты коррекционной работы с учетом направлений коррекционной работы (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речью фонематические процессы, письменная речь) 2.3 Система консультативно-просветительной работы с педагогическим коллективом. 2.4 Система консультативно-просветительской работы с родителями, лицами их заменяющими |
3 | Качество применения современных образовательных технологий в логопедической работе | 3.1 Продуктивное использование образовательных технологий 3.2 Использование информационно- коммуникативных технологий |
4 | Профессиональное развитие педагога | 4.1 Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки 4.2 Систематическая работа по обогащению собственного педагогического опыта в любой письменной форме,опубликованная методическая разработка, научно-методическая статья ив том числе через интернет и т.д. 4.3 Трансляция обобщенного личного педагогического опыта в форме открытых мероприятий, мастер-классов, семинаров, проведение занятий на курсах повышения квалификации, в т. ч. через интернет (проведение вебинаров), участие в деятельности профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинаров , психолого –педагогических консилиумов (ППк), пасихолого-медики=педагогических комиссий (ПМПК) 4.4 Участие в профессиональных конкурсах. |
Качественная реализация ИОМ учителя-логопеда Ридель Анны Александровны по теме «Коррекция системного недоразвития речи у обучающихся с ОВЗ» имеет положительный результат и обосновывает необходимость продолжения методического самообразования, расширение спектра направлений по данной теме на 2021-2022 уч. год
Приложение
Календарно - тематическое планирование логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи у учащихся 2 класса
(102часа – 3 часа/неделю)
№ п/п | № заня- тия | Тема занятия. Раздел | Кол-во часов | Пример- ные сроки | Коррек- ция |
| | Диагностический этап в начале года | 9ч. | | |
1 | 1 | Обследование словарного запаса | 1 | | |
2 | 2 | Обследование грамматического строя | 1 | | |
3 | 3 | Обследование фонематического восприятия | 1 | | |
4 | 4 | Обследование звуко-слоговой структуры слова | 1 | | |
5 | 5 | Обследование связной речи | 1 | | |
6 | 6 | Обследование звукопроизношения | 1 | | |
7 | 7 | Обследование чтения | 1 | | |
8 | 8 | Обследование письма. Списывание | 1 | | |
9 | 9 | Обследование письма. Диктант | 1 | | |
| | Коррекционный этап | 58ч. | | |
| | Звуки речи. Звуковой, слоговой анализ и синтез слов. Ударение | 12ч. | | |
10 | 1 | Гласные звуки и буквы I ряда, гласные буквы II ряда | 1 | | |
11 | 2 | Согласные звуки и буквы | 1 | | |
12 | 3 | Пространственные представления | 1 | | |
13 | 4 | Звукобуквенный анализ слов | 1 | | |
14 | 5 | Слог. Слогообразующая роль гласного | 1 | | |
15 | 6 | Временные представления | 1 | | |
16 | 7 | Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове | 1 | | |
17 | 8 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | 1 | | |
18 | 9 | Овощи. Огород | 1 | | |
19 | 10 | Ударение. Выделение ударного слога в слове | 1 | | |
20 | 11 | Проверочная работа: «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов» | 1 | | |
21 | 12 | Фрукты. Сад | 1 | | |
| | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы | 16ч. | | |
22 | 1 | Обозначение мягкости согласных буквой Ь в конце слова | 1 | | |
23 | 2 | Обозначение мягкости согласных буквой Ь в середине слова | 1 | | |
24 | 3 | Осень. | 1 | | |
25 | 4 | Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах | 1 | | |
26 | 5 | Дифференциация А-Я в предложениях | 1 | | |
27 | 6 | Ягоды | 1 | | |
28 | 7 | Дифференциация гласных О – Ё в слогах, словах | 1 | | |
29 | 8 | Дифференциация гласных О – Ё в предложениях | 1 | | |
30 | 9 | Грибы | 1 | | |
31 | 10 | Дифференциация гласных У – Ю в слогах, словах | 1 | | |
32 | 11 | Дифференциация гласных У – Ю в предложениях | 1 | | |
33 | 12 | Деревья | 1 | | |
34 | 13 | Дифференциация гласных Ы –И в слогах, словах | 1 | | |
35 | 14 | Дифференциация гласных Ы –И в предложениях. | 1 | | |
36 | 15 | Одежда. Обувь | 1 | | |
37 | 16 | Проверочная работа по теме: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы» | 1 | | |
| | Звонкие и глухие согласные | 21ч. | | |
38 | 1 | Звонкие и глухие согласные | 1 | | |
39 | 2 | Наш город | 1 | | |
40 | 3 | Дифференциация [Б] - [П] в слогах, словах | 1 | | |
41 | 4 | Дифференциация [Б] - [П] в предложениях | 1 | | |
42 | 5 | Зима | 1 | | |
43 | 6 | Дифференциация [В] - [Ф] в слогах словах.. | 1 | | |
44 | 7 | Дифференциация [В] - [Ф] в предложениях | 1 | | |
45 | 8 | Новый год | 1 | | |
46 | 9 | Дифференциация [Г] - [К] в слогах, словах | 1 | | |
47 | 10 | Дифференциация [Г] - [К] в предложениях | 1 | | |
48 | 11 | Транспорт | 1 | | |
49 | 12 | Дифференциация [Д] - [Т] в слогах, словах | 1 | | |
50 | 13 | Дифференциация [Д] - [Т] в предложениях | 1 | | |
51 | 14 | Зимние развлечения | 1 | | |
52 | 15 | Дифференциация [С] - [З] в слогах, словах | 1 | | |
53 | 16 | Дифференциация [С] - [З] в предложениях | 1 | | |
54 | 17 | Зимующие птицы | 1 | | |
55 | 18 | Дифференциация [Ш] - [Ж] в слогах, словах | 1 | | |
56 | 19 | Дифференциация [Ш] - [Ж] в предложениях | 1 | | |
57 | 20 | Домашние животные и их детеныши | 1 | | |
58 | 21 | Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные» | 1 | | |
| | Согласные звуки, имеющие артикуляционно – акустические сходства | 25ч. | | |
59 | 1 | Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах.. | 1 | | |
60 | 2 | Домашние птицы | 1 | | |
61 | 3 | Дифференциация [С] - [Ш] в предложениях | 1 | | |
62 | 4 | Дифференциация [З] - [Ж] в слогах, словах | 1 | | |
63 | 5 | Дикие животные и их детеныши | 1 | | |
64 | 6 | Дифференциация [З] - [Ж] в предложениях | 1 | | |
65 | 7 | Звук [Ц] и буква Ц. Звукобуквенный анализ слов | 1 | | |
66 | 8 | Наша армия | 1 | | |
67 | 9 | Дифференциация [С] - [Ц] в слогах, словах | 1 | | |
68 | 10 | Дифференциация [С] - [Ц] в предложениях | 1 | | |
69 | 11 | Семья | 1 | | |
70 | 12 | Звук [Ч] и буква Ч. Звукобуквенный анализ слов | 1 | | |
71 | 13 | Дифференциация [Ч] - [Ц] в слогах, словах | 1 | | |
72 | 14 | Мамин праздник | 1 | | |
73 | 15 | Дифференциация [Ч] - [Ц] в предложениях | 1 | | |
74 | 16 | Дифференциация [Ш] - [Щ] в слогах, словах | 1 | | |
75 | 17 | Профессии | 1 | | |
76 | 18 | Дифференциация [Ш] - [Щ] в предложениях | 1 | | |
77 | 19 | Дифференциация [Щ] - [С’] в слогах, словах | 1 | | |
78 | 20 | Дом. Квартира. Мебель | 1 | | |
79 | 21 | Дифференциация [Щ] - [С’] в предложениях | 1 | | |
80 | 22 | Дифференциация [Ч] - [Щ] в слогах, словах | 1 | | |
81 | 23 | Посуда. Продукты питания | 1 | | |
82 | 24 | Дифференциация [Ч] - [Щ] в предложениях | 1 | | |
83 | 25 | Проверочная работа по теме: «Согласные звуки, имеющие артикуляционно – акустические сходства» | 1 | | |
| | Слово и предложение. Предлоги | 13ч. | | |
84 | 1 | Весна | 1 | | |
85 | 2 | Слова, обозначающие предмет | 1 | | |
86 | 3 | Слова, обозначающие действия предметов | 1 | | |
87 | 4 | Перелетные птицы | 1 | | |
88 | 5 | Слова, обозначающие, признаки предметов | 1 | | |
89 | 6 | Анализ предложения | 1 | | |
90 | 7 | Рыбы | 1 | | |
91 | 8 | Предлог В | 1 | | |
92 | 9 | Предлог НА | 1 | | |
93 | 10 | Цветы | 1 | | |
94 | 11 | Предлог С | 1 | | |
95 | 12 | Насекомые | 1 | | |
96 | 13 | Проверочная работа по теме: «Слово и предложение. Предлоги» | 1 | | |
| | Диагностический этап в конце учебногогода | 6ч. | | |
97 | 1 | Обследование фонематического восприятия | 1 | | |
98 | 2 | Обследование звуко-слоговой структуры слова | 1 | | |
99 | 3 | Обследование звукопроизношения | 1 | | |
100 | 4 | Обследование чтения | 1 | | |
101 | 5 | Обследование письма. Списывание | 1 | | |
102 | 6 | Обследование письма. Диктант | 1 | | |