На основании методик формирования монологической речи В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Н.С. Старжинской, Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной, нами была составлена программа логопедической работы по формированию монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня, которая состояла из трех этапов.
Подготовительный этап - 5 занятия. На подготовительном этапе осуществлялось формирование у детей высших психических функций, формирование правильного звукопроизношения, овладение необходимыми лексико-грамматическими средствами и формирование установки на использование фразовой речи.
Примеры упражнений.
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:«Что изменилось?»; «Найди отличия» по картинкам; загадки с дальнейшим объяснением ответа.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики: штриховка, лабиринты, дорожки, пальчиковая гимнастика, мозаика.
Упражнения для развития артикуляционной моторики: «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Улыбка», «Загони мяч в ворота», «Маляр» и др.
Основной этап - 20 занятий. На основном этапе обучения предусматривалась работа по переходу от составления детьми рассказов с помощью педагогов к более самостоятельным, развернутым высказываниям, имеющие смысловую целостность.
Чтобы повысить мотивацию школьников к работе в процессе формирования монологической речи детям выдавались жетоны за хорошо выполненное задание, которые и заменяли им систему оценок.
В качестве эффективного коррекционного средства на всех этапах работы мы использовали метод наглядного моделирования, который позволял детям зрительно представить многие абстрактные понятия и научиться работать с ними. Наглядное моделирование представляет собой воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ними
Метод наглядного моделирования способствует:
- усвоению принципа замещения, передачи событий при помощи заместителей (использовались с этой целью плоскостные изображения разнообразных геометрических фигур);
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединить их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать их в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению последовательности, логичности, полноте изложения;
- развитию мышления,слухового внимания,восприятия и слуховой памяти;
- воспитанию у детей потребности в речевом общении.
На заключительном этапе мы провели анализ полученных результатов.