Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, социализация, эффективная самореализация, право на образование, профессиональное взаимодействие.
Аннотация: Получение образования дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Основное условие повышения эффективности развивающей педагогической работ - это создание доступной возможностям ребенка предметно-развивающей среды. Педагоги могут помочь детям с ОВЗ найти достойное место в обществе и максимально реализовать свои личностные возможности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей дошкольного возраста с ОВЗ крайне неоднородна. Это определяется, в первую очередь тем, что в нее входят воспитанники с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из важнейших и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим, обеспечение реализации права воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из основных задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они могут вместе и наравне со своими сверстниками расти, развиваться и добиваться определенных достижений.
Все большее значение приобретает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду, а также среди сверстников в обычной группе. Даже дошкольники со значительными нарушениями в развитии могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но им потребуется не только индивидуальный подход, но и специально созданные условия и обучение.
При поступлении детей с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение специалисты проводят обследование (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатели знакомятся с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает в себя:
- беседу с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности, познавательных психических процессов и речи.
После проведенного обследования в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития воспитанника.
Алгоритм профессионального взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения (воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с детьми с особыми образовательными потребностями следующий:
Воспитатель:
- осуществляет занятия по продуктивным видам детской деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует самостоятельную и совместную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает мелкую и крупную моторику;
- организует индивидуальную работу с воспитанниками по рекомендациям специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога);
- создает комфортный микроклимат в группе, применяет здоровьесберегающие технологии;
- проводит консультации для родителей об индивидуальных особенностях ребенка, о воспитании культурно-гигиенических навыков, об уровне развития мелкой моторики рук и др.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень развития импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития детей;
- проводит индивидуальные логопедические занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция нарушенных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение их в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогов и родителей (законных представителей) о применении логопедических технологий и методов коррекционно-развивающей работы;
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов в дошкольном учреждении;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития воспитанника;
- проводит профилактическую и диагностическую работу с дошкольниками;
- проводит специально организованную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- помогает повышать уровень психологической компетентности педагогов дошкольного учреждения;
- осуществляет консультативную работу с родителями (законными представителями).
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет эстетическое и музыкальное воспитание воспитанников;
- Учитывает физическое, психологическое и речевое развитие дошкольников при подборе материала для занятий;
- Применяет на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет мероприятия по укреплению здоровья воспитанников;
- Совершенствует психомоторные способности детей.
Медицинский персонал:
- Осуществляет оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
- Проводит контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм и состояния здоровья дошкольников посредством регулярных осмотров.
Для осуществления успешной интеграции на этапе дошкольного детства важно соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать для них безбарьерную среду жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход, что будет способствовать активному участию воспитанников в жизни детского коллектива.
Одним из основных условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание доступной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть совокупности условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности дошкольников, развитие высших психических функций и становление личности детей.
Для большинства воспитанников характерны моторные трудности, низкая работоспособность, двигательная расторможенность, что требует внесения изменений в режим дня и планирование образовательной деятельности. В режиме дня необходимо предусмотреть увеличение времени, отведенного на прием пищи и проведение гигиенических процедур. Предусматривается расширенная вариативность организационных форм образовательной деятельности: групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Воспитанникам с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация — это составляющая приспособительных реакций ребенка, который может испытывать затруднения при вступлении в интеграционное пространство дошкольного учреждения (не отпускает родителей, не вступает в контакт, отказывается от игрушек, еды и др.). В этот период педагог должен помочь снять состояние стресса, обеспечить благоприятное эмоциональное состояние дошкольника, создать комфортную спокойную обстановку, наладить контакт с детьми и родителями (законными представителями).
Для организации и проведения развивающих мероприятий важно знать некоторые особенности подбора дидактического материала. При подготовке материала для детей с нарушениями зрения необходимо учитывать его размеры, контрастность цветовой гаммы; для воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата подбирать легко ощутимую, выраженную тактильную поверхность.
Методы обучения и технологии определяются в соответствии с возможностями детей с ОВЗ. При осуществлении планирования работы необходимо использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. В каждом конкретном случае педагог решает вопрос о рациональном выборе системы методов, отдельных методических приемов и технологий.
В тех случаях, когда из-за тяжести физических или психических нарушений, программа не может быть освоена, проектируются индивидуальные коррекционные программы, способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности и направленные на социализацию воспитанников.
Необходимо также осуществлять активную работу с родителями (законными представителями). Методы взаимодействия должны быть направлены на решение одной задачи – объединить усилия семьи и педагогического коллектива в единое целое, и могут быть абсолютно разными по форме. Только при комплексной и систематической работе педагогов и семьи будет получен положительный результат.
Можно применять следующие формы работы:
- Консультирование – дифференцированный подход к семьям, имеющим «особого» ребенка. Важно, чтобы родители (законные представители) верили в своих детей и были полноценными помощниками для педагогического коллектива.
- Дни открытых дверей – хорошая возможность для родителей (законных представителей) посетить группу вместе с ребенком, понаблюдать за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – мероприятия, на которых родители (законные представители) знакомятся с играми, литературой, учатся применять полученные знания на практике.
- Проведение совместных праздников помогает родителям (законным представителям) увидеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
- Петрова Е. А., Козьяков Р. В., Поташова И. И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. 2016. - №5.
- Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова //Вып.4- М., 2010- 189с.
- Староверова М. и др. (ред.). Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
- Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М., Басангова Б.М.Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017 – 64с.
Важно отметить, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, которые способны реализовать особые образовательные потребности воспитанников. Педагогический коллектив создает психологическую, нравственную атмосферу, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как окружающие его дети, и приобретает законное право на счастливое детство. Необходимо, чтобы у педагогов было желание работать с воспитанниками с особыми вариантами развития, помочь им найти достойное место в обществе и максимально реализовать свои личностные возможности.
Список литературы: