«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Особенности планирования логопедической работы в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

23 сентября, 2005 Рубрика: Организационные аспекты Гузачев Ф.А.

Гузачев Ф.А., учитель-логопед Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Подснежник», г. Реж, Свердловская обл.

Социальное сиротство оставляет в психике ребенка тяжелый след. Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем более выражены деформации психического развития. Иногда только в приюте дети впервые получают психолого-педагогическую и логопедическую помощь. Специфика подобных учреждений состоит в круглосуточном пребывании детей на полном государственном обеспечении. Пребывание это краткосрочное: в среднем 2-5 мес. Поэтому перед специалистами Центра стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени, с учетом того, что большинство поступающих к ним детей имеют сложные полиморфные речевые нарушения или коммуникативные проблемы.
Вся организация коррекционно-речевой работы базируется на следующих основных принципах:
- индивидуально-дифференцированного подхода к каждому участнику процесса;
- комплексного воздействия;
- гуманности и толерантности.
Задачи, стоящие перед логопедом, решающим проблему речевой реабилитации детей:
- выявление детей, имеющих речевые нарушения, путем диагностики звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, фонематического слуха и др.;
- коррекция речевых нарушений на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях;
- профилактика речевых нарушений путем консультаций, бесед и информирования всех субъектов коррекционного процесса;
- развитие коммуникативных навыков (применение диалогов, тематических бесед и коммуникативных тренингов).
Основные направления деятельности
Диагностика
1. Обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов. (Проходит в течение года.)
2. Обследование речи дошкольников, установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности. (Проходит в течение года.)
3. Составление коррекционной программы, а также индивидуальных программ работы с проблемными детьми. (Делается по необходимости.)
4. Планирование групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий. (Делается по необходимости.)
Организационно-методическая работа
1. Посещение занятий в группе дошкольников. (В течение года.)
2. Проверка выполнения домашних занятий у школьников. (В течение года.)
3. Информирование учителей и воспитателей об успехах и трудностях в работе с детьми. (В течение года.)
4. Рекомендации по автоматизации звуков в речи детей. (В течение года.)
5. Помощь воспитателям методической литературой и дидактическим материалом. (В течение года.)
6. Консультации и координирование работы с психологом и социальным педагогом. (В течение года.)
7. Оптимизация взаимосвязи с медицинскими работниками Центра и врачами-специалистами. Работа с медицинскими данными. (В течение года.)
8. Проведение открытых мероприятий и посещение город-
ских муниципальных объединений логопедов. (Первый квартал.)
9. Повышение квалификации с помощью курсовой подготовки, знакомство с передовым опытом и т.д. (Проходит по графику.)
10. Улучшение оснащенности логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом, литературой и т.д. (В течение года.)
Коррекция и развитие
1. Индивидуальная и групповая работа с детьми для формирования правильной артикуляции, лексико-грамматических категорий, фонематических процессов в соответствии с возрастными нормативами. (Проходит постоянно.)
2. Коррекция познавательной деятельности, высших психических функций (память, внимание). Развитие мелкой моторики, работа с дисграфическими проявлениями на письме. Коммуникативные тренинги общения. (Проходят постоянно.)
Профилактика и пропаганда
1. Оповещение родителей о нарушениях устной и письменной речи детей, которые возвращаются в семью. (Делается по необходимости.)
2. Подготовка сообщений и бесед для воспитателей Центра. (1 раз в месяц.)
3. Информирование педагогов и родителей о результатах работы с детьми. (Делается по необходимости.)
4. Логопедические беседы для родителей и учителей первоклассников в школах микрорайона. (1 раз в год.)
5. Консультирование всех заинтересованных лиц через кабельное телевидение и районную прессу. (Делается по возможности.)
6. Работа с родителями детей дневного отделения. (Проходит постоянно.)
Пример лексико-грамматической программы
Данная программа предназначена для детей старшего до-
школьного возраста (5-7 лет) с ОНР. Рассчитана программа на работу в течение 4-х мес.
1-й месяц
1-я неделя

  • Обучение самостоятельной постановке вопроса.
  • Работа над предложением (составление предложений по демонстрации действий).
  • Составление предложений по карточкам. (Овощи-фрукты, Труд людей.)

2-я неделя

  • Изучение порядка слов в предложении из трех слов без предлогов и союзов.
  • Работа с предлогами на, под.
  • Словообразование (множественное число существительного).

3-я неделя

  • Графическое изображение слов в предложении.
  • Графическое изображение предлогов над, под, в по карточкам.
  • Определение имен существительных в творительном падеже по картинкам. (Чем рисуем? Кистью.)

4-я неделя

  • Словарная работа по теме «Сельскохозяйственные профессии».
  • Графическое изображение по индивидуальным картинкам.
  • Изучение винительного падежа существительных единственного числа на примере одушевленных и неодушевленных предметов.

2-й месяц
1-я неделя

  • Словарная работа по теме «Посуда».
  • Обучение высказыванию по вопросам и самостоятельный пересказ по теме.
  • Изучение винительного падежа существительных множественного числа на примере одушевленных и неодушевленных предметов.

2-я неделя

  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже по темам «Одежда», «Обувь».
  • Использование переходных глаголов, винительного падежа существительных по теме «Одежда».
  • Графическое изображение предложений.

3-я неделя

  • Словарная работа по теме «Транспорт». Повторение правил дорожного движения. Уточнение названий профессий.
  • Использование глаголов совершенного и несовершенного вида по теме. Отгадывание загадок о транспорте.
  • Графическое изображение порядка слов в предложении.

4-я неделя

  • Словарная работа по теме «Кто как готовится к зиме?».
  • Составление предложений по теме.
  • Употребление в речи глаголов по теме.

3-й месяц
1-я неделя

  • Словарная работа по теме «Домашние и дикие животные».
  • Употребление существительных творительного падежа по теме «Жизнь в центре».
  • Обучение грамоте. Звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных (кран, стоп, шкаф). Графическое изображение слов.

2-я неделя

  • Словарная работа по темам «Мебель», «Игрушки», «Школьные принадлежности».
  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже в единственном и множественном числе по теме.
  • Словарная работа по теме «Кто как зимует?». Рассматриваются дикие животные: барсук, медведь, еж.

3-я неделя

  • Обучение грамоте. Звукобуквенный анализ со стечением согласных.
  • Графическое изображение слов.
  • Словарная работа. Образование прилагательных от существительных: стекло - стеклянный, дерево - деревянный.

4-я неделя

  • Словарная работа по теме «Наша армия». Чтение стихов.
  • Составление рассказа по картине, пересказ по картине и словарная работа по темам «Как убирают город зимой» и «Город, где мы живем».
  • Обучение грамоте. Звукобуквенный анализ двусложных слов типа мотор, забор, повар. Графическое изображение слов.

4-й месяц
1-я неделя

  • Словарная работа на тему «Наши праздники». Чтение рассказа на тему «А что у вас?». Ответы на вопросы: Кто больше назовет действий к предмету? Кому что нужно?
  • Грамматический строй речи: образование существительных с помощью суффиксов -ик-; -чик-, -щик- по теме «Профессии».
  • Звукобуквенный анализ двусложных слов типа топор. Графическое изображение.

2-я неделя

  • Словарная работа на тему «Времена года».
  • Грамматический строй речи. Употребление предлогов за, из, из-за, из-под.
  • Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных типа кукла, клубок. Графическое изображение.

3-я неделя

  • Работа по картине «Время года».
  • Закрепление прилагательных в речи, использование слов-антонимов: грязный - чистый и др.
  • Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных. Графическое изображение.

4-я неделя

  • Словарная работа по теме «Цветы». Чтение стихов и отгадывание загадок.
  • Употребление в речи винительного, родительного и дательного падежей. Дополнение предложений. Проведение игры «Кому письмо?».
  • Звукобуквенный анализ слов типа машина.

График работы логопеда
Понедельник 8.00-12.00.
Вторник 8.00-12.00.
Среда 15.00-19.00.
Четверг 8.00-12.00.
Пятница 15.00-19.00.
Итого: 20 ч в неделю.
В графике необходимо преду-
смотреть работу, как в утренние, так и в вечерние часы, учитывая, что некоторые дети занимаются в первую, а другие во вторую смену.
Циклограмма работы логопеда
Работа с дошкольниками с ФФН.
Работа с дошкольниками с ОНР.
Работа со школьниками с ОНР.
Индивидуальная или развивающая работа с дошкольниками.
Индивидуальная работа со школьниками со сложными речевыми нарушениями.
Работа с дисграфией у школьников.
Методическая и организационная деятельность.
Работа с родителями и заинтересованными лицами.

Эффективность предложенной системы подтверждается хорошими результатами и объективными данными проведенных консилиумов.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск