«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Особенности физкультурных занятий с заикающимися дошкольниками на этапе ограничения речи

21 мартa, 2005 Рубрика: Презентация опыта Георгиевская Л.А. Позднякова Н.В. Умнякова Н.Л.

Георгиевская Л.А., заведующий; Умнякова Н.Л., воспитатель по физической культуре; Позднякова Н.В., учитель-логопед ДОУ № 99, Москва
последние годы число детей с различными нарушениями речи, в том числе с заиканием, поступающих в специализированные дошкольные учреждения, постоянно растет. Известно, что заикание является «детской болезнью»: более 85% детей начинают заикаться в возрасте от 2 до 5 лет.
Коррекцией заикания в специализированных ДОУ занимаются учителя-логопеды, психологи, воспитатели, невропатологи и педагоги физического воспитания. Эта работа должна носить согласованный, комплексный характер. Имеющиеся программы по физиче-
скому воспитанию не рассчитаны на нарушения в развитии речи дошкольников, не учитывают взаимосвязанной деятельности специалистов, что может нанести вред ребенку, затормозить восстановление его речевой функции и подготовку к обучению в школе. К тому же мнение специалистов не всегда однозначно по отношению к занятиям физическими упражнениями в период логопедической коррекции. Так, некоторые логопеды считают, что занятия физическими упражнениями противопоказаны на этапах молчания и шепотной речи. Кроме того, основная задача работы подобных ДОУ связана в первую очередь с коррекцией нарушенной функции. При этом часто упускается из виду стимулирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее воздействие физических упражнений. Положение усугубляется еще и тем, что логопед обычно не владеет основами теории и практики физической культуры. Специалист же по физическому воспитанию чаще всего мало знаком с методиками коррекции, психолог также имеет свой круг задач.
В нашем ДОУ уже несколько лет в системе комплексной коррекции заикания используется методика синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (Л.З. Андронова-Арутюнян). Медико-педагогический коллектив специалистов намечает комплексную работу с детьми, направленную на формирование культуры речи и двигательных умений.
Перед специалистом по физическому воспитанию, помимо оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, стоит вопрос содействия коррекции речи, эффективное решение которого невозможно без тесного взаимодействия с учителем-логопедом. Такое взаимодействие основано на принципе комплексности и системности. Его суть заключается в максимальной связи общеобразовательных программ и коррекционно-педагогического процесса. Поэтапное структурирование работы соответствует содержательным задачам образовательной программы «Детство».
При планировании основных движений (ОД) педагог по физическому воспитанию должен учитывать особенности режимов ограничения речи в группах заикания. Они проходят в начале учебного года после адаптационно-диагностического периода (октябрь). Педагог использует игровой метод организации, влияющий на психоэмоциональное состояние ребенка, формирование навыков общения.
Коррекционно-воспитательная работа планируется на весь учебный год поэтапно.
1 этап - подготовительный (режимы молчания и шепотной речи).
2 этап - выработка нового речедвигательного навыка посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
3 этап - автоматизация нового речедвигательного навыка.
Продолжительность каждого этапа зависит от результатов обследования детей, поступивших в группу. Этапы имеют гибкие границы, которые устанавливает логопед.
Задачи педагога
 Создать положительный микроклимат в группе в адаптационный период: все виды совместной деятельности должны нравиться детям, поскольку заинтересованность положительно влияет на дальнейшую речевую активность.
 Формировать умение слушать и выполнять задания на различных уровнях сложности: здесь используются упражнения, построенные на образах и представлениях, подражание звукам в игре.
 Подобрать такие основные движения, которые способствовали бы формированию двигательного умения. Здесь следует помнить о том, что повышение эмоционального напряжения может стать причиной рецидива (страх, нерешительность, неуверенность): основные движения должны быть знакомы детям и легко выполнимы.
 Развивать внимание, зрительную и слуховую память.
 Дать представление о здоровом образе жизни.
 Использовать планомерно отработанный речевой (лексический) материал. Подготовительный этап
Подготовительный этап продолжается 1 месяц и состоит из трех периодов
1 период - подготовительный
Продолжается 7 дней. Одна из особенностей физкультурных занятий в это время заключается в введении безречевых сигналов (карточки, звуки). Они используются для построения или перестроения, развития мелкой моторики, мимики, пантомимики, при проведении подвижных игр.
Задачи педагога
 Проводить профилактику нарушения осанки и плоскостопия.
 Учить ориентироваться в пространстве.
 Обучать элементам невербального общения (безречевым сигналам).
 Обучать диафрагмальному дыханию.
 Дать представления о технике расслабления отдельных частей тела по контрасту с напряжением. Здесь применяется специальная система упражнений.
 Обучать движениям на развитие мелкой моторики рук. Используется пальчиковая гимнастика.
 Развивать внимание, слуховую и зрительную память.
В работе используются стандартные упражнения, представленные в методической литературе:
- на мимику, пантомимику;
- общеразвивающего характера (даются в щадящем режиме в исходных положениях сидя и лежа);
- в ходьбе в заданном темпе и различных видах ходьбы;
- в медленном беге;
- в ползании, метании, равновесии и подлезании;
- на постановку диафрагмального дыхания;
- на расслабление отдельных частей тела;
- на развитие мелкой моторики.
Педагог изменяет дозировку и темп выполнения упражнений, использует методы показа и рассказа. Способы организации занятий могут быть разными, но предпочтительнее фронтальный.
Для подготовки к режиму молчания с детьми проводят беседу о том, что скоро они будут на занятиях молчать. Здесь полезно использовать литературные сюжеты. Например, сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», где девочка Элиза молчала, чтобы спасти своих братьев от чар злой колдуньи. Или сказка В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», в которой лягушка молчала, когда утки несли ее над землей, и упала, когда решила похвастаться. Основные движения не носят обучающего характера. Речь педагога должна быть спокойной, замедленной, лаконичной, обязательно сохранять естественную интонацию. Шумные подвижные игры заменяются на игры средней и малой подвижности, которые способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, двигательной реакции, преобладания торможения над возбуждением, переключаемости внимания, координации движения, коррекции опорно-двигатального аппарата, профилактике плоскостопия. В заключительной части каждого занятия проводится релаксация как отдельных частей тела, так и всего организма.
2 период - режим молчания
Продолжается 7-10 дней.
В соответствии с концепцией Н.П. Бехтеревой, заикание можно охарактеризовать как устойчивое патологическое состояние. Режим молчания помогает дестабилизировать, разрушить его путем стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме. Иначе говоря, режим молчания способствует снятию чрезмерной возбудимости и исключению на время привычки ускоренной и неверной речи. Тем самым он готовит нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка. При планировании основных движений необходимо помнить, что эти режимы кратковременны, поэтому педагог должен включать в занятие те движения, которые хорошо знакомы детям. Чтобы обеспечить режим молчания, специалист по физической культуре должен соответствующим образом изменить методику преподавания.
На занятиях широко применяются игровые сюжеты с музыкальным сопровождением (подбирается соответствующая спокойная музыка, которая соответствует возрасту и уровню развития детей). Важно поддерживать ровный эмоциональный фон, поскольку дети могут по-разному реагировать на молчание в силу своих особенностей. Следуя принципу от простого к сложному, педагог на первом занятии выполняет общеразвивающие упражнения (ОРУ) вместе с детьми, на следующих занятиях он может использовать карточки с изображением фигуры и контролировать правильное исходное положение, а также воспроизведение музыкального рисунка и согласование его с движениями.
При смене видов двигательной деятельности используется звуковой сигнал. Наглядный материал педагог может использовать в течение всего учебного года для развития психических процессов и формирования двигательных навыков.
Задачи педагога
 Развивать общую и мелкую моторику (без предметов, используется пальчиковая гимнастика).
 Учить расслабляться.
 Учить плавному длительному выдоху.
 Учить воспроизведению зрительного образа через собственные мышечные ощущения (подражание). Используются следующие упражнения:
- ходьба (различные виды);
- общеразвивающие в щадящем режиме в исходных положениях лежа и сидя;
- в равновесии, ползании, подлезании;
- на ориентировку в пространстве (работа по карточкам, ориентирам);
- медленный непродолжительный бег (30-40 с);
- на мелкую моторику для расслабления пальцев рук (по карточкам);
- дыхательные;
- расслабляющие (используется исходное положение лежа).
В этот период из занятий исключаются шумные подвижные игры, упражнения, связанные с обучением, игры, требующие повышенного эмоционального напряжения. Применяются упражнения, которые хорошо знакомы детям, не требующие страховки. На занятиях дети и педагог молчат.
3 период - режим шепотной речи
Продолжается 7-10 дней.
Задачи педагога
 Снять излишнее мышечное напряжение.
 Нормализовать мышечный тонус.
 Нормализовать диафрагмальное дыхание с акцентом на удлинение выдоха.
 Развивать чувства темпа и ритма.
 Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимна-
стика).
 Формировать подражательность.
 Упражнять в расслаблении.
В этот период используются те же упражнения, что и в режиме молчания. В упражнениях на развитие мелкой моторики применяется проговаривание дву-, четверостиший. В дыхательных упражнениях - произношение гласных звуков, начиная с [у]. Педагог общается с детьми шепотом. Его речь плавная, спокойная. Здесь используются малоподвижные игры: «Море волнуется», «Кто лучше пройдет, кто лучше покажет».
По окончании всех режимов ограничения речи педагог совместно с учителем-логопедом должен проанализировать итоги, на основании которых в занятия вносятся необходимые коррективы.
По данным статистики, после коррекции заикания 95-98% детей нашего детского сада выпускались из речевой группы с чистой, плавной речью; 2-5% - со значительным улучшением речи. Анализ отдельных результатов показал, что дети успешно проходили собеседование не только в массовых школах, но и в классах повышенного уровня, лицеях, гимназиях, безболезненно адаптировались в школьных условиях.
Предлагаем примерный план занятий по физическому воспитанию в режиме ограничения речи.
Рекомендуется проводить два занятия в неделю (см. таблицу).
писок использованной литературы
Волкова Г.А. Устранение заикания в игровых ситуациях. СПб., 1998.
Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1984.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
Ляпидевский С.С. Речевые расстройства у детей и методы их устранения. М., 1971.
Методические рекомендации по коррекции заикания у дошкольников по методике Л.З. Андроновой-Арутюнян / Кол. ГДОУ № 99 Выборгского р-на. СПб., 1999.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1993.
Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб., 2001.
Технологии образования в обла-
сти физической культуры: Сборник / Под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. СПб., 2003.
Фидирко М.А. Система коррекционно-физического воспитания для заикающихся детей 5-6 лет. Одесса, 1991.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск