Путкова Н.М., учитель-логопед ДОУ № 2287, Москва
Активизация связного речевого высказывания может осуществляться средствами театрализованной деятельности. Для детей с ОНР (подготовительная к школе группа, второй год обучения) провести такое занятие можно по мотивам сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:
- обучение построению связного речевого высказывания;
- тренировка в постановке вопросов о месте («где?», «куда?», «откуда?»);
- закрепление умения использовать в речи предлоги, с пространственным значением;
- обогащение активного словаря существительных и глаголов по теме «Профессии».
Коррекционно-развивающие:
- формирование умения активно вступать в речевое взаимодействие;
- обучение передаче образа персонажа средствами интонационно-пластической выразительности;
- упражнение в восприятии формы предметов и пространственных отношений между ними;
- тренировка памяти, внимания, мышления и творческого воображения.
Воспитательные:
- формирование чувства партнерства и сотрудничества;
- воспитание культуры межличностных отношений.
Потребуются таблички с символами кинопрофессий, серия разрезных сюжетных картин по сказке «Красная Шапочка», картинки с изображением реальных и дополнительных героев сказки (Красная Шапочка, бабушка, волк, охотники, шишка, бабочка, птица, колокольчик, пчела), схема-пиктограмма передачи образа персонажа, декорации леса (береза, елка, пенек, цветы, грибы), план-схема расположения героев, корзинка, «волшебный» плащ, медальоны с изображением героев (шишка, бабочка, колокольчик, пчела, воробей), магнитофон.
***
Организационный момент
На этом этапе происходит установление зрительного контакта и знакомство со взрослым.
Логопед. Я предлагаю вам посмотреть на гостей, поздороваться с ними, подойти к взро-
слому, сидящему напротив, и познакомиться с ним.
Создание мотивации, активизация лексического материала
Логопед. Сейчас мы отправимся с вами на киностудию и попробуем сами придумать и снять фильм. Но сначала давайте вспомним, люди каких профессий работают на киностудии и чем они занимаются.
Дети. Сценарист, директор, оператор, режиссер, костюмер.
Подготовка к драматизации
Развитие восприятия
пространственных отношений
и активизация общих вопросов
о месте
Дети оказываются в кабинете сценариста. У него на доске висят картинки с изображениями различных героев.
Логопед. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадайка». Я загадаю одну из картинок, размещенных на доске, а вы, задавая вопросы о ее месторасположении, методом исключения отгадаете, что я задумала.
Дети отгадывают картинки с изо-
бражениями бабушки, Красной Шапочки, охотников, волка.
Логопед. А кто из вас хочет стать сценаристом?
Один ребенок надевает соответствующую табличку.
Логопед. Кто ты?
Ребенок. Я - сценарист.
Теперь этот ребенок становится ведущим игры.
Сценарист. Предлагаю определить, к какой сказке относятся четыре картинки, которые мы угадали, она и будет сценарием фильма.
Логопед. Давайте поблагодарим сценариста за помощь.
Сценарист снимает табличку.
Развитие восприятия формы
Логопед. Теперь мы пройдем в киномастерскую. Видите, на столе лежат половинки кадров. Вторые половинки хранятся у директора. Кто из вас хочет сыграть его роль?
Один ребенок надевает соответствующую табличку. Процедура присвоения должности повторяется.
Директор (обращается к каждому из детей). Где твоя половинка кадра?
Дети выбирают нужную половинку, ориентируясь на форму разреза.
Логопед. Давайте поблагодарим нашего директора.
Директор снимает табличку.
Установление последовательности серии картин
Еще один ребенок становится оператором. Процедура присвоения должности повторяется.
Логопед. А ты, наш замечательный оператор, будешь руководить расстановкой кадров.
Логопед регулирует действия детей при помощи инициативных высказываний. В случае затруднения называет тему высказывания.
Давайте поблагодарим нашего оператора.
Оператор снимает табличку.
Упражнения в употреблении предлогов
Логопед. Теперь я предлагаю вам вспомнить, какие картинки остались на доске в «кабинете сценариста».
Дети. Шишка, бабочка, пчела, колокольчик, воробей.
Дети находят кадр, на котором присутствуют перечисленные персонажи. Каждый ребенок берет себе картинку с изображением одного из героев. Мальчикам предлагается поставить свои картинки под заданным кадром, девочкам - над ним. Мальчики спрашивают девочек о том, куда они поставили свои картинки. Затем наоборот.
Далее один из детей выбирает себе роль режиссера. Он ведет игру «Запомни и ответь»: переворачивает кадр картинкой к себе и задает вопросы о месте расположения изображенных на ней героев.
Логопед. Давайте поблагодарим режиссера за помощь. Режиссер снимает табличку.
Активизация средств интонационно-пластической выразительности образов. Распределение ролей
Логопед. Ребята, а вы хотите стать актерами?
Дети. Да!
Логопед. Но сначала я напомню вам, что помогает актеру изображать героя, играть роль. Это голос, движения, лицо. (Показывает план-пиктограмму.)
По плану-пиктограмме дети вместе с логопедом анализируют образы героев: шишки, бабочки, колокольчика, пчелы, воробья.
Затем один из детей становится костюмером.
Костюмер (раздает детям медальоны с изображением персонажей). Кем ты хочешь быть?
Дети ведут неподготовленный диалог.
Логопед. Давайте поблагодарим костюмера за помощь.
Костюмер снимает табличку и надевает оставшийся медальон.
Разрешите мне сегодня побыть Красной Шапочкой. (Надевает шапочку.)
Творческая драматизация
Логопед (вводит детей в роль). Плащом накрываю, детей в героев превращаю. Давайте посмотрим на план-схему расположения героев и найдем свое ме-
сто на съемочной площадке.
Включается музыкальное сопровождение. Красная Шапочка ведет диалог с героями фильма, те рассказывают ей о себе и предупреждают ее об опасности. Красная Шапочка спрашивает героев о том, как они могут помочь ей спасти бабушку (диалог с детьми), благодарит героев за помощь.
Плащом накрываю, героев в детей превращаю.
Подведение итогов
Логопед отмечает успешное сотрудничество детей; говорит о том, что аплодисменты зрителей - это форма признания, и артисты должны поблагодарить за них поклоном.