«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Особенности развития речи тревожных детей с нарушением зрения в медицинском центре ЭНИОМ

27 ноября, 2006 Рубрика: Конспекты занятий Григина Л.И.

Григина Л.И., детский психолог, магистр центра традиционной народной медицины ЭНИОМ, г. Тверь
Нарушение зрения оказывает негативное влияние на эмоциональную устойчивость и развитие коммуникативной деятельности дошкольника. Успех приобретения тревожным ребенком первых жизненных ориентиров, формирование гуманного отношения к окружающему, преодоление аффективности поведения зависят от того, будет ли педагогический процесс построен на основе интеграции всех видов деятельности: познания, общения, игры и труда. Мы рассматриваем гармоничное становление личности ребенка в тесной связи с развитием когнитивной, эмоционально-чувственной и волевой сферами психической деятельности.
Аффективность поведения тревожных дошкольников понимается нами как ярко выраженная отрицательная реакция, достаточно устойчивая и длительная. Немаловажным фактором в работе с эмоционально неустойчивыми детьми мы считаем биоэтологическую ориентацию - активное приспособление к условиям среды. В своем медицинском центре ЭНИОМ мы создаем благоприятные, сообразные природе условия жизнедеятельности.
В последние годы в дошкольной коррекционной педагогике активно используются формы фронтального обучения и меньше - обеспечивающие развивающие техники, включающие работу до занятия, на нем и после него. Созданная нами программа реабилитации тревожных дошкольников с ослабленным зрением включает подготовительный, основной и последующий этапы, а также основывается на положении о трехкомпонентной структуре развития личности (когнитивность, эмоциональность, поведение).
Важное место в программе отводится специальной авторской глазотерапии, направленной на усиление остроты зрения и цветовосприятия. Многолетние наблюдения показывают, что улучшение зрения у детей, перенесших стресс, заболевание гриппом и ОРЗ наблюдается уже после месяца регулярных упражнений.
На подготовительном этапе для ознакомления с ближайшим окружением проводятся экскурсии, прогулки в лес и парк, наблюдения; рассматриваются иллюстрации; составляются на асфальте из природного материала полярные настроения и отношения («Любимая мама», «Добрая бабочка», «Грустная осень», «Сердитая пчела», «Злой комар»); используются игровые приемы, психогимнастические этюды, словесное рисование ощущений («Что я чувствую руками?»), глазотерапия.
Основной этап (занятие по развитию речи) ориентирован на активизацию фразеологических оборотов, формирование интонационно-выразительной связной речи; используются игровые приемы, сочинение загадок, придумывание рассказов, моделирование, психогимнастические этюды, глазотерапия.
Последующий этап (конструирование, рисование, аппликация) заключается в обобщении имеющихся представлений, преодолении эмоционального дискомфорта, а также в постепенной ориентировке на состояние сверстника; используются игровые приемы; идентификация собственных чувств и состояний («Найди свое дерево»), узнавание предмета по форме и цвету («Подбери такой же листок»), психогимнастические этюды, глазотерапия.
Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовительный этап
Прогулка в лес
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к живой природе;
- развивать умение чувствовать настроение леса;
- поощрять проявление эмоций и чувств социально приемлемыми способами.
• Образовательные:
- уточнить знания о временах года;
- формировать дифференцированные представления о кустарниках (черноплодная рябина) и деревьях (клен, ива), а также об их листьях;
- учить использовать доброжелательные пантомимику, голос, действия в приветствии;
- учить тому, что у личных качеств существует парность (смелая и трусливая бабочка).
• Оздоровительные:
- улучшать цветовосприятие и остроту зрения;
- упражнять в реагировании на имеющиеся отрицательные эмоции (страх);
- обучать расслаблять мышцы.
* * *
Дети и воспитатель приходят на экскурсию в близлежащий парк.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько деревьев и кустарников вокруг! У деревьев есть ствол и крона, которая состоит из ветвей и листьев. Кустарники ниже деревьев, у них не один ствол, а много тонких веток с листьями. Сегодня мы в гостях у леса. Что делают, когда приходят в гости?
Дети. Здороваются.
Воспитатель. Правильно, можно здороваться по-разному: обняться, прикоснуться рукой, носом, щекой, плечом. Можно сказать громко и весело или шепотом и нежно: «Здравствуй, привет». Выберите дерево, которое вам больше всего понравилось, поздоровайтесь с лесными жителями.
Дети выполняют задание.
Обратите внимание, ребята выбрали разные растения. Лера и Леша обняли клен, Света прижалась щекой к иве, а Костя прикоснулся ладошками к черноплодной рябине. (Выборочно просит детей назвать свое дерево.)
Дети. Это мой клен. Эта моя ива.
Воспитатель. Ребята, закройте глаза… как тихо и спокойно в лесу. Давайте послушаем эту тишину.
Дети замирают и слушают, потом рассказывают о том, что услышали в тишине леса.
Скажите, кто из ребят стоит у дерева, а кто прислонился к кустарнику? Как вы догадались?
Дети. У ивы и клена есть ствол и крона - это деревья. У черноплодной рябины нет ствола, много коротких веток. Это кустарник.
Воспитатель. А теперь отгадайте загадки.
Пусты поля, мокнет земля, дождик поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
Тает снежок, очистил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (Весной.)
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом.)
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)
Ребята, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель. Посмотрите внимательно кругом, какие изменения в природе происходят осенью? Давайте поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи». Летом на деревьях листья зеленые, а осенью…
Дети. Желтые, красные.
Воспитатель. Летом солнце ярко светит, а осенью…
Дети. Идет дождик.
Воспитатель. Летом деревья с густой листвой, а осенью…
Дети. Листья опадают.
Воспитатель. Летом собирают букеты из цветов, а осенью букеты…
Дети. Из листьев деревьев.
Воспитатель. Посмотрите, сколько под ногами красивых листьев. Сейчас мы составим из них букеты.
Дети собирают букеты из листьев.
Обратите внимание, что у клена, ивы и черноплодной рябины разные листья. Как окрашены листья у клена?
Дети. Желтые, красные, багровые, зеленые.
Воспитатель. У ивы?
Дети. Только зеленые и желтые.
Воспитатель. У черноплодной рябины?
Дети. Красные, желтые, зеленые.
Воспитатель. Какая форма листьев у клена?
Дети. Полукруглая.
Воспитатель. У ивы?
Дети. Овальная.
Воспитатель. У черноплодной рябины?
Дети. Круглая.
Воспитатель. Какой контур листа у клена?
Дети. Резной.
Воспитатель. У ивы?
Дети. Гладкий.
Воспитатель. У рябины?
Дети. Пилочкообразный.
Воспитатель. Какие прожилки на листьях клена?
Дети. Частые, грубые, толстые.
Воспитатель. У ивы?
Дети. Редкие.
Воспитатель. У черноплодной рябины?
Дети. Частые, тонкие.
Воспитатель. Какой корешок у листа клена?
Дети. Длинный.
Воспитатель. У черноплодной рябины?
Дети. Короткий.
Воспитатель. А у листа ивы нет корешка.
Проводится игра «Найди такой же лист». Воспитатель показывает лист детям, просит найти у себя в букетах такой же и назвать его.
В лесу происходят самые невероятные истории. Однажды из города в лес прилетела бабочка. Она всего боялась: деревьев, цветов, ветра. Целыми днями она сидела на земле и дрожала от страха. Узнали об этом лесные бабочки и помогли трусишке. Они пригласили бабочку полетать вместе и показали, что лес совсем не страшный.
Проводится подвижная игра «Больше не боюсь». В центре круга дрожит трусливая бабочка. По кругу летают смелые бабочки, как бы приглашая трусишку полетать с собой. На счет «три» смелые бабочки разлетаются к своим деревьям и замирают. А трусливая бабочка подлетает к дереву и кружит вокруг него, приглашая в полет другую бабочку. Когда бабочки собираются вместе, они летают по кругу.
Глазотерапия
Воспитатель приглашает детей подойти поближе, встать полукругом, посмотреть на специально составленную картину с изображением бабочки. Дети описывают ее. Далее воспитатель отходит от детей на 3-4 м и про сит назвать цвета частей тела бабочки (крыльев, усов, туловища, глаз).
Окончание занятия
Воспитатель и дети прощаются с лесом и возвращаются с букетами листьев в детский сад. На следующий день они вместе составляют бабочек из листьев на асфальте.
Основной этап
Занятие по развитию речи
«Придумывание загадок»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Воспитательные:
- учить выражать чувства языковыми средствами.
• Образовательные:
- учить при составлении загадок отбирать условные заместители, использовать свои знания о внешнем виде бабочки;
- подвести к пониманию метафорических образов в загадке (бабочка - прекрасный цветок, стебелек);
- учить подбирать к образным характеристикам бабочки соответствующие объекты (крылатая птичка, разноцветная радуга, усатая кошка);
- учить согласовывать существительные и прилагательные в женском роде (если разноцветная, то радуга, а не ковер);
- учить составлять предложения с противительным союзом но;
- добиваться четкого произнесения слов, включающих звук [р], в скороговорке про рябину;
- упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе.
• Оздоровительные:
- улучшать цветовосприятие и остроту зрения;
- упражнять в реагировании на имеющиеся отрицательные эмоции (страх);
- обучать расслаблять мышцы.
ОБОРУДОВАНИЕ
Условные заместители к загадке, фланелеграф.
* * *
Воспитатель. Послушайте, что я вам расскажу.
Увидев на клумбе
прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел,
Но стоило тронуть рукой
стебелек,
И сразу цветок улетел.
Что это такое?
Дети. Загадка о бабочке.
Воспитатель. Правильно, это загадка. Чем она отличается от сказки, пословицы?
Дети. Загадку надо отгадывать, в ней не называется тот, о ком идет речь. А пословицы учат мудрости. Поговорки и пословицы говорят при подходящем случае.
Воспитатель. Как вы догадались, что эта загадка о бабочке? С чем сравнивают бабочку в загадке? С чем еще можно сравнить бабочку?
Дети. Ее можно сравнить с веером узорным, потому что она машет узорными крыльями. И т.д.
Воспитатель. Давайте придумаем загадку о бабочке. Посмотрите, какая она?
Дети. Разноцветная, с усами и крыльями.
Воспитатель. Что можно назвать разноцветным?
Дети. Разноцветная бывает радуга.
Воспитатель. У кого из животных есть усы?
Дети. У кошки.
Воспитатель. У кого есть крылья?
Дети. У птички.
Воспитатель. А теперь придумаем загадку, используя заместители. Разноцветная, но не радуга. (Показывает первую разноцветную картинку и вторую картинку с изображением радуги, зачеркнутой знаком «Х».) С усами, но не кошка. (Показывает первую картинку с нарисованными усами, вторую - с изображением кошки, зачеркнутой знаком «Х».) С крыльями, но не птичка. (Показывает первую картинку с нарисованными крыльями, и вторую - с изображением птички, зачеркнутой знаком «Х».) Это загадка о любой бабочке. А теперь придумаем загадку о трусливой, которая прилетела из города в лес. Для этого нужно сказать о том, чего она боится. Я буду начинать, а вы заканчивайте фразы так, чтобы получилось складно.
Воспитатель. На траве…
Дети. Сидит.
Воспитатель. От страха…
Дети. Дрожит.
Воспитатель. Крыльями…
Дети. Машет.
Воспитатель. Слезы…
Дети. Проливает.
Воспитатель. Как?
Дети трут руками глаза, изображая плач.
Кто сможет загадать загадку полностью?
Дети загадывают.
А теперь повторите загадку по модели.
Игра «Живые слова»
Воспитатель. Дети, вы знаете, что со словами можно играть?
Дети отвечают.
Игра называется «Живые слова», потому что в ней словами будете вы сами. Кто хочет быть словом? (Вызывает по желанию четверых детей.) Теперь Леша, Саша, Настя и Оля не обычные дети, а дети-слова. Ты, Леша, слово клен. Ты, Саша, слово нам. Ты, Настя, слово хочет, а Оля - слово поклониться. Какими словами стали Леша, Саша, Настя и Оля?
Дети отвечают.
Наши слова стоят по порядку. (Показывает рукой слева направо.) Леша скажет свое слово и даст руку Саше. Саша скажет свое и даст руку Насте. Настя скажет свое и даст руку Оле.
А все остальные будут слушать.
Дети выполняют задание воспитателя.
Про что вы сказали слова?
Дети. Про клен.
Воспитатель. Что они сказали про клен? Какое первое слово? А следующее? Какие слова сказали Леша, Саша, Настя и Оля?
Дети отвечают на вопросы.
Я хлопну в ладоши, и слова разбегутся. (Хлопает в ладоши.) Наши слова ушли. Вы хорошо их запомнили? Какое слово стоит у окна? У двери? У зеркала? Теперь я хлопну в ладоши, и слова встанут по порядку. А мы посмотрим, правильно ли они встали.
Одни дети произносят свои слова, давая руку друг другу, другие исправляют ошибки.
(Отправляет на место по одному ребенку.) Какие слова остались?
Дети отвечают.
Послушайте скороговорку. Расклевал дрозд рябины гроздь. Какой звук чаще всего встречается в ней?
Дети. Звук [р].
Воспитатель. Произнесем скороговорку медленно, а затем быстро.
Воспитатель и дети читают скороговорку. В конце занятия проводится подвижная игра «Больше не боюсь».
Последующий этап
Аппликация
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Воспитательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость детей к своим работам;
- учить замечать симметричность окраски крыльев бабочки.
• Образовательные:
- развивать умение создавать художественную композицию из осенних листьев;
- учить приему прикладывания на лист бумаги и последовательно изображать части бабочки;
- закреплять знание признаков листьев клена, черноплодной рябины, ивы.
• Оздоровительные:
- улучшать цветовосприятие и остроту зрения;
- упражнять в реагировании на имеющиеся отрицательные эмоции (страх);
- обучать расслаблять мышцы.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Осенние листья (клена, черноплодной рябины, ивы).
2. Лист бумаги, клей ПВА, кисти.
3. Иллюстрации с изображением бабочек.
* * *
Воспитатель (показывает иллюстрации с изображением бабочек). Ребята, какие части тела есть у бабочки?
Дети. Голова, усы, крылья, брюшко.
Воспитатель. Обратите внимание, что у бабочки две пары крыльев. Верхняя пара по размеру больше, чем нижняя. В лесу мы собрали много разных листьев. (Показывает древесный лист.) Как вы догадались, что это кленовый лист?
Дети. Он полукруглой формы, резной, с толстыми и грубыми прожилками, с длинным черешком.
Воспитатель. На какую часть бабочки похож кленовый лист?
Дети. На крылья.
Воспитатель. Как вы догадались, что это лист ивы?
Дети. Он овальный, гладкий, с редкими прожилками, без черешка.
Воспитатель. На какую часть бабочки похож лист ивы?
Дети. На брюшко.
Воспитатель. Как вы догадались, что это лист черноплодной рябины?
Дети. Он круглой формы, с пилочкообразным краем, с тонкими и частыми прожилками, с коротким черешком.
Воспитатель. На какую часть бабочки похож лист черноплодной рябины?
Дети. На головку.
Воспитатель. Из чего можно сделать усы у бабочки?
Дети. Из черешков листьев.
Воспитатель показывает детям, как необходимо соединить листья между собой, чтобы получилась бабочка. Затем дети самостоятельно составляют на листе бумаги картину, приклеивают части тела бабочки. Когда работы готовы, ими украшают комнату или веранду.
В конце занятия проводятся глазотерапия, затем подвижная игра «Больше не боюсь».


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск