«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Организация сотрудничества логопеда и родителей

10 сентября, 2007 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Организационные аспекты Овчинникова Е.В

Овчинникова Е.В., учитель-логопед ДОУ № 129 ОАО «РЖД», г. Красноярск
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Работая логопедом в ДОУ более 10 лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует указывать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
В работе я использую разнообразные формы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, речевые семейные праздники, консультации, семинары-практикумы. К проведению данных мероприятий стараюсь привлечь узких специалистов, воспитателей, детей, родителей, создавая единое сообщество. В план работы на год следует включать отдельную графу – работа с родителями, содержание которой отражено в таблице.

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Семейный праздник
«Говорилки» в средней группе
ЦЕЛИ
• Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ.
• Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
• Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
* * *
Ведущий. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в веселом конкурсе «Говорилки». Нас ждут интересные задания, трудные испытания, шутки и веселье, хорошее настроение.
Появляется Мышка.
Мышка. Пи-пи-пи! И я хосю усяствовать в васем конкурсе! Я дазе стисок выусила:
Я люблю свою лосадку,
Присесу ей соску гладко,
Глебеском плиглазу хвостик
И велхом поеду в гости!

Здолово! Да?
Ведущий. Ой, что-то я ничего не пойму! Ты кто такая?
Мышка. Да это зе я! Мыска! Мне сказали, сто у вас тут плазник, стихи нузно читать, скологоволки говолить, а за это подалоськи дадут! Вот я и плисла!
Ведущая. Что-то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты же не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе сначала было бы неплохо поработать над своей речью.
Мышка. Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?
Ведущий. Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дети. Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.
Мышка. Где зе я этому научусь? Сто зе мне делать?
Ведущий. Не печалься! Мы с ребятишками тебе поможем. И родители тебе помочь не откажутся. Они целый год занимались со своими ребятишками, сами многому научились.
Мышка. Ой, как здолово! Сто нузно делать?
Ведущий. А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики.
Дети показывают пальчиковую гимнастику. Родители и Мышка выполняют вместе с ними.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
А мизинчик-малышок
Сам забрался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя!
Мышка. Ой, как все интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвутся в бой!
Ведущий. Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием ты наверняка справишься.
Конкурс «Золушка»
Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.
Мышка. У меня все получилось! Интересно, что же дальше?
Ведущий. А теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок
На губу лопаткой лег. («Лопаточка».)

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит. («Облизывают губки».)

Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)

Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Слоник, лягушка».)

Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом. («Маляр».)
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок. («Грибок».)

Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал.
(«Гармошка».)

Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье. («Варенье».)

Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Мышка. Как же можно запомнить все эти упражнения?
Ведущий. Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь.
Мышка. Неужели и родители и дети уже запомнили все эти упражнения?
Ведущий. Сейчас проверим. (Просит поочередно детей и родителей показать то или иное упражнение.)
Мышка (начинает нервничать). Ой! Кажется, кошка идет!
Ведущий. Не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки-котятки поиграть захотели.
Дети изображают котят (речь с движением).
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.

Мышка. Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?
Ведущий. Еще нужно проговаривать скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки. И не просто проговорить, а с орешками.
Родители получают листки со скороговорками, орешки и проговаривают скороговорки.
По бревну бобры бредут.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Филипп к печке прилип.
Наш Полкан попал в капкан.
Сыпь в суп всех круп.
Водовоз вез воду из водопровода.
Вор у вора веревку своровал.
Фотограф Пров готовил плов.
Паук под потолком, платок под колпаком.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ежу на ужин мышонок нужен.
Жутко жуку жить на суку.
Рыжая лошадь ржала во ржи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ведущий
Засиделись мы немножко.
Может, позовем мы кошку?
Кошка любит танцевать.
Нужно нам ее позвать.
Дети зовут Кошку. Она вместе с детьми танцует танец (речь с движением).
Ведущий. Теперь можно отдохнуть и сказку послушать. Я ее буду читать, а родители показывать. (Читает сказку «Муха-Цокотуха», родители, выбрав себе костюмы, демонстрируют.)
Мышка. Очень мне понравилось на вашем празднике. Я вас прокачу на поезде. Хотите? Тогда садитесь!
Родители образуют тоннель, взявшись за руки, дети под музыка едут с Мышкой на паровозике.
Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие! Ждем всех на следующем празднике «Красивой речи». До встречи!

 


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 5 к статье “ Организация сотрудничества логопеда и родителей


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Очень хорошее, замечательное занятие, спасибо.

  2. # 2 Аноним Пишет:

    Замечательная статья. Буду использовать в работе. Спасибо автору

  3. # 3 Аноним Пишет:

    Замечательное занятие. Очень интересное. Большое спасибо автору!

  4. # 4 Аноним Пишет:

    Прекрасные идеи для работы, спасибо.

  5. # 5 Аноним Пишет:

    Отличное занятие!Думаю родители и дети будут в восторге!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск