Кулакова Т.В., учитель-логопед; Козина И.В., учитель-логопед; Павлова Т.С., учитель-логопед ДОУ № 2099, Москва
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили многим современным детям живое общение. Они не желают читать, речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна.
Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В.П. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, Л.П. Федоренко, Е.И. Тихеева и др.). Пересказ - это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст. Значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Подобную работу можно начинать уже с детьми 4-летнего возраста.
Коллектив нашего ДОУ разработал систему коррекционных занятий по обучению детей пересказу с опорой на природоведческие произведения. Художественная литература и устное народное творчество, в том числе малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими стимулами развития выразительности речи. Высокохудожественные тексты о природе пробуждают познавательный интерес и позволяют решать широкий спектр коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Система охватывает 27 занятий по трем возрастным группам (средней, старшей и подготовительной): 9 - на группу, по 3 - на каждый период обучения. На занятиях используются нетрадиционные пособия, изготовленные нашими логопедами. Большое внимание уделяется подбору авторов: в основном используются произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого,
И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирева и др.
Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец, понятное и интересное содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Поэтому рассказы специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается.
В основе занятий лежит алгоритм структуры логопедического занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы.
1. Подготовка.
2. Организационный момент.
3. Подготовка к восприятию текста.
4. Чтение текста.
5. Содержательный и языковой разбор текста.
6. Лексико-грамматические упражнения по тексту.
7. Повторное чтение с установкой на пересказ.
8. Моделирование рассказа с помощью графических схем.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
10. Подведение итогов занятия.
11. Задания воспитателям.
Для увеличения эффективности данной работы требовалось повысить образовательный уровень специалистов ДОУ. С этой целью были проведены: выставка-рекомендация «Методическая литература и специальные пособия по развитию связной речи детей дошкольного возраста», семинар «Обучение детей связной речи». Силами коллектива учреждения и родителей в методическом кабинете, в каждой группе, а также в «Комнате сказок» (речевой площадке для занятий) были созданы библиотеки педагогической и детской природоведческой литературы. Дважды в год логопеды проводят открытые занятия, на которые приглашаются специалисты детского сада и родители.
Опыт нашей работы был представлен на открытом окружном семинаре-практикуме «Внедрение системы эффективных приемов по обучению детей пересказу на основе использования произведений природоведческой литературы». Диагностика, проводимая специалистами ДОУ, показала хорошую динамику детей в обучении пересказу и перспективность данного вида работы.
Конспекты занятий
по развитию связной речи
Средняя группа
Пересказ рассказа «Уточки»
(по К. Ушинскому)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
сказа текста с опорой на графические схемы.
Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста.
Формирование навыков планирования развернутого высказывания.
Активизация и обогащение словаря.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Предметные картинки с изображениями домашних птиц.
2. Два набора графических схем для пересказа и развития просодики речи.
3. Пальчиковые бассейны.
4. Игрушечные утята по количеству детей, свежая трава.
5. Панно «Уточки», панорама «Птичий двор».
6. Аудиозаписи рассказа, голосов домашних птиц, CD-диск, плеер.
ПОДГОТОВКА
1. Изучение лексической темы «Домашние птицы» (с логопедом и воспитателями).
2. Чтение природоведческой литературы (с воспитателями и родителями).
3. Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме (с логопедом и воспитателями).
4. Лепка уточки (с воспитателями).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
* * *
Организационный момент
Дети вместе с логопедом рассматривают предметные картинки с изображениями домашних птиц.
Подготовка к восприятию текста
Логопед. Кого вы видите на картинках?
Дети. Домашних птиц.
Логопед. Одна из птиц приготовила для вас звуковое письмо.
Кто это, ребятки?
В перепонках лапки,
Широким носиком клюет,
Червячка на завтрак ждет.
Ныряет, плавает в пруду…
Но кто же это? Не пойму.
Дети. Это уточка.
Логопед. Какие слова помогли вам догадаться, что это уточка?
Дети отвечают, потом находят у уточки звуковое письмо - CD-диск. На нем - аудиозапись детского голоса.
Чтение текста
Логопед. Присядем и послушаем. (Включает плеер.)
Уточка. Здравствуйте, ребята. Я - уточка. Кря-кря. Послушайте рассказ, который называется «Уточки». Написал его Константин Ушинский.
Сидит Вася на берегу. Смотрит он, как уточки в пруду плавают. Носики широкие, лапки желтые с перепонками. Траву щиплют, червяков глотают. Сказали Васе уточек стеречь. А они на воду ушли. Как их теперь домой загнать? Стал Вася уточек кликать: «Ути, ути, уточки, пора вам домой идти». Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой пошли.
Содержательный и языковой разбор текста
Логопед. Что вы прослушали?
Дети. Рассказ.
Логопед. Как называется рассказ?
Дети. «Уточки».
Логопед. Кто его написал?
Дети. Константин Ушинский.
Логопед. А хотите увидеть Васю и уточек? (Открывает панно «Уточки».) Где сидит Вася?
Дети. Вася сидит на берегу.
Логопед. Куда смотрит Вася?
Дети. Смотрит Вася, как уточки в пруду плавают.
Логопед. Какие у уток носики, какие лапки? Что едят утки? Как едят?
Дети отвечают.
Что сказали Васе?
Дети. Васе сказали уточек стеречь.
Логопед. А куда ушли утки? Как их домой загнать? Что придумал Вася?
Дети отвечают.
Как он их стал звать, кликать?
Дети. Ути, ути, уточки, пора вам домой идти.
Логопед. Что сделали уточки?
Дети. Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой пошли.
Логопед. А где живут утки?
Дети. На птичьем дворе.
Логопед. Отправимся и мы на птичий двор.
Лексико-грамматические
упражнения по тексту
Развитие мелкой моторики рук
Детям предлагается панорама «Птичий двор». Звучат голоса домашних птиц.
Логопед. Кто живет на птичьем дворе?
Дети. Утка с утятами, курица с цыплятами, гусыня с гусятами.
Логопед. Надо птиц покормить. В коробках найдите вот таких червяков. (Показывает червяка, сделанного из бумажной ленты.)
Дети из пальчикового бассейна выбирают червячков.
А затем отщипните молодой, сочной травки. (Показывает действие.)
Дети выполняют.
Формирование навыков связного последовательного пере Развитие речевого дыхания
Упражнение направлено на увеличение длины ротового выдоха.
Логопед. Угощение готово. Позовем птиц.
Дети (делают глубокий вдох. На выдохе проговаривают плавно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в легких все время был запас воздуха). Ути-ути-ути, цып-цып-цып, тега-тега-тега.
Логопед. Услышали нас птицы, поспешили к еде.
Дети ставят птиц рядом с блюдцами.
Как едят птицы?
Дети. Червяков глотают, траву щиплют.
Развитие просодики
Упражнение направлено на развитие силы голоса, мелодико-интонационной, темпоритмической сторон речи.
Логопед. Птицы поели и говорят нам: «Спасибо». А теперь разделитесь на две команды. (Показывает схемы.)
Развитие эмпатии
Звучат голоса уток.
Логопед. Давайте я буду Вася, а вы уточки. Сяду на бережок. Плавают уточки в пруду. Широкие носики в воду прячут, желтые лапки с перепонками на солнышке сушат. Травку щиплют, червяков глотают. Сказали мне вас стеречь. А вы на воду ушли. Как вас теперь домой загнать? Надо вас покликать: «Ути, ути, уточки, пора вам домой идти». Уточки меня послушались, на берег вышли и домой пошли.
Дети перешагивают через веревочку.
Были утята, а стали ребята. Присядьте на стульчики.
Повторное чтение
Логопед. Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам схемы.
По мере чтения рассказа дети выстраивают графическую мнемодорожку.
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем
Логопед. Кто хочет рассказать про Васю и уточек?
Дети по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ.
Как называется этот рассказ? Кто его написал?
Дети отвечают на вопросы.
Подведение итогов занятия
Логопед. Посмотрите на Васю. Кажется, он нам что-то хочет сказать.
Все подходят к панно.
Вася сказал, что ему понравились рассказы. Он дарит вам этих утят. (Раздает детям сувениры.)
Задания воспитателям
1. Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.
2. Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
Старшая группа
Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В. Бирюкову)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Обучение последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
Формирование активного слухового и зрительного контроля за составлением пересказа.
Развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.
Активизация и обогащение словаря по темам «Насекомые», «Цветы».
Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с произведением.
Активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, логического мышления).
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Графические схемы, картина.
2. Предметные картинки с изображением колокольчиков
(6 шт).
3. Магнитная доска, магниты.
4. Предметные картинки с изображением цветов, сюжетная картина.
5. Игрушки (жук, корова, лошадь).
6. Магнитофонная запись, мяч.
ПОДГОТОВКА
1. Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы» (с логопедом и воспитателями).
2. Посещение парка или леса и наблюдение за насекомыми, цветами (с родителями и воспитателями).
3. Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения (с логопедом).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
* * *
Организационный момент
На поляне (магнитная доска) лежат игрушечные корова, жук, лошадь.
Логопед. Отгадайте загадку:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на поляне.
Дети. В загадке говорится о жуке.
Подготовка к восприятию текста
Логопед включает магнитофон, ставит кассету с записью жужжания жука.
Ребенок
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Загудел и полетел,
У него немало дел.
Чтение текста
Чтение проводится без установки на запоминание и пересказ, оно направлено на развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
Логопед. Я прочитаю вам рассказ «Поющий букет». Его написал Василий Бирюков.
Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
- Ой, какой хороший! Сорву его. - Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг раздалось жужжание:
- Жжуть, жжуть. Куда я попал? Тут люди жживут.
- Букет жужжит, - удивилась Наташа. - Букет поет.
Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
- Чудно. Никого нет, а поет.
Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.
- Вот почему букет пел!
Взяла жучка и выпустила на волю.
Содержательный и языковой разбор текста
Дети учатся вести диалог по содержанию рассказа.
Логопед. Где шла Наташа?
Дети. Наташа шла по лугу.
Логопед. Что она собирала на лугу?
Дети. На лугу она собирала букет.
Логопед. Какой цветок ей понравился?
Дети. Ей понравился колокольчик.
Логопед. Что набрала Наташа на лугу?
Дети. Наташа набрала на лугу разных цветов.
Логопед. Куда она поставила букет?
Дети. Букет она поставила в банку с водой.
Логопед. Что удивило Наташу?
Дети. Наташу удивило жужжание.
Логопед. О чем жужжал букет?
Дети. Букет жужжал о том, что здесь люди живут.
Логопед. Почему букет пел?
Дети. Потому что в колокольчике сидел жук.
Логопед. Что девочка сделала с жучком?
Дети. Девочка выпустила жучка на волю.
Лексико-грамматические
упражнения по тексту
Подбор признаков, образование относительных прилагательных
Проводится в форме игры с мячом. Логопед задает детям вопрос и бросает им поочередно мяч. Те отвечают и бросают мяч обратно логопеду.
Логопед. Жук какой?
Дети. Большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый.
Логопед. Цветы какие?
Дети. Яркие, пестрые, красивые, душистые, высокие, низкие, садовые, полевые.
Игра «Куда
спрятались насекомые?»
Это игра на составление предложно-падежных конструкций, формирование навыка придумывания сложных предложений с предлогом под. На магнитной доске помещена картинка с изображением поляны.
Логопед. Ожидается сильный ливень, все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.
Дети (по очереди подходят к картине, показывают указкой сюжет). Гусеница ползет под сочным душистым яблоком. Яркая бабочка укрылась под крупной ромашкой. Зеленый кузнечик примостился под пушистой елкой. Усатый жук заполз под куст клубники и т.д.
Игра «Найди цветы»
Это игра на образование относительных прилагательных.
Логопед. Найдите цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду.
Дети (отбирают цветы). Василек растет в поле, это полевой цветок и т.д.
Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание, без пересказа.
Логопед. Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
Моделирование рассказа
с помощью графических схем
На столе разложены беспорядочно графические схемы.
Логопед. Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего он начинается?
Совместно с детьми логопед составляет план рассказа с наглядной опорой.
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем
Игра «Расскажи по цепочке»
Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.
Подведение итогов занятия
Логопед. Как назывался рассказ, который пересказывали? О ком говорилось в рассказе?
Дети отвечают на вопросы.
Задание воспитателям
1. Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
2. Повторить рассказ с опорой на графический план.
3. Повторить упражнение «Найди цветы».
Подготовительная
к школе группа
Пересказ рассказа «Стожок»
(по Ю. Ковалю)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Активизация и обогащение словаря (определения, глаголы, родственные слова).
Использование для пересказа метода языковой трансформации.
Работа над интонационной выразительностью речи.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Карточки-подсказки.
2. Графические схемы.
3. Карточки с родственными и похожими словами к слову медведь.
4. Разрезная картинка (медведь).
5. Панорама к рассказу, мольберты, магниты, аудиокассета, шапка, жилетка.
ПОДГОТОВКА
1. Чтение рассказов и сказок (с воспитателями): И. Соколов-Микитов «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья горка»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Коваль «Стожок»; «Медведь» (по сюжету Б. Сергункова) и др.
2. Изучение лексической темы «Дикие животные».
3. Работа с графическими схемами.
4. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов.
5. Рисование медведя (организация выставки работ).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
* * *
Организационный момент
Логопед. Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки. (Раздает детям подсказки.)
Звучит тихая музыка. Дети ищут конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку: например предлог под и картинку с изображением стула. Значит конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т.д.) Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя.
Подготовка к восприятию текста
Логопед. Сегодня мы с вами вспомним интересную историю про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Юрий Коваль. А какие еще произведения про медведей вы можете вспомнить?
Дети. «В берлоге», «Купание медвежат», «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья семья» и т.д.
Чтение текста
Чтение отрывка проводится без установки на запоминание и пересказ.
Логопед (выставляет на мольберт графические схемы, соответствующие содержанию, и читает по книге). Послушайте начало рассказа.
У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.
А вот что произошло дальше.
Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.
- Ты чего, Зуюшка, привез? - кричит ему соседка Пантелеевна.
- Сено, Пантелеевна, чего же еще? - отвечает Зуй.
- А на возу у тебя кто?
Глянул дядя Зуй на стог и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза - медведь! «Рру - у!»
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках.
Стал народ собираться. Толпятся люди, разглядывают медвежьи следы, говорят: «Вот какую берлогу себе медведь придумал - Зуев стожок».
Содержательный
и языковой разбор текста
На все вопросы дети дают полные, развернутые ответы.
Логопед. Кто привез сено из леса?
Дети. Сено из леса привез дядя Зуй.
Логопед. Кто встретил дядю Зуя в деревне?
Дети. Дядю Зуя встретила Пантелеевна.
Логопед. Что она сказала дяде Зую?
Дети. Ты чего, Зуюшка, привез?
Логопед. Что ответил Зуй?
Дети. Сено, Пантелеевна, чего же еще?
Логопед. Кого Пантелеевна увидела на возу?
Дети. На возу Пантелеевна увидела медведя.
Логопед. Как медведь соскочил с телеги?
Дети. Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.
Логопед. Кто стал собираться около саней?
Дети. Около саней стал собираться народ.
Логопед. О чем говорили люди?
Дети. Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал.
Логопед. Где медведь сделал себе берлогу?
Дети. Медведь сделал себе берлогу в стогу сена.
Лексико-грамматические
упражнения по тексту
Дидактическая игра
«Родственные слова»
Это игра на закрепление навыков словообразования, подбор родственных слов к слову медведь.
На столе располагаются карточки с лексическим материалом. Дети должны отобрать карточки с родственными словами, прочитать их и поместить на мольберт, рядом с картиной, на которой изображен медведь. Остальные карточки располагают отдельно.
Лексический материал: медвежонок, медленно, медведица, медуза, медвежий, мед, медвежатина, медицина, медведушка, медаль, медведище, медвежатник, медный.
Игра «Кто лучше запомнил?»
Это игра на активизацию глагольной лексики и словаря признаков. Также проводится работа над грамматическим строем речи.
Логопед. Теперь давайте с вами вспомним, каким был медведь, когда он проснулся. (Раздает детям карточки.) Что делал медведь на возу? Какая была морда у медведя? Что сделал медведь, оказавшись на снегу?
Дети отвечают на вопросы.
Дидактическая игра
«Используй нужный знак»
Это игра на развитие интонационной выразительности речи. Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака логопед предлагает детям, стоящим в кругу. Вначале логопед сам приводит пример восклицательного или вопросительного предложения в соответствии с содержанием текста. Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение.
Дети. Какой страшный этот медведь! Какой опасный медведь! Ах, как я боюсь медведя! Не буди спящего медведя! Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь! Что привез дядя Зуй из леса?
Следующий по очереди ребенок отвечает на вопрос и говорит свое предложение.
Кто встретил его в деревне? Что сделал медведь, проснувшись? Куда он побежал? Ты боишься медведя? Чем опасен медведь? У медведя острые зубы?
Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание и пересказ.
Логопед. Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить.
Моделирование рассказа
с помощью графических схем
и пересказ с опорой на них
Работа проводится индивидуально или с группой из двух детей. Используется метод языковой трансформации. Один из детей пересказывает отрывок из рассказа от первого лица, надев меховую жилетку и шапку.
Подведение итогов занятия
Логопед знакомит детей с панорамой, на которой изображен сюжет рассказа. Дети рассматривают и комментируют ее. Логопед оценивает высказывания детей и вручает им подарки от медведя.
Задания воспитателям
1. Закрепить глагольную лексику и словарь признаков из рассказа Ю. Коваля «Стожок». С этой целью провести дидактические игры «Подбери действие», «Подбери признак».
2. Закрепить навык словообразования путем подбора родственных слов к словам медведь, лес, зима.
3. Формировать логическую цельность речи, раскладывая графические схемы в соответствии с сюжетом рассказа.
4. Закрепить навык пересказа текста с опорой на графические схемы.