Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
В последние годы одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.
В нашем ДОУ была создана модель коррекционно-речевой работы с маленькими детьми, которая позволяет:
- максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;
- сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
- целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.
Эта модель состоит из двух блоков.
1 блок. Общее и индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое воздействие
Работа с детьми от 1 года до 3 лет идет в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Диагностика
Диагностика имеет первостепенное значение для определения состояния речи и своевременного выявления детей, нуждающихся в коррекционном воздействии.
Диагностические мероприятия в группе
раннего возраста (2-й год жизни)
1. Наблюдение. Ведется логопедом во время режимных моментов, игр, занятий, проводимых воспитателем.
При наблюдении оцениваются:
- речевая активность ребенка;
- коммуникативные навыки (что преобладает - «взрослые» слова, слова-трафареты, звукоподражания; жестово-мимические средства - жесты и их направленность, коммуникативная или агрессивная, сопровождаются ли возгласами или «немые»);
- начальный детский лексикон.
Учитывая большое количество воспитанников ясельных групп и малую продолжительность своего рабочего времени, низкий уровень контактности маленьких детей с малознакомыми людьми, функциональные особенности раннего детства (неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, расторможенность), логопед не может выяснить словарный запас ребенка, но это могут сделать родители.
2. Опросник для родителей1.
В опроснике представлен список типичных слов из детского лексикона. Родители заполняют его два раза в год (октябрь и март).
Это позволяет не только проследить динамику развития пассивного и активного словаря, но и наглядно показать родителям, к чему здесь нужно стремиться при воспитании детей.
3. Углубленное логопедиче-
ское обследование детей, имеющих предположительно темповые задержки развития речи (ЗРР) или проявления системного нарушения речи (ОНР).
Диагностические мероприятия
в первой младшей группе
(3-й год жизни)
1. Наблюдение логопеда за речевым развитием детей во время игры, в режимные моменты, в совместной деятельности с взрослым.
При наблюдении отмечаются:
- понимание обращенной речи;
- коммуникативные навыки;
- состояние словаря;
- навыки связного высказывания;
- особенности произносительной стороны речи.
2. Углубленное логопедиче-
ское обследование всех детей перед переводом их в группу дет-
ского сада.
Система диагностики детей
2-х и 3-х лет должна отвечать следующим требованиям:
- лаконичность и доступность заданий (возможность использования как для экспресс-обследования, так и более углубленного изучения);
- наличие нормативных показателей для выявления отклонений и определения степени их выраженности;
- учет индивидуальных особенностей развития ребенка.
Все динамические наблюдения за развитием детской речи заносятся в дневник наблюдений. Он заводится на каждого вновь поступившего ребенка (группа раннего возраста). Заполнение начинается со сведений родителей о раннем развитии, об особенностях речи и общения ребенка. Записи по результатам наблюдений производятся не реже двух раз в месяц, а при необходимости и чаще. Каждая запись содержит следующие сведения:
- время наблюдения;
- цель наблюдения;
- условия проведения наблюдения;
- результат (какие факты выявлены).
Длительные отсутствия ребенка в детском саду также фиксируются в дневнике.
В конце первого полугодия и в конце года на основе наблюдений и в соответствии с нормативными показателями делаются выводы о состоянии речевого развития малыша.
На втором году пребывания ребенка в яслях (первая младшая группа), при благополучном положении дел, дневниковые записи могут ограничиться только констатацией состояния речевого развития на начало года, первое полугодие и конец года. При этом отмечаются:
- состояние словаря;
- связность и четкость высказывания;
- особенности произносительной стороны речи (наличие дефектно формирующихся звуков, состояние послоговых перестроек).
В дневниках детей с ЗРР фиксируются:
- план индивидуальной работы по развитию речи (составляется на три месяца для уточнения и корректирования общего плана);
- взаимодействие со специалистами (психологом, музыкальным руководителем, воспитателями) по формированию психологической базы речи;
- динамические наблюдения за развитием речи;
- консультации для родителей.
Всем вышеизложенным требованиям отвечает программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет1.
Программа представлена в виде оригинальных таблиц и очень удобна в применении. Эта диагностика используется не только логопедом, но и воспитателями ясельных групп, что обеспечивает единую трактовку результатов обследования ребенка (табл. 1).
В результате диагностических мероприятий создается четкая картина развития речи каждого ребенка.
Благодаря этому, на выходе из ясельной группы детского сада, дети дифференцируются следующим образом:
- направляемые на ГПМПК для определения в специальные (коррекционные) группы;
- зачисляемые для дальнейшей работы на логопункт;
- имеющие фонетические недостатки, которые можно исправить с помощью воспитателей и родителей (при разовых консультациях логопеда).
Коррекционно-развивающая работа
При составлении плана логопедической работы в группах раннего возраста были учтены:
- этапы и закономерности системного развития детской речи1;
- задачи общеразвивающей программы.
В работе с детьми раннего возраста массовой группы необходимо учитывать программу, которая определяет объем речевых навыков и умений детей, требования к ним. Это позволяет установить преемственность в содержании речевого воспитания в группах (раннего возраста - первая младшая - вторая младшая и т.д.) и обеспечить перспективность развития речи детей, т.е. заложить основы для последующих этапов;
- принцип комплексного подхода. Как в планировании, так и на каждом игровом занятии решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетику, просодику, лексику, развитие артикуляции);
- развивающая, стимулирующая направленность занятия для детей раннего возраста.
Их основная цель не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.
Развивающая работа
в группе раннего возраста
План коррекционно-развивающей работы составляется понедельно и содержит следующие разделы:
- лексическая тема и примерный словарь (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);
- мимические и артикуляционные упражнения;
- упражнения для развития просодической организации речи;
- развитие общей и мелкой моторики.
В сентябре и октябре проводятся два фронтальных занятия, поскольку идет адаптационный период.
Начиная с ноября одно фронтальное занятие заменяется двумя подгрупповыми (с детьми младше и старше 2-х лет).
Такое разделение связано с тем, что разница в 3-5 месяцев в этом возрасте имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.
Развивающая работа
в первой младшей группе
В первой младшей группе как установочное проводится одно фронтальное игровое занятие: даются определенный словарный материал по лексической теме, модели словосочетаний, предложений, делаются артикуляционные упражнения и упражнения на развитие фонематического восприятия.
Воспитатель отрабатывает лексический материал во время игр и режимных моментов, использует упражнения установочного логопедического занятия.
План фронтальных занятий составляется помесячно и содержит разделы:
- лексическая тема (одна на месяц);
- грамматический строй речи;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного праксиса;
- развитие просодики;
- развитие общей и мелкой моторики.
Таким образом, приоритетными направлениями работы логопеда в группах раннего возраста (в условиях логопункта) можно назвать: стимулирование речевого развития и своевременное выявление детей с речевыми проблемами. Однако по результатам наблюдений в течение года в этих группах определяются дети, которым необходимы специальные коррекционные занятия. Они зачисляются на логопункт в следующем учебном году. Также индивидуальные занятия приходится проводить и с детьми старше 2-х лет, из числа вновь принятых в ДОУ, поскольку их речевое развитие значительно отстает от речи уже обучающихся детей. В связи с ограниченностью времени логопеда формируются две-три подгруппы по два ребенка со сходными проблемами. Занятия проводятся два раза в неделю с каждой подгруппой (по 10-15 мин).
Родители таких детей получают еженедельные рекомендации логопеда.
Взаимодействие логопеда
с педагогами ясельных групп
Логопед предоставляет план своей работы воспитателям (второй экземпляр).
Их взаимодействие обеспечивает:
- совместную более углубленную, планомерную работу по формированию и развитию словаря;
- воспитатель парциально использует планы логопеда при подготовке к своим занятиям, играм, помогающим закреплению речевых навыков (фонетика, просодика, артикуляция);
- замену еженедельной записи рекомендаций логопеда воспитателю (существовавшей ранее тетради «Рекомендации логопеда»).
От еженедельных записей логопедических рекомендаций отказались еще и по следующим причинам:
- воспитатель всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда, отмечая детей, с которыми нужно поработать индивидуально;
- воспитатель имеет в своем арсенале большое количество произведений фольклора, малого жанра и может самостоятельно подобрать материал для пальчиковой гимнастики и речевого сопровождения режимных моментов.
Возможно, что начинающим воспитателям имеет смысл давать подробные письменные рекомендации.
Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства планирование лексических тем также предлагается педагогу-психологу и музыкальному руководителю.
2 блок. Взаимодействие
с родителями
Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают и на детский сад. Сделать родителей ак тивными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.
Для этого используются определенные формы взаимодействия с родителями.
1. Родительские собрания.
Организационное - проводится в июне, июле (для родителей будущих воспитанников ДОУ). Участие принимают: администрация ДОУ, медицинский работник, логопед, психолог.
Информационно-тематические собрания проводятся в сентябре, январе, итоговое - в мае (родителей знакомят с нормативными документами, программами, программными требованиями, с организацией деятельности специалистов в группе, с результатами работы).
2. Информационный уголок «Речевое развитие малыша».
Содержит материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Информация меняется два-три раза в месяц.
3. Индивидуальные консультации логопеда.
На первом этапе их инициатором выступают педагоги. Повышение уровня педагогических знаний помогает родителям осо-
знать и сформулировать вопросы, связанные с развитием ребенка. Выделяется один день (постоянный) в месяц.
Логопед работает в вечерние часы.
4. Лекторий «Школа молодой семьи».
Первоначально на этих встречах давались практические советы о том, как воздействовать на речевое развитие ребенка. Однако опыт показал, что родителям необходимо еще и пояснить механизм воздействия этих упражнений.
Теоретический аспект всегда вызывает у родителей интерес, и методические рецепты выполняются осознанно и более качественно.
Лекторий проводится в послед-
ний четверг каждого месяца.
5. Демонстрация занятий (в записи).
Дает возможность познакомить родителей с некоторыми направлениями и приемами работы с детьми, продемонстрировать успехи детей, вызвать интерес родителей к деятельности педагогов.
6. «Ящик “горячих” вопросов и предложений».
Родители имеют возможность задать вопрос анонимно (не только логопеду, но и заведующему ДОУ, врачу, воспитателям, психологу).
Они получают ответ через информационный уголок, на родительском собрании.
7. Анкетирование.
Позволяет уточнить степень заинтересованности родителей в развитии своего ребенка, определить их запросы, выяснить степень удовлетворенности образовательным процессом.