Князева Т. А., логопед детской поликлиники № 105, Москва
К сожалению, к специалисту-логопеду дети с нарушениями речи нередко попадают перед школой, в лучшем случае - после пяти лет. К этому времени самый значимый для развития ребенка возраст упущен, что создает в дальнейшем много проблем не только с устной речью, но и с письменной.
Вместе с тем, признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка могут быть выявлены достаточно рано. Так, уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно для последующего развития его речи. Крик должен быть громким, модулированным. Впоследствии по его окраске, интонированию близкие смогут определить причину плача. У нормально развивающегося малыша имеются разнообразные его оттенки: при голоде, дефиците общения, болях, дискомфорте от мокрых пеленок и т.д.
Другим настораживающим фактором должен стать ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены или паретичны мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. Нельзя равнодушно относиться и к тому, что младенцы часто захлебываются пищей или для них характерны постоянные отрыжки. Мамы не должны спешить давать прикорм, воду из бутылочки - этим они провоцируют ранний отказ от грудного вскармливания, требующего определенных мускульных усилий. Необходимо постараться найти причину нежелания ребенка сосать, помочь устранить ее, используя массаж круговой мышцы рта, языка, мягкого нёба.
Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, особенно в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнаёт близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему, - все это способствует воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха.
Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому - все эти признаки также являются первыми симптомами возможных речевых нарушений.
Таким образом, необходимо на самых ранних этапах развития малыша заметить признаки возможных неблагополучий в речевом развитии, определить их причины и организовать комплексное медико-педагогическое воздействие. Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции недостатков речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в раннем возрасте.
Цель коррекционно-профилактической работы с детьми первого года жизни - последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
Основные направления коррекционно-профилактической работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие эмоциональных реакций;
- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции с помощью дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
- развитие движений руки и действий с предметами;
- формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
- развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
В работе с детьми I уровня доречевого развития, целью которой является стимуляция голосовых реакций, выделяются следующие основные направления:
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- вокализация выдоха;
- развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;
- стимуляция голосовых реакций;
- развитие зрительной фиксации и прослеживания;
- выработка слухового прослеживания;
- нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.
В коррекционно-профилактической работе с детьми II уровня доречевого развития, целью которой является стимуляция гуления, выделяются следующие основные направления:
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;
- развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;
- формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;
- развитие хватательной функции рук.
В коррекционно-профилактической работе с детьми III уровня доречевого развития, основной задачей которой является стимуляция интонированного голосового общения и лепета, главными можно назвать следующие направления:
- нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
- выработка ритмичного дыхания и движений ребенка;
- стимуляция лепета;
- формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;
- выработка зрительных дифференцировок;
- стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе осязания;
- выработка акустической установки на звук и голос;
- развитие слуховых дифференцировок;
- формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основной задачей коррекционно-профилактической работы с детьми IV уровня доречевого развития является развитие общения со взрослым с помощью интонационных звуков лепета и лепетных слов, а ее решение осуществляется в рамках следующих направлений:
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- увеличение силы и длительности выдоха;
- стимуляция физиологических эхолалии и лепетных слов;
- развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;
- формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.
Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во время занятий ребенок находится на пеленальном столике в рефлекс-запрещающей позиции. Длительность занятий 7-10 минут. На занятиях присутствует мать, которая обучается приемам коррекционно-педагогической работы, чтобы в течение дня продолжать заниматься с ребенком.
Родители должны выделять как можно больше времени для общения с ребенком, для игр, массажа, упражнений. Особенно большое внимание в первый год жизни стоит обратить на развитие движений пальцев и кисти рук, потому что центры, ответственные за них, а также за движения губ, языка, нижней челюсти, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым готовим почву для артикуляторных движений. Наши бабушки интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д.).
Помимо игр, развивающих ручной праксис, полезно проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (до десяти раз). В зимнее время года хорошо зарекомендовали себя растирания рук снегом.