«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Организация работы городского методического объединения логопедов ДОУ

27 января, 2007 Рубрика: Организационные аспекты Нопина Е.А.

Нопина Е.А., учитель-логопед ДОУ № 39 «Белоснежка», г. Сургут Ханты-Мансийского АО
Для оказания своевременной помощи детям с нарушениями речи в каждом микрорайоне нашего города открыты специализированные логопедические сады, а в детских поликлиниках - логопедические пункты.
Рост числа детей, имеющих речевые нарушения, вызвал потребность в новой форме оказания коррекционно-педагогической помощи - создании логопедических пунктов при каждом ДОУ. Это заставило пересмотреть работу методического объединения (МО) и с 2003 г. в его деятельности выделить два направления: ГМО для учителей-логопедов логопедических групп и логопедических пунктов.
Цели и задачи МО следующие.
1. Формирование единой методической базы к практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для их профессионального роста.
2. Преемственность в работе специалистов образования и здравоохранения города по ранней диагностике и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
3. Активизация инициативы учителей-логопедов в обобщении и распространении опыта работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
4. Создание условий для повышения компетентности и профессиональных качеств, в научно-практической работе учителя-логопеда (приложение 1).
На базе МО работает педагогический актив, состоящий из творческих, инициативных профессионалов своего дела. На заседаниях педактива рассматриваются следующие вопросы.
1. Разработка рекомендаций для учителей-логопедов логопедических пунктов по оформлению и ведению документации.
2. Организация работы секций (кустовых объединений).
3. Организация выставок логопедических пособий и педагогической литературы по запросу учителей-логопедов.
Предмет особой заботы педагогического актива методического объединения - «Школа молодого специалиста». Участники Школы не только слушают лекции и наблюдают работу опытного учителя-логопеда, но и имеют возможность обсудить возникшие в процессе вопросы и найти пути их решения. В рамках занятий Школы проходят совместное изучение специальной литературы, профессиональные дискуссии (приложение 2).
Методическое объединение имеет свою педагогическую копилку, в ее арсенале:
- видеотека с материалами по логопедическому массажу, открытые мероприятия и занятия, комплексы артикуляционной гимнастики;
- фотоматериалы о наиболее ярких, значимых событиях из жизни методического объединения;
- конспекты занятий и авторские разработки (пособия, игры) (см. приложение 2).
В конце учебного года подводятся итоги работы методического объединения: ее результативность, качество занятий с детьми, профессиональный уровень участников ГМО. Лучшие педагоги награждаются грамотами, благодарственными письмами.
Методическое объединение учителей-логопедов муниципальных дошкольных учреждений города - эффективная форма повышения квалификации без отрыва от производства. Оно обеспечивает повышение теоретического уровня знаний, способствует росту педагогического мастерства, развитию творческой активности и инициативы, учит анализировать и критически оценивать свою работу, вносит коррективы в профессиональную деятельность. ГМО создает условия для обобщения достижений учителей-логопедов, направленных на воспитание правильной речи и развитие высших психических функций у детей с нарушениями речи, внедрение достижений в практическую деятельность участников МО, развитие пропаганды логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Приложение 2
Игра «Путешествие на планету “Ларола”»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Коррекционные:
- закрепление навыков различения звуков [р], [л] в слогах, словах;
- развитие фонематического восприятия.
• Развивающие:
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие навыка составления предложения с заданным словом;
- закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
- тренировка памяти, внимания, активизация словаря.
• Воспитательные:
- воспитание желания активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ
Два самолета, ракета; две сигнальные карточки с буквами р и л, дидактическая игра «Собери из звуков слово» - карточки с картинками, карточки с цифровым полем, модель предложения, «Домики» с определением позиции звука в слове; кукла; энциклопедия Земли.
* * *
Дифференциация звуков [р] - [л]
Логопед. Ребята, мы отправляемся на планету «Ларола». Прежде чем мы туда полетим, нужно осмотреть ракету. Все ли в порядке? Нет ли поломок?
Дети берут в руки самолеты и осматривают ракету, произнося звук [л].
Логопед. Все в порядке! Готовимся к полету.
Игра «Запуск ракеты»
Логопед. К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.)
Дети. Есть, приготовиться! (Повторяют движения логопеда.)
Логопед. Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук.)
Дети. Есть, включить контакты. (Повторяют движения логопеда.)
Логопед. Завести мотор!
Дети. Есть, завести мотор! (Выполняют круговые движения кулачками один вокруг другого и произносят звук [р], в это время логопед начинает обратный счет.)
Логопед. Пять, четыре, три, два, один - пуск! (Дети поднимают руки вверх.)
Тема «Артикуляционная
характеристика звуков
(их сходство и различие)»
Логопед. Во время полета на планету «Ларола» мы будем продолжать различать звуки [р], [л]. Чем же похожи эти звуки?
Дети. При произношении звуков язычок поднят вверх.
Логопед. А чем различаются?
Дети. При произношении звука [р] язычок «дрожит».
Речевая зарядка
Логопед. На планете «Ларола» живут ларолуны. Разомнем свой язычок для общения с ними.
Ра-ра-ра - снежная гора. (Дети поднимают руки вверх.)
Ла-ла-ла - лодочка плыла. (Соединяют ладони лодочкой.)
Ра-ла-ла - очень острая игла. (Показывают указательным пальцем.)
Ры-лы-ры - нос кусают комары. (Закрывают нос руками.)
Ро-ло-ло - разноцветное стекло. (Скрещивают пальцы.)
Лу-лу-ру - принимаете в игру?
Развитие фонематического слуха
Игра «Сигнальщики»
Логопед. У нас на корабле своя азбука Морзе. Если услышите звук [р] - поднимаем сигнальную карточку с этим звуком, то же со звуком [л], а если два звука в слове - две карточки.
Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ , доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.
Логопед. Мы попали в зону турбулентности. Садимся в свои кресла.
Дети садятся за столы.
Игра «Собери из звуков слово» (синтез)
Логопед. Угадайте слово по начальным звукам в словах: Лук, Аист, Кошка (выделяет голосом первые звуки; используем картинки) = ЛАК. Что такое лак?
Дети. Это покрывающая поверхность жидкость.
Логопед. Замените звук [л] на [р]. Что получилось?
Дети. РАК.
Логопед. Кто такой рак?
Дети. Животное.
Логопед. Обратите внимание, мы поменяли в слове один звук и значение слова изменилось.
Игра «Замени звук в слове»
(с мячом)
Логопед бросает мяч ребенку со словом «Лов». Ребенок возвращает мяч, изменив первый звук [л] на [р] - «Ров».
Слова: лов - ров, дар - дал, лама - рама, мир - мил, ложки - рожки, жир - жил, лань - рань, пир - пил.
Определение места звука
в слове и дифференциация звуков
[р] - [л]
Игра «Засели жильцов по своим квартирам»
Игровое полотно разделено на две части. В первой «живет» звук [л], во второй [р].
Логопед. Я предлагаю вам поиграть. В доме три подъезда, в каждом - три этажа, где живут жильцы. На чердаке схема с указанием места звука в слове. Разложите картинки по «своим квартирам». Затем проверьте друг у друга задание. Все правильно выполнено?
Дети выполняют задание.
Согласование числительных
с существительными
Игра «Счетовод»
Логопед. Выберите понравившуюся картинку. Посчитаем ее (у детей карточки с цифровым полем - 1 3 5 ; 2 4 7).
Дети составляют модель предложения с заданным словом.
А теперь с этим словом составьте предложение, выложите его модель.
Психогимнастика
«Считалочка-бормоталочка» (развитие внимания, ритма)
Логопед. Зону турбулентности прошли, можно и подвигаться.
Дети выполняют упражнение стоя.
Вспомните загадку о подсолнухе:
Золотое решето
Черных домиков полно.
Вместо проговаривания отхлопываем каждое последнее слово.
Золотое решето черных домиков… (Один хлопок.)
Золотое решето черных… (Два хлопка.)
Золотое решето… (Три хлопка.)
Золотое… (Четыре хлопка.)
… (Пять хлопков.)
Сколько в загадке слов?
Дети отвечают.
Дифференциация звуков
[р] - [л] в словах
Логопед. Вот мы и прилетели на планету «Ларола». А вот и первый ее житель. (Берет куклу.) Думаю, что он хочет нас обучить своему языку.
Кукла. Салораман!
Логопед. Он здоровается с нами! Ответим ему на его языке.
Дети. Салораман! Здравствуйте!
Кукла. Сласвуйте!
Дети поправляют жителя другой планеты и еще раз правильно говорят слово «здравствуйте».
Кукла. Сама карена Ларола!
Логопед. Она говорит, что ее планета называется Ларола. Как зовут нашу планету?
Дети. Наша планета Земля!
Логопед. Ребята, какие знакомые звуки вы услышали в названии планеты Ларола?
Дети. [р] и [л].
Логопед. Трудный язык на планете «Ларола». Только мы с любыми трудностями справимся. Давайте научим жителя планеты говорить скороговорку: Проворонила ворона вороненка. Пусть попробует сказать так же быстро, как и вы.
Дети проговаривают скороговорку.
Логопед. Пора возвращаться на землю. Жителю планеты мы дарим энциклопедию Земли и приглашаем его к нам в гости.
Повторяется часть игры «Запуск ракеты» (с. 42).
Путешествие закончилось.
Тема «Звук [р’]»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• автоматизация звука [р’] в предложениях;
• закрепление правильного произношения звука [р’] в словах, словосочетаниях и предложениях;
• развитие навыка фонематического анализа;
• расширение словаря по теме «Птицы».
* * *
Логопед. Отгадайте загадки. В отгадках есть звук, над правильным произношением которого мы будем работать.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?.. (Снегирь.)
На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его … (скворец).
Какой звук вы услышали в словах снегирь и скворец?
Дети. Звук [р’].
Произнесение изолированного звука: хором - индивидуально.
Разбор артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончик, спинка, корень), участие голосовых складок, характер выдыхаемой струи.
Характеристика звука [р’]: гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий.
Слоги
Логопед. Синицы и воробьи очень хорошо умеют произносить звук [р’]. Синица поет: трель-трель-трель-трель. Воробьи чирикают: чирик-чирик-чирик-чирик.
Дети проговаривают и по очереди соединяют все пальчики с большим, сначала на правой, руке, затем на левой.
Слоги и слова
Логопед. Трудно было птицам зимой, но они все равно радовали нас своими веселыми голосами. Давайте за это их поблагодарим.
Ри-ри-ри - зимуют снегири,
Ре-ре-ре - распелись на заре,
Ря-ря-ря - не слышно глухаря,
Рю-рю-рю - я птиц благодарю.
Игра «Эхо»
Логопед. Далеко в пустом лесу разносятся эхом песни птиц. Что такое «эхо»? Поиграем в игру «Эхо».
Логопед говорит слова, дети за ним повторяют, при этом на схеме выкладывают позицию звука.
Слова: скворец, природа, тетерев, спрятать, дерево, стриж, упрямый, притворяться, снегирь, рядышком, резвый, чирикает, игривый, перепелка, перепел, ястреб, ремез, перелетные, прилетает, перезимовать.
Назовите птиц зимующих (перелетных).
Дети называют.
Скоро перелетные птицы пополнят армию певцов. Сможем ли тогда мы их пересчитать? Давайте попробуем.
Фонематический анализ
(последовательный)
Логопед. Стриж - перелетная или зимующая птица? Прилетает ли в наши края? Что общего между стрижом и шариком?
Дети. Оба летают, в обоих словах звук [р’].
Логопед. Выложите «звуковую дорожку» слов.
Дети при проверке задания последовательно называют звуки в словах.
Слова: стриж, шарик.
Игра «Исправь ошибки»
Логопед. Сможете ли вы заметить ошибки в моих предложениях?
Сорока сидел на заборе.
Ворона чирикала на солнышке.
Снегирь клевала хлеб.
Дети исправляют ошибки, составляют схемы предложений.
Игра «Солнышко»
(количественный анализ)
Логопед. Чтобы птицы быстрее вернулись к нам с юга, солнышко должно пригреть потеплее, а снега растаять. Давайте, соберем свое солнышко и приблизим весну. На лучиках картинки, в названиях которых есть звук [р’]. Нужно отобрать и прикрепить к солнышку только те лучики, где слова состоят из шести звуков.
Слова: дерево, орел, календарь, курица, глухарь, снегирь, ястреб.
Логопед. Каких птиц будет встречать наше солнышко весной? (Перелетных.) Назовите их. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук [р’].
Дети отвечают.
Путешествие на страничку
Азбуки
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• автоматизация звука [ж] в словах;
• обучение звуковому анализу и синтезу слов типа СГС;
• моделирование;
• упражнение в делении слов на слоги;
• закрепление зрительного образа буквы ж;
• развитие зрительного внимания и памяти;
• воспитание желания прийти на помощь.
ОБОРУДОВАНИЕ
Картинки из серии звук [ж]; фишки для звукового анализа; буква ж; игрушка-жук.
* * *
Логопед. Как вы знаете, в волшебной стране принцессы Азбуки живут звуки, буквы, слоги и слова. Принцессе Азбуке нравится играть со своими друзьями в разные игры. Так она играла со звуками, и они спрятались от Азбуки в звучащее слово, которое улетело от нее. Поможем вернуться звукам и словам к Азбуке. Для начала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он стал сильным, его работа нам сегодня очень нужна.
• Артикуляционная гимнастика
Хоботок
Вкусное варенье
Чашечка
Лошадка
Пчелка
• Уточнение артикуляции
Губы вытянуты вперед «хоботком».
Зубы сближены.
Кончик языка вверху, за передними зубами.
Посередине языка бежит сильная воздушная струя.
• Характеристика звука
Портрет звука [ж] на страничке Азбуки.
Звук [ж] - согласный, твердый, звонкий.
• Звуковой синтез и анализ слова «жук»
Логопед. Вместе со звуком [ж] сбежали звуки [у], [к]. Подумай, в какое слово убежали эти звуки? Слушай внимательно: [ж], [у], [к]. Назови все звуки в этом слове по порядку, чтобы по звуковой дорожке слово «жук» могло вернуться на страничку Азбуки.
• Произнесение слов со звуком [ж]
Логопед. А вместе со словом «жук» от Азбуки сбежали слова (картинки из серии звук [ж])
• Деление слов со звуком [ж] на слоги.
Игра «Запомни, повтори»
(картинки со звуком [ж])
• Знакомство с буквой ж
Логопед. Мы помогли звукам и словам вернуться на страничку Азбуки, нам осталось только для нашего согласного, твердого, звонкого звука [ж] найти домик-букву.
Послушайте, какие стихи сочинила про эту букву Азбука.
Эта буква высока,
Эта буква широка,
И при этом словно жук
Издает жужжащий звук.
Вместе с жуком найдите эту букву и поместите на страничку Азбуки.
Дети выполняют.
Логопед. Вы молодцы, хорошо произносили звук [ж], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз - букву ж. Будешь ее дома обводить и закрашивать.
Тема «Звук [р]»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Коррекционные:
- закрепление навыка правильного произношения звука [р] в словах и предложениях;
- развитие оптико-пространственных представлений (предлоги в, на, под).
• Обучающие:
- обучение правильному употреблению предлогов в, на, под;
- закрепление умения составлять предложения с помощью моделей;
- развитие памяти, внимания, мышления.
• Воспитывающие:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, работе в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ
Модели предлогов, предметные картинки, демонстрационный материал; дидактическая игра «Волшебные рукавицы».
* * *
Логопед (читает стихотворение)
Разные снежинки
на веточках висели,
Разные снежинки от ветра полетели:
На крышу, на дорожку,
на смешную нашу кошку,
На красивые дома.
Значит к нам пришла… (зима).
Где висели разные снежинки?
Дети. Разные снежинки на веточках висели.
Логопед. Разные снежинки куда от ветра полетели?
Дети. На крышу, на дорожку, на красивые дома.
Логопед. В нашей загадке часто встречался звук [р], сегодня мы будем продолжать работать с ним. Какое маленькое слово помогло вам узнать, где были разные снежинки?
Дети. Маленькое слово на.
Логопед. Найдите его модель-фотографию среди других.
Дети выполняют.
Дидактическая игра
«Разложи подарки»
(Автоматизация звука [р] в словах)
Логопед. Скоро Новый год. Кто к нам приходит в гости с подарками?
Дети. Дед Мороз.
Логопед. Давайте поможем Деду Морозу разложить подарки в коробочки.
Определение места звука в слове: в начале, в конце. Взаимная проверка.
Закрепление знания о схемах
Логопед. Где хранит свои подарки Дед Мороз?
Дети. В мешке.
Нахождение схемы предлога под среди других.
Логопед. Поиграем с маленькими словами в, на, под.
Дидактическая игра
«Волшебные рукавицы»
(демонстрация действий)
Развитие оптико-пространственных представлений, согласование речи с движением.
Дидактическая игра
«Исправь ошибки»
Закрепление умения выделять предлог из предложения и определять его правильное значение.
Дрова лежат под траве (на)
Повар кладет творог под пирожки (в)
Командир поднялся в катер (на)
Собака рыла яму в крыльцом (под)
Рая купила на магазине арбузы и персики (в)
Рома убрал кроссовки в стул (под)
Дети выполняют.
Дидактическая игра
«Украшаем елку»
Закрепление правильное произношение звука [р] в предложениях; умение правильно употреблять предлоги.
Логопед. У нас сегодня необычные подарки, во всех словах должен слышаться звук [р]. Подумайте, какие картинки вам нужны для украшения. Например, Дед Мороз положил ручку под елку.
Предметная картинка помещается под елку.
Игра «Не ошибись»
Закрепление умения самостоятельно составлять предложения с предлогами в, на, под. (Конверты с моделями.)
Логопед. С каким звуком мы сегодня работали?
Дети. Со звуком [р].
Логопед. Какие маленькие слова помогали нам составлять предложения?
Дети. В, на, под.
•Домашнее задание
Выучить стихотворение «Разные снежинки», придумать и с мамой записать в тетради три предложения с предлогами в, на, под.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск