«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Особенности коррекционно-речевой работы с дошкольниками в условиях детского дома

30 сентября, 2007 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Презентация опыта Десюкова Н.В. Бадяева Н.Е.

Бадяева Н.Е., Десюкова Н.В., учителя-логопеды МОУ «Детский дом» № 2, г. Киселевск Кемеровской обл.
Занятие на лексическую тему «Дикие животные»
Понедельник
Первая половина дня
Тема «Дикие животные и их детеныши»
1. Воспитатель предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных.
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, корова, волк, коза.
Белка, кошка, собака, кролик.
Овца, олень, коза, кошка.
Корова, медведь, собака, свинья.
2. Игра «Как зовут тебя, малыш?»
Цель: образование существительных – названий детенышей диких животных.
Воспитатель предлагает помочь животным позвать своих малышей обедать:
- Лиса зовет: лисенок!
- Медведь …: медвежонок!
- Белка …: бельчонок!
- Волк …: волчонок!
- Заяц …: зайчонок!
- Олень …: олененок!
- Еж …: ежонок!
3. Логопедическое занятие (по плану логопеда).
4. Музыкальное занятие (по плану музыкального руководителя).
Разучивание песни «Белочка» (муз. М.А. Парцхаладзе).
Разучивание музыкально-дидактической игры «На водопой».
ЦЕЛИ
•Координация речи с движением.
•Развитие подражательности, творческого воображения.
•Закрепление в речи суффиксов -онок, -енок.
Жарким днем лесной тропой
Дети спокойно идут друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок,
Крадутся на носочках.
За мамой-ежихой катился ежонок,
Приседают, медленно продвигаются вперед.
За мамой-медведицей шел медвежонок,
Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата,
Скачут вприсядку.
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Скачут на прямых ногах.
Волчица вела за собою волчат.
Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят.
Повернувшись лицом в круг, делают движения языком – «лакают».
5. Прогулка.
6. Считалочка:
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку.
Вторая половина дня
1. Логопедическая пятиминутка. Упражнение «Расставь по загонам».
ЦЕЛИ
•Слоговой анализ слов – названий домашних животных.
•Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображения диких животных: медведя, белки, зайца, волка, лисы, ежа, оленя и три загона и объясняет, что в первый загон нужно поставить («за-гнать») животных, в названиях которых один слог, во второй загон – два слога, в третий – три слога.
Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, четко произносят их названия по слогам и ставят в соответствующие загоны.
2. Разучивание стихотворения.
Есть у каждого свой дом
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный
дом.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.

  1. Индивидуальные занятия с детьми (по заданию логопеда).
    4. Прогулка. Повторение считалочки «Заяц Егорка».
    Вторник
    Первая половина дня
    1. Математика.
    ЦЕЛИ
    •Освоение прямого и количественного счета.
    •Посчитать диких животных, их детенышей.

Решить веселую задачу:
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
2. Выполнение аппликации.
Тема «Заяц под елочкой»
Перед началом работы детям загадывается загадка: «Летом серый, зимой белый». Далее дети по образцу, данному воспитателем, выполняют аппликацию «Заяц под елочкой».
3. Физкультура (на улице).
Подвижная игра «Медведь».
ЦЕЛИ
•Координация речи и движений.
•Развитие подражательности и творческого воображения.
Как на горке – снег,
снег,
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
И под горкой – снег,
снег.
И на елке – снег, снег,
Встают, потягиваются вверх.
И под елкой – снег, снег.
Приседают.
А по снегом спит медведь.
Идут по кругу на цыпочках.
Тише, тише… Не шуметь!
Прикладывают указательный палец к губам.
Вторая половина дня
1. Логопедическая пятиминутка.
По описанию внешности и повадок догадаться, о каком животном идет речь.
Рыжая, хитрая, ловит зайцев. (Лиса.)
Большой, косолапый, зимой спит в берлоге. (Медведь.)
Трусливый, летом серый, а зимой белый; длинные уши, а хвост короткий. (Заяц.)
Маленький, колючий, на иголках носит яблоки и грибы. (Еж.)
2. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Зайчик
Зайка серый скачет ловко,
Локтем опираются на стол.
В лапках у него морковка.
Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок.
3. Свободная деятельность.
Рисование карандашами на тему «Ежик с грибами».
Перед началом воспитатель и дети рассматривают иллюстрацию с изображением ежика.
4. Индивидуальные занятия с детьми (по заданию логопеда).
5. Прогулка.
6. Повторение подвижной игры «Медведь».
Среда
Первая половина дня
1. Логопедическое занятие (по плану логопеда).
2. Ознакомление с окружающим.
Работа над сюжетной картинкой «На лесной поляне».
ЦЕЛИ
•Беседа по картинке.
•Закрепление правильного употребления предлогов и согласования слов в предложении.
•Составление связного рассказа по картинке.
Белка на дереве.
Лиса за бревном.
Заяц под кустом.
Ежик на тропинке.
Лось у дерева.

  1. Лепка.
    Тема «Лиса с лисенком»
    Перед началом работы дети отгадывают загадку:
    Посмотрите-ка, какая -
    Вся горит, как золотая.
    Ходит в шубке дорогой,
    Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
    Далее воспитатель вместе с детьми рассматривают картинку с изображением лисы и лисенка, проговаривают, что у лисы все лисье: лисья голова, лисий хвост, лисьи лапы и т.д. (повторение образования притяжательных прилагательных).
    4. Прогулка. Разучивание подвижной игры «У медведя во бору».
    Вторая половина дня
    1. Логопедическая пятиминутка.
    Игра « Подскажи словечко»
    Без тропинки, без дорог
    Серый катится клубок.
    Он в иголках острых
    сплошь,
    Потому что это … (еж).
    Сладкий мох искал весь
    день,
    И жевал его … (олень).
    2. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
    Зайка и ушки
    Ушки длинные у зайки,
    Дети сжимают пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы и шевелят ими в стороны и вперед.
    Из кустов они торчат.
    Он и прыгает, и скачет,
    Веселит своих зайчат.
    3. Свободная деятельность.
    Игра-драматизация «В лесу»
    Шла медведица к реке
    С медвежонком бурым.
    Повалялась на песке,
    Отряхнула шкуру.
    Сына дальше повела,
    Поискала броду,
    Поискала и нашла
    И полезла в воду.
    Смотрит маленький
    медведь,
    Хмурится упрямо,
    А потом давай реветь:
    - Как же я-то, мама?
    А медведица идет,
    Прибавляет ходу,
    Сына ласково зовет
    За собою в воду.
    Мишка в воду не полез,
    Мать окликнул снова
    И на весь зеленый лес
    Закатился ревом!
    Оглянулась мать, ворча,
    И вернулась к мишке,
    Мокрой лапой сгоряча
    Шлепнула трусишку.
    Мишка в воду угодил,
    Забарахтался, поплыл!
    Ну а если плавать начал,
    Нет причины плакать,
    значит!
    3. Индивидуальные занятия с детьми (по заданию логопеда).
    4. Прогулка.
    5. Подвижно-дидактическая игра «Назови и покажи».
    Цель: расширение и обогащение словаря.
    Воспитатель называет глагол, дети подбирают существительное и имитируют движения.
    Крадется – лиса, прыгает – .., переваливается – .., пугается – .., скачет – .., выслеживает – … .
    Четверг
    Первая половина дня
    1. Математика.
    Цель: согласование числительных (один, два, пять) и существительных в падеже.
    Одна белка, две белки, пять белок.
    Один заяц, два зайца, пять зайцев.
    Одна лиса, две лисы, пять лис.
    2. Логопедическое занятие (по плану логопеда).
    3. Музыкальное занятие (по плану музыкального руководителя).
    Повторение песни «Белочка» (муз. М.А. Парцхаладзе). Сопровождение слов танцевальными движениями.
    4. Прогулка. Разучивание игры «Дикие животные».
    ЦЕЛИ
    •Научить изображать повадки животных.
    •Показать, как ходит медведь, лиса, как прыгает заяц.
    Вторая половина дня
    1. Логопедическая пятиминутка.
    Отгадывание загадок о диких животных, рассматривание соответствующих картинок.
    2. Игра «Доскажи словечко»
    Мчится без оглядки,
    Лишь сверкают пятки.
    Мчится, что есть духу,
    Хвост короче уха.
    Живо угадай-ка,
    Кто же это?.. (Зайка.)
    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост – краса.
    Кто это?.. (Лиса.)
    Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А проснувшись, стал
    реветь.
    Этот зверь – лесной …
    (медведь).
    Стройный, быстрый,
    Рога ветвисты.
    Пасется весь день.
    Кто же это?.. (Олень.)
    Лесники ее котят
    Взять домой не захотят.
    Ей не скажешь: «Кошка,
    брысь!»
    Потому что это … (рысь).
    3. Свободная деятельность. Игра с муляжами диких животных. Знакомство с профессиями: охотник, зверовод, ветеринар, дрессировщик, укротитель и др.
    4. Индивидуальные занятия с детьми (по заданию логопеда).
    5. Прогулка. Повторение подвижной игры «Медведь».
    Пятница
    Первая половина дня
    1. Ознакомление с окружающим.
    Повторение лексической темы «Дикие животные».
    Игра «Назови семью»
    Цель: образование существительных – названий животных разного пола и возраста.
    Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи – и больших и маленьких.
    Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок, медвежата.
    Папа – волк, мама – волчица, детеныш(и) – волчонок, волчата.
    Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш(и) – зайчонок, зайчата.
    Папа – еж, мама – ежиха, детеныш(и) – ежонок, ежата.
    Папа – лис, мама – лиса, детеныш(и) – лисенок, лисята.
    Папа – олень, мама – олениха, детеныш(и) – олененок, оленята.
    Папа – лось, мама – лосиха, детеныш(и) – лосенок, лосята.
    2. Рисование красками на тему «На лесной поляне». Перед началом работы разучивание шуточного стихотворения.
    Белка с ветки в свой
    домишко
    Перетаскивала шишку.
    Белка шишку уронила,
    Прямо в мишку угодила.
    Застонал, заохал мишка -
    На носу вскочила шишка!
    3. Физкультурное занятие.
    Показать, как прыгает заяц, крадется лиса, переваливается медведь.
    4. Прогулка. Повторение подвижной игры «Медведь».
    Вторая половина дня
    1. Логопедическая пятиминутка. Повторение игры «На водопой».
    2. Свободная деятельность. Чтение и инсценировка сказки «Теремок».
    3. Индивидуальные занятия с детьми (по заданию логопеда).
    4. Прогулка. Повторение подвижной игры «У медведя во бору».
    Суббота, воскресенье
    1. Упражнение на координацию речи с движениями.
    Я как белка в колесе
    Дети прыгают на месте.
    Прыгаю на месте,
    Чтобы было веселей,
    Поскакали вместе.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Прыгают под счет 5 раз.
    Начал заинька скакать.
    Прыгать серенький
    горазд -
    Прыгают под счет 10 раз.
    Он подпрыгнул десять
    раз.
    2. Упражнение на координацию речи с движениями.
    Белки
    Ели за окном стоят,
    Дети потягиваются – руки поднимают вверх.
    В небо синее глядят.
    Ветки в стороны торчат,
    Потягиваются – руки вытягивают вперед.
    Белки на ветвях сидят.
    Садятся в глубокое приседание на несколько секунд, потом встают.
    Белки прыгают по елкам,
    Собирают белки шишки.
    Не пугают их иголки:
    Прыгают.
    Белки – ловкие малышки.
    Мы под елками сидим
    И на белочек глядим.
    Приседают несколько раз.
    3. Игра-драматизация
    «Грибной кузовок»
    По тропинке во весь дух
    Мчится из лесу петух.
    Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!
    Честь и слава грибнику!
    Я наполнил кузов мой
    И бегу скорей домой!»
    Из-под елки фыркнул еж:
    «Все грибы ты растрясешь!»
    Ежик прав: у петуха
    В кузовке одна труха.
    4. Игра-драматизация «Заяц белый»
    Заяц белый, заяц белый,
    Ты куда за лыком бегал?
    Заяц белый отвечал:
    - Я не бегал, я скакал!
    5. Подвижная игра
    «Зайцы и волк»
    Выбирается водящий – «волк». Остальные дети – «зайцы».
    Зайки скачут
    Дети скачут по залу, как зайцы, и прислушиваются.
    Скок-скок-скок!
    На зеленый на лужок.
    Травку щиплют, слушают,
    Не идет ли волк…
    Волк: «Я лохматый серый
    волк,
    Я в зайчишках знаю толк.
    Все они прыг да скок,
    Попадут мне на зубок».
    «Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.
    6. Упражнение на координацию речи с движением.
    Мишка косолапый по лесу идет,
    Идут вперевалку, как медведь.
    Шишки собирает и в карман кладет.
    Наклоняются за шишками.
    Шишка отскочила прямо мишке в лоб!
    Кулачком стукают по лбу, сильно топают ногой.
    Мишка рассердился и ногою – топ!
    7. Подвижная игра
    «Зайцы и лиса»
    Выбирается водящий – «лисичка», остальные дети – «зайчата».
    Скачут-скачут зайки -
    Дети прыгают, как зайцы, по залу.
    Ребятки-побегайки:
    Под кустик, под пенек,
    На зеленый на лужок.
    Серенькие скачут,
    веселятся
    И лисички не боятся.
    Эй, лисичка, выбегай
    «Лисичка» догоняет «зайчат».
    И зайчишек догоняй!
    8. Упражнение «Ежик»
    на координацию речи
    По сухой лесной дорожке
    Дети стоят, слегка согнувшись. Руки сгибают в локтях, перед грудью, кисти рук опускают вниз. Ноги, слегка сгибают в коленях, делают мелкие частые шажки.
    Топ-топ-топ топочут ножки.
    Ходит, бродит вдоль
    дорожек
    Весь в иголках серый
    ежик.
    Ищет ягодки, грибочки
    «Собирают» ягодки – соединяют кончики пальцев.
    Для сыночка и для дочки.
    Если подкрадется волк -
    Превратится еж в клубок.
    Сворачиваются на полу клубком.
    Ощетинит еж иголки -
    Не достанется он волку.
    Еж не тронет никого,
    Встают и продолжают топать по дорожке.
    Но и ты не тронь его!
    9. Упражнение
    «Разминаем пальчики»
    на развитие эмоций,
    творческого воображения
    Разминаем пальчики – раз, два, три.
    Дети сжимают и разжимают пальцы.
    Разминаем пальчики.
    Ну-ка, посмотри!
    Вот бежит лисичка -
    раз, два, три.
    Делают плавные движения руками.
    Хитрая сестричка. Ну-ка, посмотри!
    Поочередно выдвигают руки вперед.
    Лепим, лепим личико – раз, два, три.
    Легко «пробегаются» пальчиками по лицу.
    Что же получилось?
    Ну-ка, посмотри!
    Хитрая лисичка -
    вот она!
    Делают хитрое выражение лица.
    Рыжая лисичка хороша!
    Вот лисичка злая, ой-ой-ой!
    Оскаливают зубы, раздувают ноздри.
    От нее скорее убегу домой.
    Напрягают пальцы, как когти.
    У лисички нашей грустный вид,
    Изображают грусть: опускают голову, уголки рта вниз.
    Сидит одна лисичка и
    грустит.
    Улыбнись, лисичка,
    погляди на нас.
    Тебя мы не оставим ни на
    час!
    Улыбаются.
    10. Подвижная игра «Замри!»
    Разбежались по лужайке
    Дети бегут врассыпную.
    Мишки, лисоньки и
    зайки.
    Стали весело кружиться.
    Кружатся на носочках.
    Стали звери веселиться.
    Раз-прыжок, два -
    прыжок.
    Прыгают на двух ногах.
    Замирай скорей, дружок!
    Замирают в произвольной позе.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Особенности коррекционно-речевой работы с дошкольниками в условиях детского дома


  1. # 1 Аноним Пишет:

    очень хорошо описан день. большое спасибо от начинающих воспитателей логопедических групп


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск