Захарова Т.В., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 648, Москва
Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. К сожалению, в помощь логопеду нет методических пособий по такой работе, но она необходима всем.
Традиционными формами этой работы являются выступления на педагогических советах, учительских конференциях, родительских собраниях. Родители и учителя знакомятся с основными вопросами психологии и педагогики, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, логопед организует:
- учебно-научные конференции;
- лектории для микрогрупп родителей;
- методические объединения для учителей начальной школы;
- индивидуальные консультации;
- обзоры литературы для родителей и учителей.
Взаимодействие логопеда с родителями
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Логопед так же делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе - я, ученик и его родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.
Анализ накопленного опыта показывает, что наряду с родителями, активно сотрудничающими со школой, нередко встречаются такие, которые считают свое участие в деле воспитания невозможным и ненужным. Многие из них ссылаются на занятость, отсутствие специальных знаний.
Ознакомление родителей со специальными методами и приемами коррекции устной и письменной речи, а также их обогащение психологическими знаниями об индивидуальных особенностях ребенка может осуществляться на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях с учителем, в форме письменных домашних заданий, разнообразных памяток. Например, при назначении ребенку массажа оральной мускулатуры родителей обучают простейшим упражнениям. Используются поглаживающие, поколачивающие, вибрационные движения, активизация щечных мышц, круговой мышцы рта, продольных и поперечных мышц языка.
Целями подобного обучения являются реализация программы социальной адаптации семьи, а также сохранение непрерывности курса логопедической работы.
На консультациях и в беседах с родителями логопед выясняет, в чем они испытывают затруднения. Можно назвать наиболее характерные ошибки и недочеты родителей при работе над устной и письменной речью детей:
- адаптация к неправильной речи ребенка;
- многократные повторения одних и тех же упражнений;
- незнание специальных приемов контроля и коррекции звуков;
- недостаточное использование приемов сравнения, сопоставления;
- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приемов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
- частое порицание и поправки речи без учета места, времени и эмоционального состояния ребенка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
- незнание индивидуальных особенностей ребенка.
Правила эффективного
взаимодействия
Очень важным представляется определение каждым логопедом стиля и тона отношений с родителями. В основе любого подобного общения должны быть определенные правила.
•Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
•Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
•Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
•Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
•Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
•То, о чем вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
•Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
•Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
•Если вы в чем-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!
Рекомендуемые упражнения
для домашних занятий
1. Прочитай слоги. Назови гласный звук. Ам, ум, ым.
2. Прочитай слоги. Чем они похожи? Си, ри, ти.
3. Прослушай слова. Запиши гласные буквы. Лапа, сова.
4. Разложи в три столбика картинки. 1-й столбик - слова в один слог, 2-й - в два, 3-й - в три.
5. К данному слогу добавь другие, чтобы получились слова, запиши их. Гу (бы, си, док).
6. Измени слово так, чтобы получился один слог, три слога. Напиши эти слова и гласные. Мосты - мост, мостики.
7. Прочитай слова. Подели их на слоги. Подчеркни гласные красным карандашом.
8. Прохлопай ритмический рисунок слова (ударный слог громче).
9. Прослушай слова. Назови слог, который звучит громко, подчеркни его. Лимоны, лошади.
10. Прослушай слова. Выдели голосом ударный слог. Назови в нем гласную. Напиши гласные, поставь ударение. Соки - о, и. Лица - и, а.
11. Прослушай слова, произнеси их, выделяя голосом последний (каждый) звук. Скажи, сколько звуков в слове. Начерти схемы слов. Синий цвет - твердый согласный, зеленый - мягкий согласный, красный - гласный. Ус, море.
12. Рассмотри картинки. Запомни их. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
13. Спиши слова по слогам, вставляя пропущенные гласные буквы.
14. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Дети пели п..сни.
15. Прочитай разрозненные слоги и составь слова (по тематическим группам «грибы» и т.д.). Мас, нок, ле. О, нок, пе. Но, под, оси, вик.
16. Разгадай кроссворд.
17. Из букв данного слова придумай другие. Ежевика - ежи, Вика, ива.
18. Взрослый пишет перед ребенком цифры от 1 до 10, произносит название одной из них. Ребенок считает звуки, зачеркивает последний, либо называет звук на определенном месте.
19. Моделирование из мозаики, конструктора, рисование, лепка, вырезание из бумаги, застегивание пуговиц, завязывание шнурков.
20. Раскрась дорожку справа желтым карандашом, слева - оранжевым.
21. Слева нарисованы буквы, ребенок пишет их справа в зеркальном отображении. Р, С, К, В, Я.
22. Взрослый убирает одну из букв в слове. Ребенок должен отгадать какой буквы не стало.
23. Взрослый называет признаки определенной птицы (перья, клюв, повадки). Ребенок должен отгадать, какая птица была задумана.
24. Взрослый читает стихотворные загадки. Ребенок должен назвать маму детеныша животного.
* * *
Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший,
Не догонит мама … (лошадь).
* * *
«Му! - мычит теленок, - му-у!»
Очень грустно одному.
«Му-у! - охрип малыш от рева.
«Му!» - нашла его … (корова).
* * *
Погляди на двух котят:
Мышь поймать они хотят.
Слышат шорох из лукошка.
Кто шуршит в лукошке?..
(Кошка.)
* * *
Не разнять никак щенков:
Каждый - забияка,
Усмирить таких сынков
Может лишь … (собака).
Взаимодействие логопеда
с учителями
Логопед должен объяснить учителям, что ошибки у детей с нарушениями речи в основном делятся на два вида.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски, перестановки, недописывание букв и слогов;
- наращивание слов лишними буквами и слогами;
- искажение слов;
- слитное написание слов, их произвольное деление;
- неумение определить границы предложения в тексте;
- слитное написание предложений;
- замена одной буквы на другую;
- нарушение смягчения согласных.
2. Ошибки, обусловленные лексико-грамматической стороной речи.
Коррекционно-развивающую работу учитель проводит по следующим направлениям:
- развитие сенсомоторных функций;
- формирование кинестетических основных артикуляторных движений;
- активизация познавательной деятельности;
- расширение, обогащение словаря;
- становление лексической и грамматической стороны речи.
Повышению результативности коррекционной работы способствует различные методы: игры с мячом, сказочные сюжеты, рисунки, настольно-печатные игры, мозаики, пейзажные картины, физкультминутки, игры-инсценировки.
Принципы успешной работы учителя
•Создайте для ребенка режим работы, соответствующий выражению: «Меньше шести уроков в день, меньше двадцати учеников в классе, больше одного учебника для занятий».
•Начало обучения связывайте с радостью и удовольствием.
•Если хотите, чтобы вас любили, будьте открыты любящим детям.
•Если хотите, чтобы вас принимали таким, каковы вы есть на самом деле, стремитесь сопереживать ребенку и ценить его.
•Если и вы делаете ошибки, будьте терпеливы к человеческой сущности ребенка.
•Вы - строитель жизни, не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
•Будьте в общении демократичным, терпеливым, мужественным.
Приемы работы учителя
Психогимнастика
Психогимнастика - метод коррекции трудностей общения, носящий развивающий характер. Она относится к невербальным средствам, так же, как мимика и пантомимика. Большинство жестов являются приобретенными и значение многих из них культурно обусловлено.
1. С помощью пиктограмм изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку (перед зеркалом).
2. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика - и довольны.
3. Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев.
4. Изобразите трех веселых поросят.
5. Изобразите походку утки, жирафа, медведя.
Развитие психомоторики
Ребенку с задержкой речевого развития трудно обучаться письму. Из-за недостаточной деятельности нервной системы движения становятся неловкими, появляется утомляемость.
1. «Соревнования жучков». Дети кончиками пальцев упираются в поверхность стола или пола.
2. «Барабанщик». Дети кончиками пальцев выстукивают на поверхности стола несложный ритм.
3. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ягоды
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко,
Я поем еще чуть-чуть,
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду снова собирать.
Улитка
Ползет улитка по дорожке,
Раз - и вытащила рожки.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Формирование правильного звукопроизношения
У ребенка должна появиться регулировка специфической, точной работы мышц артикуляторного аппарата, обеспечивающего устную речь. На этапе закрепления используются стихи на тренировку произношения определенных звуков. Если добавить движения, то получится интересная физкультминутка.
* * *
Роботу всякое дело нравится.
Робот с любою работою
справится.
Роботу просто трактор собрать,
Резать металл и на скрипке играть.
* * *
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Чистит зубы, воду пьет.
Прибирает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять -
Хочет хомка сильным стать.
* * *
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке,
Будто зайки, будто зайки.
Развитие познавательных
процессов
Внимание
1. «Снежинка». Дети определяют, какой луч у снежинки нарисован неверно (не похож на другие).
2. «Божьи коровки». Дети ищут трех одинаковых божьих коровок среди пяти нарисованных (по количеству пятнышек на крыльях).
3. «Какая змейка длиннее?». Детям предъявляется картинка с изображением короткой и длинной змеек.
4. «Ответь, чье крыло, чей хвост, чья голова». На картинках изображены: крыло летучей мыши, петушиный хвост, коровья голова. Дети должны определить и сказать, кому они принадлежат.
5. Детям предъявляются листы с напечатанными буквами (текст можно вырезать из старых газет). Требуется за определенное время вычеркнуть буквы (а, у и др.).
6. «Дорисуй картинки». Детям раздают картинки с изображением предметов, имеющих недорисованные элементы.
7. «Что изменилось?». Учитель раскладывает пять картинок, одну убирает. Затем спрашивает детей, что пропало.
8. «Рыба, птица, зверь». С помощью считалки определяется игрок, который называет рыбу, птицу, либо зверя. Каждый следующий игрок запоминает это название и говорит свое.
Память
1. В запоминании помогают мнемонические приемы. Например, для того чтобы запомнить названия весенних месяцев, детям предлагается сказать, кого мы поздравляем с весной, и прочитать первые буквы этого слова, которые совпадут с первыми буквами этих названий. Мам - март, апрель, май.
2. Разгадывание ребусов.
Мышление
1. «Четвертый лишний». В наборе из четырех слов учитель предлагает детям указать лишнее. Врач, «скорая помощь», лекарство, троллейбус. Сестра, племянник, мачеха, школьник. Портрет, аквариум, кисть, портьера.
2. «Кто первый?». Дети должны поставить по очереди животных, прочитав стихотворение.
Спорт - прекрасная игра.
У спортсменов - номера.
Приготовились… На старт!
Первым номером - Гепард!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа Гну.
Страус третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним - быстрее ветра
Под четвертой цифрой Зебра.
Номер пятый - Лев бежит.
Шесть - Жираф за ним спешит.
Семь - легко бежит Гиена,
Есть характер у спортсмена.
Номер восемь - Лошадь мчится.
А девятая - Волчица.
Десять - никому дороги
Не уступят Носороги.
Мы на этом кончим счет.
Победителям - почет!
3. «Незнайкины ошибки». Дети исправляют ошибки в предложенных текстах. На тоненьких почках появились ветки. Цаплю съели лягушки. Горы падают с водопада.
4. «Что сначала, что потом?». Учитель задает детям вопросы, те должны описать правильную последовательность действий. Как варить щи? Варенье? Как одеться на прогулку?
5. «Матрешки». Дети должны поставить матрешек по росту, чтобы получились слова (на подошвах кукол написаны буквы).
6. «Мастерская из палочек». Дети строят предметы из счетных палочек.
* * *
Вместе вышли мы во двор,
Чтобы починить забор.
* * *
Мы ракету смастерим,
На луну все полетим.
* * *
Мы конфетку увидали,
Съели - фантик не бросали.
7. «Чего не бывает зимой?». Учитель предлагает детям картину с несоответствиями, которые необходимо найти и назвать. Цветы, листья на деревьях, на роликах катаются, заяц серый.
Занимательные упражнения
Поскольку у детей с логопедическими проблемами наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, необходимо поддерживать у них устойчивое внимание и интерес на всем протяжении урока.
1. Стихотворение об ударении.
Дети должны поставить молоточек над ударным слогом.
* * *
В стране слогов и слов порядок строг,
Во всяком слове есть
ударный слог.
Зовется он ударным оттого,
Что выделяют голосом его:
Как будто молоточком
ударяют -
И в каждом слове это
повторяют.
В. Усачев
2. «Телеграфисты».
Ребенок, изображающий безударный слог, подпрыгивает, иллюстрируя краткость звучания, а тот, кто изображает ударный слог, приседает и на секунду замирает, иллюстрируя длительное звучание.
3. Художественное оформление текста. После того как проделана словарная работа, сюжет и идея разобраны, начинается оформление текста с помощью художественных средств (под музыку).
4. Лото «Непроизносимые согласные». Большие карточки разделены на четыре квадрата. В каждом из них написаны слова, которые нужно заменить синонимами с непроизносимыми согласными (на маленьких карточках). Большие карточки: Большая морская птица, нечестный, сверкнуть, молчать, честный, приятный на вкус, навешенный, любящий повелевать. Маленькие карточки: буревестник, бессовестный, блеснуть, безмолвствовать, бескорыстный, вкусный, навесной, властный.
5. Шуточное стихотворение со словами с безударными гласными.
Шел бычок, видит мусорный
бачок.
Взял, боднул бачок, потом
улегся на бочок.
Лежит бычок на бочке, лежит бачок на бычке.
Нарушение этики и индивидуального подхода к учащимся чревато развитием у них болезней, возникающих вследствие психической травмы. Часто логопеды и учителя из-за чрезмерной загруженности, отсутствия элементарных условий для работы, моральной и физической усталости, отмахиваются от общения с ребенком и его родителями.
Главное условие во взаимодействии логопеда, родителей и учителей является наличие у всех членов этого сообщества чувства сострадания к ребенку, высокая ответственность за свою работу.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
Заваденко Н. Как понять ребенка? М., 2001.
Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 2001.
Лакосина Н.Д. Медицинская психология. М., 1984.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000.
Новоторцева Н.В. Развитие речи. Ярославль, 1997.
Пиз А. Язык телодвижений. Ниж. Новгород, 1992.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.
Тригер Р.Д. Я учусь писать. М., 1996.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М., 2001.
Я работаю психологом / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.